СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по рассказу Б.Васильева "Ветеран"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературы в 9 классе по рассказу Б. Васильева "Ветеран" "Своя война, но общая Победа. Женщины на войне."

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 9 классе по рассказу Б.Васильева "Ветеран"»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе.

Тема урока: «Своя война , но общая Победа…». Женщина на войне. ( по рассказу Б. Васильева «Ветеран»)

Цели :

Образовательные:

  • углубление и расширение знаний произведений о Великой Отечественной войне, развитие интереса к их чтению;

  • совершенствование навыков смыслового чтения, умения анализировать прочитанное;

  • расширение знаний по теории литературы.


Воспитательные:

  • продолжение формирования мировоззрения учащихся посредством анализа произведений классической русской литературы: раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев повести;

  • воспитание у учащихся уважительного отношения к ветеранам, старшим членам семьи, воспитание необходимости заботы о них;

  • патриотическое воспитание подрастающего поколения: формирование духовно-развитой личности на основе обобщения и систематизации великого исторического наследия страны;

  • развитие когнитивных способностей: воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоанализу;

  • развитие речи учащихся: ответы на вопросы, монологическая речь, инсценированное чтение;

  • развитие мыслительных процессов: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать материал;

  • развитие целеустремлённости, выдержки, самообладания, сопереживания;

  • формирование умения слушать и оценивать художественное чтение;

  • организация самостоятельной работы учащихся и создание условий для проявления их творческих способностей.

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации школьников, обеспечивающей личностный моральный выбор.

  2. Регулятивные: формировать у обучающихся умения оценивать, контролировать, планировать деятельность.

  3. Коммуникативные: развивать культуру публичных выступлений; способствовать умению строить речевое высказывание.



Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; частично-поисковый, исследовательский методы.


Тип урока: урок внеклассного чтения,обобщение изученного на основе анализа литературного произведения.

Образовательные технологии:

Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Проектная технология. Технология развития критического мышления.

Технология сотрудничества. ИКтехнологии.

Здоровьесберегающая технология.

Оборудование: текст рассказа Б.Васильева «Ветеран», исследовательские мири-проекты учащихся, ЦОРы: Презентация «Своя война, но общая Победа» (по рассказу Б. Васильева «Ветеран»), интерактивная доска, меловая доска, мультимедийный проектор, компьютер.





Эпиграф урока:

С чего начинается Память ?

С берез? С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если с убийства…

А если со слез…

А если с воздушной тревоги…

А если с визжащей пилы в облаках,

со взрослых в пыли распростертых,

а если с недетского знания,

как живое становится мертвым…

И в 5 , и в 15, и в 25 лет

Войной начинается Память…

К. Симонов

…Порой я с густой горечью думаю, кем мы не стали. Мы не стали Пушкиными и Толстыми, Суриковыми и Репиными, Мусоргскими и Чайковскими, Баженовыми и Казаковыми. Мы не стали учеными, инженерами, рабочими, колхозниками. Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: ЗЕМЛЕЙ.

Потому что мы стали солдатами.

Б.Васильев «Летят мои кони».

- Как ты оказалась на фронте?

- Так же, как ты.

- Но я мужчина.

-А я – женщина.

Кому-то надо вас перевязывать и стирать ваши гимнастерки..

Б. Васильев «Аты - баты, шли солдаты…»



Ход урока.

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент. (1)

Вызвать доверие, готовность сотрудничать, настроить на плодотворную работу.

Приветствие учащихся:

Добрый день! Весна, начало мая, настроение замечательное. Улыбнемся друг другу, солнцу, порадуемся тому, что у нас есть такая возможность: дарить хорошие эмоции окружающим.


Приветствие участников урока.

Музыкальное сопровождение – песни и мелодии военных лет.

2. Мотивация. Постановка цели и задач. (5)






































Побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информации-онное поле урока

Прочтите эпиграфы урока:

С чего начинается Память ?

