«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока математики в 3 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по теме: «Доли»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Жёлтик Анастасия Александровна
2021 г.
Методическая разработка урока математики в 3 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Класс: 3
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: узнать, что такое «Доли»
Задачи:
Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технология.
Методы обучения: метод активного обучения, исследовательский метод.
Средства обучения: учебник: Моро М. И. Математика. 3 класс. Часть 1.
– М.: Просвещение, 2020. – с. 92-93; раздаточный материал для практической работы; карточки для этапа рефлексии; презентация.
Формы обучения: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа), парная (работа учащихся в парах).
Задачи, направленные на формирование метапредметных умений, которые представлены следующими видами универсальных действий:
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять доли и сравнивать их; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент (1 мин.) | Здравствуйте ребята! Садитесь. Начать наш урок хочу пословицей. Прочитайте её. Как вы понимаете смысл пословицы? Математике учиться – всегда пригодиться. 2) Ребята, а зачем заниматься математикой? Не зря говорят: математика – королева наук! Без неё не летят корабли, Без неё не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь, Что почём, не узнаешь, а узнав, не поймёшь! | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 мин.). | -Внимание на экран - Посмотрите м/ф! -Почему рассердился волк? -В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? | -Ему не досталось апельсина. -Он не умеет дружить. -Дольку апельсина Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) |
3. Актуализация знаний (5 мин.) 4. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.). Физминутка (1 мин) 5. Первичная проверка понимания (8 мин.). 6.Первичное закрепление (3 мин.) 7. Домащнее задание (2 мин.) 8.Рефлексия (2мин.) | С чего начнем урок? Устного счета. Математический диктант. Ответы записать в тетрадь знаком «+» или «-» Частное чисел 32 и 4 равно 8. (+) Если 6 уввеличить в 4 раза, получится 24.(+) 5 больше 10 в 2 раза (-) В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+) 8 умножить на 0 получится 8. (-) (поменялись тетрадями) Проверяем работу соседа и оцениваем. Выполните вычисления. Повторяем таблицу умножения. Записываем ответы в строчку. Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам 45а | 16п | 8е | 42л | 35ь | 9с | 12и | 72н | 4∙2=е 3∙3=с 2∙8=п 5∙7=ь 2∙6=и 5∙9=а 7∙6=л 8∙9=н Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам Какое слово получилось ? -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Прочитайте числа, которые записаны на доске: 1/4 89 1/3 78 1/2 Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? - Почему вы не смогли прочитать данные числа?) -Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? - В математике такие части от целого называются доли. - Ребята, так какая тема нашего урока ? - Какую цель перед собой поставим? Что вы хотите узнать на уроке по этой теме? 1. Что такое доли? 2. Как образуются доли? 3. Как называются доли? 4. Как записываются доли? 5. Как сравнить доли? 6. Где в жизни встречаемся с долями? Что у нас получилось? 1) Постановка проблемы, введение нового понятия. -А как это разделить на доли? Что такое доля? (У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат) и ножницы. Все действия учитель выполняет вместе с детьми.) - Возьмите круг, разрежьте его пополам. - Покажите одну часть. Это половина круга, или одна вторая. - Как вы получили одну вторую часть ? Как по – другому называют одну вторую часть круга ? - Сколько половин в целом круге ? Возьмите квадрат. Разрежьте его на четыре части. - Покажите одну четвертую часть квадрата. - Как получили одну четвертую часть ? - Сколько четвертых частей в целом квадрате? -Какой вывод можно сделать? Мы круг разделили на две равные части и получили долю круга. Квадрат разделили на четыре равные части, получили долю квадрата. Доля это часть целого. В жизни людям часто приходится делить целое на равные части, доли. На этом уроке вы сможете получить представление о том, как происходит такое образование долей и их названий, научитесь производить их запись, чтение и сравнение Самая известная доля – это половина. В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба или полчаса Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина Треть – целое, разделенное на три части Четверть – целое, разделенное на четыре части - А Как это записать? Сначала была половина, потом треть, затем четверть… Надо же различать доли при записи. На слайде дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли -Чтобы правильно научиться записывать и читать доли, выполним задания в учебнике - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника. - Что больше: одна вторая часть или одна четвертая ? - Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть, одну четвертую. №1(с.92). (Задание 1 – коллективно, с комментированием, задание 2 – самостоятельно.) №2(с.92). - Как разделили зеленую полоску? - Какую долю получили ? - Как разделили розовую полоску? - Какую долю получили? - Как разделили желтую полоску? - Какую долю получили? - Как разделили синюю полоску? - Какую долю получили? - Запишите, какие получились доли. - Чему мы сейчас научились? Вывод: мы сейчас научились записывать и читать доли. Поставьте себе отметку за этот этап работы. Работа в парах -Наш друг садовник передал нам гостинец, несколько яблок. Попросил, что бы мы их разделили на доли. -Сейчас мы разделимся на группы, вы получите яблоки, разделочную доску и ножик. Напоминаю правила пользования ножом. Держим нож за ручку, не машем им, и бережем пальцы рук, когда работаем ножом. -Вам необходимо поделить яблоко на приблизительно равные части, чтобы каждому члену вашей группы досталась одна доля. Потом один человек выходит к доске и записывает результат группы. -Проверяем вашу работу. Вывод: вы научились делить на доли записывать и читать доли. - Теперь подведем итог нашего урока. - Какова же тема нашего урока? