СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока"Маски"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Маски" для третьего класса ( III четверть). Урок является частью раздела "Художник и зрелище"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока"Маски"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»













Методическая разработка урока « Маски»

( 3 класс, III четверть)







Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,

учитель изобразительного искусства.
































Новокузнецк, 2019 г.

Тема: «Маски»

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения масок; разнообразием масок, определение понятия «карнавальная маска»; научить изготовлению маски из бумаги.

Вид деятельности: работа с бумагой (бумажная пластика).

Планируемые результаты: приобретение знаний об истории возникновения масок; навыки изготовления масок из бумаги.

Оборудование: презентация «Маски»; бумага, клей, ножницы.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово.

  3. Беседа по теме урока.

  4. Практическая работа.

  5. Творческая индивидуальная работа.

  6. Рефлексия.

  7. Задание на дом. Уборка рабочего места.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

  1. Вводное слово.

    Еще в детском саду, на праздниках, вы принимали участие в различных театральных действиях. Или играя в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. Это различные персонажи из сказок или фильмов: принцессы, пираты и т. д. Иногда мы смотрим по телевизору фильм или посещаем театральное представление. Есть спектакли, в которых главные персонажи – животные.

    - Ребята, давайте вспомним сказки, в которых все персонажи животные ( «Теремок», «Три поросенка» и т.д.). Люди, которые играют в спектакле, иногда представляют образы животных. Как они перевоплощаются? Надевают костюм, маску или разрисовывают лицо. Маска порой является неотъемлемой частью театрального представления.

    Наденем веселые маски,

    Нас время счастливое ждет.

    Друзья, беззаботная сказка

    Сегодня к вам в гости придет.

    В театр мы сегодня играем,

    Поэтому каждый из нас

    Пусть станет актером, а маска

    Поможет нам в этом сейчас.

    И. Агапова.


    1. Беседа по теме урока.

    Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Есть народная загадка про маску «Без лица, а в личине». Здесь подчеркивается тот факт, что, создавая маску, люди старались скрыть свой настоящий внешний вид. А что означает выражение « в личине»? Создавая маску, люди придавали ей сходство с выбранным героем, его «личиной».

    Маска пришла к нам из глубокой древности. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. Театральные маски одни из первых появились в античности у древних греков и римлян. Маски наиболее удобным способом передавали характер ролей. Маски могли изображать как человеческие лица, так и головы животных, мифологических и фантастических существ. Актеры носили маски, которые полностью надевались на голову. Прическа, а в случае необходимости и борода укреплялись на маске. Не меньшее значение имел и цвет маски. Белая маска изображала женщину, а темная изображала мужчину.

    С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. ( Идет демонстрация слайдов по содержанию урока)

    Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. Маски также изготавливали из металла, кожи, папье – маше.

    Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии. В Китае, Японии делают огромные маски драконов и выходят с ними на карнавальные шествия. Несколько человек несут голову и туловище дракона.

    Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

    - Откройте учебник на с. 94 – 95 и прочитайте текст.

    - Во время каких народных праздников люди на Руси использовали маски? В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например, на Рождество или Масленицу.

    На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники.  ( Просмотр слайдов)

    Для русских были характерны: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки тела красок или сажи; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.). Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.

    Маски бывают самые разные: они могут изображать героев фильмов, зверей и героев сказок.

    Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от того, какие представлены персонажи. В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски.

    Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).

    Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

    Физкультминутка.

    Буратино потянулся, ( потягиваются. Руки вверх)

    Раз нагнулся, два нагнулся, (делают наклоны)

    Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)

    Ключик, видно, не нашел. ( качают головой)

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать. ( тянутся на носочках)


  2. Практическая работа.

Сегодня на уроке будем изготавливать маску персонажа – человека из альбомного листа. Последовательность работы по изготовлению маски. Складываем лист вдоль пополам. Отрезаем уголки, чтобы из прямоугольного листа получился овал. Рисуем форму носа, прорезаем по карандашной линии. Делаем надрез и склеиваем, чтобы сделать нос объемным. Выполняем прорези для глаз. Форму глаз можно сделать разнообразную.



  1. Творческая индивидуальная работа.

Своей маске надо придать определенный образ. Чтобы она не была скучной, ее надо раскрасить или оформить элементами из цветной бумаги. Можно нарисовать или приклеить брови. Рот можно вырезать, а можно нарисовать. Уголки рта, поднятые вверх, придадут маске веселое и задорное выражение. А опущенные вниз – печальное настроение. Оформить маску можно полосками бумаги, которые изображают волосы. Их можно закрутить на карандаш. Своему персонажу можно придумать головной убор, бант. Приклеиваем полоску бумаги, чтобы ее можно было надеть. С изготовленной маской можно поиграть, надев на себя.

На сегодняшнем уроке вы изготовили поделку, которую можете дома самостоятельно выполнить для вашего домашнего праздника. Дома можно создать настоящий театр.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какую поделку вы сегодня научились выполнять?

( Маски размещаем на доске для всеобщего обозрения.)



  1. Задание на дом. Уборка рабочего места.

- К следующему занятию необходимо найти информацию о плакате и афише.

Ученики приводят в порядок свои рабочие места.