С берез? С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если с убийства…

А если со слез…

А если с воздушной тревоги…

А если с визжащей пилы в облаках,

со взрослых в пыли распростертых,

а если с недетского знания,

как живое становится мертвым…

И в 5 , и в 15, и в 25 лет

Войной начинается Память…

К. Симонов

…Порой я с густой горечью думаю, кем мы не стали. Мы не стали Пушкиными и Толстыми, Суриковыми и Репиными, Мусоргскими и Чайковскими, Баженовыми и Казаковыми. Мы не стали учеными, инженерами, рабочими, колхозниками. Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: ЗЕМЛЕЙ.

Потому что мы стали солдатами.

Б.Васильев «Летят мои кони».

- Как ты оказалась на фронте?

- Так же, как ты.

- Но я мужчина.

-А я – женщина.

Кому-то надо вас перевязывать и стирать ваши гимнастерки..

Б. Васильев «Аты - баты, шли солдаты.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Сегодняшний урок мы посвятим 75-летию Великой Победы, произведениям русской литературы, повествующим о Великой Отечественной войне, в частности, рассказу Б.Васильева «Ветеран».

























3.Актуализация знаний, проверка домашнего задания.(5)

Проверить выполнение домашнего задания, развить навыки публичной защиты

Две недели назад вы получили задание: провести мини-исследование «Великая Отечественная война в истории моей семьи», сегодня заслушаем 2-3 учащихся.

Выступление учащихся.

Итак, мы снова убеждаемся в том, что внимание к Вов в нашей стране не просто дань традициям, это историческое событие, которое, действительно, затрагивает каждого, и сколько бы не прошло лет, долгие годы войны и Великая Победа будут сплачивать нас.

Защита мини-проектов, оценивание одноклассников.

Памятка

«Правила публичной защиты учебного материала»

4. Переход к освоению нового материала. (1')


Актуализировать опорные знания.

Как вы поняли, речь сегодня пойдет о Великой Отечественной войне, о цене Великой Победы, а точнее, о роли женщины в годы войны. Одним из самых пронзительных, глубоких и правдивых произведений о Великой Отечественной войне является рассказ Бориса Львовича Васильева «Ветеран».




Запись темы урока в тетрадь




  1. Освоение нового материала. (5')
























Визуализировать образ (реализация принципа наглядности)





































    1. Сообщение учащегося по биографии Бориса Васильева

«Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя» (Б. Васильев).

Творчество Бориса Васильева известно даже тем, кто не читал его книги – по его сценариям сняты знаменитые фильмы «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей», «А зори здесь тихие...», «Я – русский солдат», «Иванов катер». Большинство этих сценариев были основаны на его повестях и романах. Когда в 1969 г. журнал «Юность» опубликовал его повесть «А зори здесь тихие...» о трагической судьбе пятерых девушек-бойцов, стало ясно, что в русской литературе появился новый большой писатель. В 1972 г. Станислав Ростоцкий снял фильм по этой повести, и писатель был удостоен за него Государственной премии СССР в области кинематографии. Позже Борис Васильев получил шесть театральных премий (три из них международные), премию имени братьев Васильевых в области кинематографии, орден Дружбы народов.
К теме Великой отечественной войны Борис Васильев обращается во многих своих произведениях: в повестях «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война», в рассказах «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина». Все эти произведения экранизированы, а некоторые из них – даже не один раз.
Почему Б. Васильева так привлекала военная тема? Потому что она была в его сердце: в 1941 г. он ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и знал войну в лицо. Ему было что рассказать о ней. 

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 в Смоленске. После окончания 9-го класса ушел на фронт добровольцем. Окончил полковую кавалерийскую школу, а затем пулемётную школу, служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Под Вязьмой в 1943 г. был тяжело контужен и после лечения был демобилизован из действующей армии, а затем направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. До 1953 г. он работал инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Из армии уволился в 1954 г. в звании капитан-инженер.
Скончался 11 марта 2013 г. в Москве на 89-м году жизни.

    1. Краткое содержание рассказа «Ветеран»








Запись в тетради основных положений сообщения.



















































Прослушивание краткого содержания рассказа








5.Аналитическая работа по рассказу.(Исследование текста)(20)

Поддержать интерес к изучаемому материалу, развивать умение анализировать литературное произведение.


