СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме: "Общая характеристика литературы 19 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназанченна для вводного урока по литературе 19 века

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме: "Общая характеристика литературы 19 века"»

6




Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и

драматургия XIX векав русской критике и публицистике.

Понятие о романтизме и реализме


Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с

классическими произведениями.

2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю

красоту и совершенство – обязательное условие образованности...

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.


ХОД УРОКА


Русская литература... всегда была совестью народа.

Ее место в общественной жизни страны всегда было

почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

стремилась к справедливому переустройству жизни.

Д. С. Лихачев. Великое наследие.


I. Общая характеристика русской литературыXIX века


  1. Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?

2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу«совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?

3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.

4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людейи способствует ли справедливому переустройству жизни?


В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.


  • Сообщение учителя о главных событиях (таблица)

  • Выступление уч-ся с докладами:

  1. «Золотой век» русской литературы XIX века

  2. Направления русской литературы XIX века

  3. Журналы о русской литературе XIX века

  4. Представители русской литературы XIX века.


Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».


З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.


Период


Важнейшие исторические

события в Европе и России

Общая хар-ка развития

русской лит-ры XIX в

Динамика основных

литературных жанров

I половина

XIX в.

(1795—

первая

полови-

на 1850-х г.



















II поло-

вина

XIXв.

(1852—

1895 г.)





ОткрытиеЦарскосельского лицея (1811).Отечествен-

наявойна1812 г. Революци-

оные и национально-освобо

дительныедвиженияв Европе.

Возникновениетайных дека

Бристских организаций в Ро

ссии(1821—1822). Восста-

ние декабристов (1825) и

его поражение.

Реакционнаяполитика Ни-колаяI.Гоненияна свободо

мыслиевРоссии.

Кризискрепостничества,

общественнаяреакция.

Усилениедемократических

тенденций.

РеволюциивЕвропе

(1848—1849),ихподавление





ПоражениеРоссиив Крымскойвойне.

СмертьНиколаяI(1855).

Подъем демократического

движенияи крестьянских

волнений.Кризис самодер-

жавия.

Отменакрепостного права.

Началобуржуазных преоб-

разований.

Демократические идеи

народничества.

Активизация тайных тер-

рористических организа-

ций.

Убийство Александра II.

Усиление реакционной

политики царизма.

Теория«малых дел».Рост

пролетариата.

Пропаганда идей марксиз-

ма



Освоениеевропейскогокуль-

турногонаследия.

Внимание к русскомуфольклору.Закат классицизмаи сентиментализма.

Зарождениеирасцвет романтиз

ма.

Литературныеобществаи круж

ки,изданиежурналови альмана

хов.Принцип историзма, выдви

нутый Карамзиным.

Романтические устремления и верностьидеям декабристов в

творчестве Пушкина, Лермонто

ва.Зарождениереализмаиего сосуществованиерядомсро-

мантизмом.Вытеснение

поэзиипрозой.Переходк реали

змуи социальнойсатире.

Развитиетемы«маленького че-

ловека».Противостояние лите-

ратуры«гоголевской школы»

ипоэтов-лириков романтическо

гоплана


Усилениецензурыи репрессии

прогрессивныхписателей

(Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно

гнетапослесмерти Николая I.

Развитие драматургии реалисти

ческогоромана. Новые темы,

проблемыигерои.

Ведущая роль журналов «Со-

временник» и «Отечественные

записки». Появление

плеяды поэтов-народников.

Открытие памятника Пушкину

в Москве. Запрет на передовые

журналы и возрастание

роли развлекательной журна-

листики. Поэзия «чистого ис-

кусства». Обличение обще-

ственных порядков и

социального неравенства.

Рост сказочно-легендарных и

фантастических сюжетов



1.Путешествие,сентименталь-

ныйроман, элегия, послания, идиллия.

2.«Модернизированные»

декабристамиода, трагедия,

«высокаякомедия», патриоти-

ческаяпоэма, баллада, истории-

ческий роман.

3.Историческая,романтическая

тическая,бытоваяповесть.

Литературно-критическая

статья,физиологический

очерк,социальная повесть,

поэма.Пейзажная, любовно-эс-

тетическаяи философская

лирика









1.Активизацияжанров

литературнойкритикии

журналистики. Демократичес-

каяповесть, социально-психоло

гический роман, очерк, рассказ,

повесть,сказ.

2.Лирическиежанрыв

творчестве поэтов-романтиков,

социальные мотивы в револю-

ционно-демократической

поэзии



II. Поэзия, проза и драматургия XIX векав русской критике и публицистике


Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.

З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:


А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836);

М. Ю. Лермонтов «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);

И. С. Тургенев «Записки охотника» (1852);

Н. А. Некрасов «Железная дорога» (1862);

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);

А. П. Чехов «Хамелеон» (1884).


Итоговый вопрос:

Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?

  1. Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.


Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):


1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика

  1. «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  2. Русская журналистика первой половины XIX века


III. Понятие о романтизме и реализме


З: Выясним главные отличия романтизма и реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.


З: Возьмём, например, для сравнения «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.


Вопросы для сопоставительного анализа:

1. Какие события изображены в произведениях?

2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к

событиям и проблемам?

3. Как эти произведения связаны с русской историей?

4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними

общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?

5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана

прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.


З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.


Романтизм и реализм в русской литературе XIX века


Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве

Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма

второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос


Изображение внутреннего мира человека, жизни его

сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной»

жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос

в изображении действительности.

События и герои


Изображение исключительных,

необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится

освоение связей человека с его близким окружением, «микро-

средой», усиливается критический пафос изображения действительности


IV. Итог урока


Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.


V. Домашнее задание


Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,

или

сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.


Индивидуальное задание:

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!