| Министерство образования и науки Пермского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: «ДЕЦИМЕТР»
| Должность | Ф.И.О. | Дата | Подпись |
Разработал | Обучающийся группы Н-16 | Аксёнова К.А. | 12.03.2019 | |
Проверил и согласовал | Учитель | Крупнова О.Ю. | 12.03.2019 | |
План-конспект урока
Тема: Дециметр
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром; учить подбирать подходящую единицу измерения для определения длины предметов; учить читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины (см-дм).
Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки; развивать математическую речь.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность.
Формируемые УУД:
Личностные: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Регулятивные: умение сравнивать выполненное задание с образцом, предложенным учителем; умение работать по инструкции.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Познавательные: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; умение чертить и измерять отрезки.
Оборудование: учебник математики 1 класс, экран, проектор, видеоролик «38 попугаев», карточки с шифром из букв, карточка с правилом, большая линейка для работы у доски, раздаточный материал (полоски).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок. Будем дружно мы трудиться – это в жизни пригодится! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Игоревна. И сегодня я проведу у вас урок математики.
II. Актуализация знаний
2.1. Устный счёт
- Перед тем, как начать работать, давайте с вами немного разомнемся и посчитаем. Достаньте свои веера цифр.
- Я буду задавать вам вопрос, а вы показывать мне правильный ответ. Слушаем внимательно!
- Скажите, какое число располагается между числами 13 и 15? (14)
- Какова сумма чисел 7 и 3? (10)
- Назовите мне разность 6 и 4. (2)
- Увеличьте число 5 на 2. (7)
- Уменьшите число 10 на 5. (5)
- Если уменьшаемое равно 8, а вычитаемое – 2. Чему равна разность? (6)
- Если первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 4. Чему равна сумма? (9)
- Молодцы!
2.2. Работа у доски
- Ребята, посмотрите на доску.
14 = дес. ед.
17 = дес. ед.
11 = дес. ед.
20 = дес. ед.
- Кто желает, выйти к доске и написать, сколько десятков и единиц в числе 14?
- Кто желает, выйти к доске и написать, сколько десятков и единиц в числе 17?
(Аналогичная работа с другими числами)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сейчас я хочу показать вам небольшой видеоролик.
(Просмотр мультфильма «38 попугаев» (3 мин). Пока учащиеся смотрят, учитель прикрепляет к доске шифр из букв)
- Ребята, что делали зверята? (Измеряли рост удава)
- Какими мерками они пользовались? (Шагами)
- Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему? (Да, потому что шаг попугая меньше всех)
- Удобно ли в жизни пользоваться такими мерами длины? Почему? (Нет, потому у каждого человека шаг разный)
- Какую единицу измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр)
- Какие предметы измеряются в сантиметрах? (Ответы детей)
- Удобно ли сантиметром измерять длину удава? Почему? (Нет, потому что удав большой, и при его измерении можно запутаться)
- Верно! Итак, исходя, из этой ситуации у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину.
- А как она называется, вы узнаете, разгадав шифр.
- Вам нужно расположить цифры в порядке возрастания, и тогда вы узнаете слово!
М Е Т Е Ц Д Р И
5 2 7 6 3 1 8 4
- Кто желает написать первую букву?
- Вторую?
(Аналогичная работа с другими буквами)
- Кто скажет тему сегодняшнего урока? (Дециметр)
- Верно! Тема нашего урока «Дециметр».
IV. Работа по теме урока
- Но слово «дециметр» очень длинное, поэтому мы будем писать его сокращенно «дм», а проговаривать дециметр.
(Учитель записывает сокращенный вариант «дм» на доске)
4.1. Работа с раздаточным материалом
(На партах лежат 2 полоски (10 см и 1см))
- Ребята, у вас на партах лежат мерки разной длины. Маленькая мерка равна 1 см. Попробуйте, с ее помощью измерить длину синей полоски.
(Измеряют полоски)
- Сколько у вас получилось? (10 см)
- Значит длина синей полоски 10 см. Проверьте с помощью линейки так ли это.
(Измеряют полоску линейкой)
- Эта мерка равна 1 дм. В 1 дм 10 см.
(Учитель вывешивает на доску правило 1дм = 10 см)
Физминутка
- Сейчас давайте с вами немного отдохнем и проведем физминутку.
(Учитель вызывает ребенка для показа движений и включает музыку)
4.2. Работа с учебником. Чтение правила
- Давайте откроем учебники на странице 51.
-
Посмотрите, у вас в красной рамочке написано правило. Кто нам его прочитает?
1 дм = 10 см
- Верно! 1 дм = 10 см. Давайте запишем это правило к себе в тетрадь и выделим его, также как в учебнике красным цветом.
- От классной работы вниз отступите 1 клеточку, сбоку 10 клеточек и в 11 записываем 1 дм = 10 см и обведите это правило красным цветом.