Вопросы для исследования текста произведения

1.Сколько лет главной героине повести?(50).

2.Как звали главную героиню?(Алевтина Ивановна Коникова).

3.Кем работала Алевтина Ивановна?(главным бухгалтером отдела сбыта на фабрике).

4.О чём беседовал секретарь комсомольской организации фабрики с Алевтиной Ивановной?(напомнил о том, что героиня является ветераном войны, и предложил ей выступить на следующий день перед работницами фабрики).

5.Как восприняла этот разговор Алевтина Ивановна?(героиня опустилась на стул и заплакала, очень сильно разволновалась).

6.Как звали мужа Алевтины Ивановны?

7.Как оценивала свою семейную жизнь героиня? («….твёрдо считала себя очень счастливой женщиной, … у неё дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих)»).

8. Как характеризует героиню писатель? ( И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение…Коникова никогда не подводила.»).

9. А что же будет завтра вечером во Дворце культуры?

10. Как готовилась к выступлению Алевтина Ивановна?(Советовалась с мужем, участником войны, ветераном, «Она верила мужу:он и выступал часто, и знал больше, и читал книги»).

11.В каком году героиня пришла на фронт? (в апреле 1943 года).

12.Где закончила войну Алевтина Ивановна? (В Белграде).

13.Каие люди окружали её на фронте?

14.Что объединяло этих людей?

15. Что вспомнила о своей войне Алевтина Ивановна?

16.Почему недопустимо вовлечение женщин в военные события?

Воспоминания Алевтины Ивановны о войне.

Лицо войны…

  1. «А.И. всю войну прошла бойцом банно-прачечного отряда, то есть прачкой»

2. « Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны».

3. « И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками».

4. «От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа»

5. «А потом как-то незаметно стали исчезать и ногти».

6. «И девушки очень расстраивались и плакали не только от боли и усталости, а и от страха».

7. «А.И. вспомнила усталость, от которой тошнило во сне, вшей на мёртвых и на живых, тяжкий запах переполненных братских могил, вспомнила обугленных танкистов в горящих танках, двадцатилетних лейтенантов с седыми прядями, надсадный вой пикирующих бомбардировщиков искалеченные молодые тела…»

Подготовка к выступлению. Воспоминания.

1.Ей вспомнились страшные картины войны: « Обваренные паром лица, распухшие руки да красная от крови мыльная пена, в которой отмокало поступавшее из медсанбатов обмундирование, всё настойчивее, всё чётче и яснее возвращались из далёкого далека, из того далёка, что у всех поколений бывает самым звонким, самым свободным и самым прекрасным, за что и называется ЮНОСТЬЮ.»

2.Однажды «Двадцать два часа простояли за корытами, двадцать два-почти сутки. И ели тут же, среди щёлока и мыла, в едком пару, сидя на грудах бинтов, ломких от крови и гноя. Ели медленно и молча, как старушки… И падали на эти же бинты, теряя сознание или засыпая на десять минут».

Проблемный вопрос: О чем же хотела рассказать Алевтина Ивановна молодым ткачихам?

  1. «Очень хотела рассказать, как назло всему тогда на войне женщины старались быть женственными, как берегли большое зеркало, укутывая его одеялом».

  2. Героиня вспоминает, как прятали от мужчин шершавые и изъязвлённые руки.

3. Вспомнила, как вместо чулок им выдавали трикотажные офицерские кальсоны. «Всё это было чудовищной несправедливостью», отрицанием их женского естества.




Работа по предложенным вопросам.











































Находят в тесте воспоминания героини о войне















































Формулируют ответ на вопрос, подкрепляя ответ цитатами из текста.


5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. ( 5)


Проанализи-ровать и систематизи-ровать полученные знания.


Вопросы ученикам:

Итак, каков же смысл названия данного рассказа, по вашему мнению? Что хотел донести до нас, потомков, Борис Васильев? От чего предостеречь? С какой стороны автор раскрыл для вас сущность Великой Отечественной войны?

