6
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и
драматургия XIX векав русской критике и публицистике.
Понятие о романтизме и реализме
Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с
классическими произведениями.
2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю
красоту и совершенство – обязательное условие образованности...
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
ХОД УРОКА
Русская литература... всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
I. Общая характеристика русской литературыXIX века
Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?
2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу«совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людейи способствует ли справедливому переустройству жизни?
В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.
«Золотой век» русской литературы XIX века
Направления русской литературы XIX века
Журналы о русской литературе XIX века
Представители русской литературы XIX века.
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».
З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.
Период | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая хар-ка развития русской лит-ры XIX в | Динамика основных литературных жанров |
I половина XIX в. (1795— первая полови- на 1850-х г. II поло- вина XIXв. (1852— 1895 г.) | ОткрытиеЦарскосельского лицея (1811).Отечествен- наявойна1812 г. Революци- оные и национально-освобо дительныедвиженияв Европе. Возникновениетайных дека Бристских организаций в Ро ссии(1821—1822). Восста- ние декабристов (1825) и его поражение. Реакционнаяполитика Ни-колаяI.Гоненияна свободо мыслиевРоссии. Кризискрепостничества, общественнаяреакция. Усилениедемократических тенденций. РеволюциивЕвропе (1848—1849),ихподавление ПоражениеРоссиив Крымскойвойне. СмертьНиколаяI(1855). Подъем демократического движенияи крестьянских волнений.Кризис самодер- жавия. Отменакрепостного права. Началобуржуазных преоб- разований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных тер- рористических организа- ций. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория«малых дел».Рост пролетариата. Пропаганда идей марксиз- ма | Освоениеевропейскогокуль- турногонаследия. Внимание к русскомуфольклору.Закат классицизмаи сентиментализма. Зарождениеирасцвет романтиз ма. Литературныеобществаи круж ки,изданиежурналови альмана хов.Принцип историзма, выдви нутый Карамзиным. Романтические устремления и верностьидеям декабристов в творчестве Пушкина, Лермонто ва.Зарождениереализмаиего сосуществованиерядомсро- мантизмом.Вытеснение поэзиипрозой.Переходк реали змуи социальнойсатире. Развитиетемы«маленького че- ловека».Противостояние лите- ратуры«гоголевской школы» ипоэтов-лириков романтическо гоплана Усилениецензурыи репрессии прогрессивныхписателей (Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно гнетапослесмерти Николая I. Развитие драматургии реалисти ческогоромана. Новые темы, проблемыигерои. Ведущая роль журналов «Со- временник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журна- листики. Поэзия «чистого ис- кусства». Обличение обще- ственных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов | 1.Путешествие,сентименталь- ныйроман, элегия, послания, идиллия. 2.«Модернизированные» декабристамиода, трагедия, «высокаякомедия», патриоти- ческаяпоэма, баллада, истории- ческий роман. 3.Историческая,романтическая тическая,бытоваяповесть. Литературно-критическая статья,физиологический очерк,социальная повесть, поэма.Пейзажная, любовно-эс- тетическаяи философская лирика 1.Активизацияжанров литературнойкритикии журналистики. Демократичес- каяповесть, социально-психоло гический роман, очерк, рассказ, повесть,сказ. 2.Лирическиежанрыв творчестве поэтов-романтиков, социальные мотивы в револю- ционно-демократической поэзии |
II. Поэзия, проза и драматургия XIX векав русской критике и публицистике
Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.
З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836);
М. Ю. Лермонтов «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);
И. С. Тургенев «Записки охотника» (1852);
Н. А. Некрасов «Железная дорога» (1862);
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);
А. П. Чехов «Хамелеон» (1884).
Итоговый вопрос:
— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?
Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.
Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):
1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика
«Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Русская журналистика первой половины XIX века
III. Понятие о романтизме и реализме
З: Выясним главные отличия романтизма и реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.
З: Возьмём, например, для сравнения «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Какие события изображены в произведениях?
2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к
событиям и проблемам?
3. Как эти произведения связаны с русской историей?
4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними
общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана
прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.
З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Основания для сопоставления | Романтизм | Реализм |
Возникновение и развитие | Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос | Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие | Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности. |
События и герои | Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности | Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей |
Язык | Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис | Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления | Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним. | Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микро- средой», усиливается критический пафос изображения действительности |
IV. Итог урока
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,
или
сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание:
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).