(Записывают и выделяют правило)
- Давайте проговорим его еще раз все вместе хором.
4.3. Работа у доски
- Сейчас я начерчу при помощи линейки небольшой отрезок.
(Учитель чертит на доске отрезок длиной 14 см)
- Кто желает выйти к доске и измерить отрезок своей линейкой?
(Ученик измеряет отрезок на доске)
- Сколько сантиметров у тебя получилось? (14 см)
- Подпиши вверху отрезка 14 см.
- А сколько это будем в дм, если в 1 дм 10 см? (1дм и 4 см)
- Верно! Длина отрезка 1 дм и 4 см.
(Учитель подписывает рядом 14 см = 1 дм 4 см)
- Кто хочет измерить следующий отрезок?
(Учитель чертит на доске отрезок длиной 17 см)
- Какова длина этого отрезка в сантиметрах? (17 см)
- Подпиши, чему равен этот отрезок вверху.
- А сколько это в дециметрах? (1 дм и 7 см)
- Верно! Молодец! Напиши рядом 17 см = 1 дм 7 см.
- Кто еще желает?
(Учитель чертит на доске отрезок длиной 2 дм)
- Какой длины этот отрезок? (20 см)
- Подпиши его.
- А сколько это будет в дециметрах? (ровно 2 дм)
- Верно! Запиши рядом 20 см = 2 дм.
4.4. Работа с учебником. Задание № 2, стр. 51
- Теперь посмотрите на задание № 2 в учебнике.
- Вам нужно начертить отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров? (1 дм и 2 см)
- После правила вниз отступите 2 клетки, сбоку 12 клеток и в 13 пишем № 2.
(Учитель пишет на доске № 2)
- Берем линейку. От какой цифры начинаем чертить? (от 0)
- Ставим возле 0 точку и чертим отрезок 12 см.
(Ученики чертят отрезок у себя в тетради)
- Не забудьте, что это отрезок, и его нужно выделить с обеих сторон. Подписываем вверху 12 см.
- А ниже пишем 12 см = 1 дм 2 см.
(Учитель пишет на доске 12 см = 1 дм 2 см)
4.5. Работа с учебником. Задача № 3, стр. 51
- Теперь посмотрите на задачу под № 3. Что там нарисовано? (Аквариум с рыбками)
- Сколько рыбок в аквариуме? (5 рыбок)
- Кто прочитает нам эту задачу?
- Давайте сделаем к ней краткую запись. Отступите от последней работы 2 клетки вниз, 12 сбоку и в 13 запишите № 3.
(Учитель пишет на доске, ученики в тетрадях)
- Что нам известно? (У Вити 5 рыбок)
- Как мы можем обозначить рыбок? (Кружочками)
- Рисуем 5 кружков.
- Что нам еще известно? (У Коли на 2 рыбки больше)
- Это значит, что у Коли столько же и еще 2. Рисуем ниже 5 кружков и добавляем еще 2.
(Учитель делает краткую запись на доске)
- Что нам нужно найти? (Сколько рыбок у Коли?)
- Каким будет решение? (Нужно к 5 прибавить 2)
- Кто выйдет и запишет его?
(Ученик записывает решение задачи на доске)
5+2=7 (р.)
Ответ: 7 рыбок было у Коли.
- Остальные пишут в тетрадях.
- Давайте 2 задачу решим устно. Кто ее прочитает?
- Что нам известно? (У Вити 5 рыбок. У Кати на 2 рыбки меньше)
- Если «меньше», то это какой знак? + или - ? (Минус)
- Что нам нужно найти? (Сколько рыбок у Кати?)
- Как мы это узнаем? (Нужно из 5 вычесть 2)
- Сколько это получится? (3 рыбки)
- Верно! У Кати было 3 рыбки.
4.6. Работа с учебником. Задание № 4, стр. 51
- Теперь, посмотрите на задание № 4. Выполним его устно.
- Работаем с первой табличкой. Если уменьшим на 1 число 16, то получим? (15)
- Если уменьшим на 1 число 11, то получим? (10)
- Если уменьшим на 1 число 13, то получим? (12)
- Если уменьшим на 1 число 20, то получим? (19)
- А теперь наоборот увеличиваем на 1.
- Если увеличим на 1 число 19, то получим? (20)
- Если увеличим на 1 число 18, то получим? (19)
- Если увеличим на 1 число 14, то получим? (15)
- Если увеличим на 1 число 17, то получим? (18)
V. Итог урока
- С какой новой единицей измерения длины мы познакомились сегодня на уроке?
- Сколько в 1 дм сантиметров?
- Что можно измерить при помощи дециметров?
VI. Рефлексия
- Поднимите большой палец вверх, кому понравился сегодняшний урок.
- Опустите большой палец вниз, кому не понравился наш урок.
- Спасибо вам за урок! До свидания!