Война…Тяжёлая женская доля. Именно эту проблему затрагивает русский писатель Борис Львович Васильев в рассказе «Ветеран». Рассказывая о том, как Алевтина Ивановна, готовясь к выступлению перед молодыми ткачихами, вспоминает все ужасы, которые она и её боевые товарищи испытали во время этого страшного бедствия, автор подчёркивает, какую тяжелейшую работу выполняли молодые. Бывали случаи, когда стирать обмундирование и заскорузлые от крови и пота бинты приходилось сутками, прачки поднимали очень тяжёлые бачки. У девушек стали исчезать ногти, было очень больно. Они теряли сознание, а их руки все были в язвах. От кипятка трескалась и не заживала кожа. Мы видим страшные картины, рассказывающие о тяжёлой женской доле на войне. А ведь они мечтали о счастье! Ведь были они такие молодые! И автор повествует о чистой любви и светлых чувствах. И, читая повесть, мы понимаем, что война-это не женское дело.


Ответы учащихся.










6. Итог

мероприятия. Рефлексия. (3')

Обобщить материал по теме урока, проверить достижение целей мероприятия, сделать вывод.


1. Слово учителя

- Отвечая на анкету журнала «Дружба народов», Б. Л. Васильев на вопрос: «Какое событие вашей жизни вы считаете важным?» — ответил кратко: «Война — самое главное событие моей жизни». Сообщение о войне Б. Л. Васильев встретил юнцом, только что окончившим десять классов, громко крича «ура!» на крыльце родной школы. Но из «четверых семнадцатилетних парнишек, глупо оравших в первый день Великой Отечественной войны, в живых остался один я»,— горестно замечает автор.

Художественное же осмысление войны в нём появилось не сразу, подспудно; как говорит Д. Дементьев, «оно требовало внутреннего накала, той критической точки, когда происходит самовоспламенение материала». Думается, подобное «воспламенение» произошло в повести 1969 года «А зори здесь тихие…». Лишь затем появилась потребность увидеть далёкую юность в кровавых всполохах войны в рассказах «Пятница» (1970), «Старая “Олимпия”» (1975) и в повести «Ветеран» (1976).

Первое произведение сделало начинающего писателя знаменитым, возможно, ещё и потому, что оно поведало о воинской судьбе пяти девушек-зенитчиц: ведь о роли женщин на войне долгое время просто не говорили. Повесть «А зори здесь тихие…», поднимая проблему женской судьбы на войне, позволила автору исследовать эту проблему и в других произведениях .Исследователь творчества писателя В. А. Карнюшин отметил: «Своих героинь он наделяет светлым “безмолвием” за их чуткость, уважением к ближнему и любовь к страждущему. Они олицетворяют собой вековую народную веру Добро и Справедливость: невоинственны, кротки, по-детски наивны и застенчивы, но именно в них скрываются сила и величие человеческого духа». В условиях современных локальных войн наблюдается рост постоянной агрессии, и женщины опять становятся похожими на мужчин. Они начинают жить разумом, а не сердцем, отрекаясь от своей природы. Если женщина, «в которой ненависть к убийству самой природой заложена» (Б. Л. Васильев), начнёт убивать, если начнётся ещё одна мировая война, то гибель будет угрожать всей нашей Земле. Произведения военных лет, частности произведения замечательного писателя Б. Л. Васильева, а также современная документальная проза о войне вновь напоминают об особом предназначении женщины, о её созидающей роли в этом жестоком и сложном мире и заставляют нас задуматься об истинных ценностях и смысле жизни.

Что нового сегодня вы узнали о той войне? Нужны ли вам эти знания?



Спасибо!









































ответы учащихся.
















7. Задание на дом. (2')

Закрепить изученного с помощью создания художествен-ного образа и речевого высказывания.

Написать мини-сочинение, ответив на вопрос: «Почему же Алевтина Ивановна все-таки не считает себя ветераном войны и начала свое выступление так, как ей советовал муж?»


Запись д/з.