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Как вы достигли цели? -Что нового узнали на уроке? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? - Что обозначают числа в записи дробей? - Как сравнить доли? - Где вы можете использовать полученные новые знания? -Сможем мы теперь решить задачу, которую не смогли решить в начале урока? Вывод: цель нашего урока достигнута. Поставьте себе отметку за этот этап работы. Посмотрите на номер 7,9 на стр. 93 -Какие вопросы есть по этим номерам -Поднимите руку, кому понятно домашнее задание. -Открываем дневники и записываем домашнее задание. Оценивание каждого. - На доске пустая корзинка. Положите в неё целое яблоко те, кому урок понравился и вы считаете, что материал вами понят, половину яблока – кому еще надо поработать дополнительно и одну четвертую яблока, если вы вообще ничего не поняли и урок вам не понравился. -У всех хорошее настроение, с новой темой все разобрались, молодцы! | -Будем повторять тот материал, который нам поможет работать дальше. Слайд 3. Считают устно. Слайд 5 Обмен тетрадями Оценивание Производят вычисление Записывают в тетрадь слово, которое получилось Самопроверка - Апельсин (Слайд 6) Высказывания детей Высказывания детей . Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) Слайд 7 Да, мы не могут прочитать некоторые числа Не знают, как читаются Проявление интереса, желание узнать - Доли (Слайд 8). Высказывания детей Высказывания детей Разрезают Показывют Отвечают - Разрезали круг на две одинаковые части и взяли одну из них. - Половина -Две Берут. Разрезают Показывают - Разрезали квадрат на четыре части и взяли одну из них - 4 -Доля-это равная часть. Слайд 9 Соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Слайд 10 Слайд 11 Анализируют практические действия учителя и соотносят с записями на доске, записывают к себе в тетрадь. Слайд 12 Высказывают предположения. Соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Слайд 13…далее 14 Открывают учебники Читает один ученик -Одна вторая. - Показывают Высказывания детей. - На две равные части, пополам. - Одну вторую. - На три равные части. - Одну третью. - На четыре равные части. - Одну четвертую. - На шесть равных частей. - Одну шестую. Записывают в тетрадь. Делают вывод. Слайд 15 Обобщают и закрепляют изученный материал на уроке. Проверяют выполнение задания. Оценка Отвечают на вопросы учителя о достижении поставленных целей, о полученных на уроке знаниях. Слайд 16 Анализируют домашнее задание. Записывают домашнее задание. Делают выводы. Самооценка Оценивают свою деятельность на уроке |
Список литературы
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BC%20%D1%84%20%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD&path=wizard&parent-reqid=1610366813747111-1031282970253647951600107-production-app-host-vla-web-yp-191&wiz_type=vital&filmId=10696441544199017603
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-na-temu-doli-umk-shkola-rossii-klass-3507001.html
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-triet-iem-klassie-po-matiematikie-doli
https://infourok.ru/organizacionnie-momenti-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-1156510.html
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&from=tabbar
Поурочные разработки по математике. 3 класс. – М.:ВАКО, 2015.-448 с. (с.182-183)
Учебник: Моро М. И. Математика. 3 класс. Часть 1.– М.: Просвещение, 2020. – с. 92-93.
Самоанализ урока
Класс: 3
Предмет: математика
Автор учебника: учебник математики для третьего класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Тема урока: «Доли»
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Задачи, направленные на формирование метапредметных умений, которые представлены следующими видами универсальных действий:
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению..
Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась дифференцированная работа в группах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы).
На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока.
Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. На уроке были использованы следующие формы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа), парная (работа учащихся в парах).
Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.
Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения.
Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов. В соответствии с этим класс был поделён на группы.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах и при групповой работе. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);
Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок.
Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физкультминутка).
Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.