СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока -Мейоз (10класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка открытого урока "Мейоз"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока -Мейоз (10класс)»

Дата проведения: 16.02.2021


Тема: Образование половых клеток. Мейоз

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Изучить процесс образования половых клеток. Мейоз.

Задачи урока.

  1. Рассмотреть процесс образования половых клеток

  2. Познакомить учащихся со стадией созревания – мейозом.

  3. Биологическое значение гаметогенеза.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Ученик должен знать: этапы сперматогенеза и овогенеза; механизм формирования половых клеток; определения ключевых понятий темы.

Ученик должен уметь: пользоваться терминологией; объяснять механизм процесса мейоза, значение кроссинговера; зарисовывать схемы; работать с таблицами.

Метапредметные:

ПУУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические; анализ объектов; установление причинно – следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации.

РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; проведение самооценки и самоанализа своей деятельности; использование в работе ИКТ.

КУУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической речью.

Личностные:

Формирование познавательного интереса; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучаемому материалу.

Формирование умения осуществлять самооценку выполняемой деятельности на уроке.


Организация образовательного пространства

Ресурсы: интернет -ресурсы; таблицы по темам «Митоз», «Мейоз»; мультимедийное приложение к учебнику или презентация; карточки.


Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа.

Технология проведения урока: объяснительно-иллюстративного обучения, коллективного взаимообучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ.







Ход урока


I.Мотивационная деятельность. Определение темы урока, постановка его познавательной задачи.

1.Вводная беседа.

Учитель зачитывает древнее изречение.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать

самому, и я научусь.

(древняя мудрость)


Добрый день!

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта древняя мудрость?


На столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете сегодня работать, в них прописаны все этапы урока. Не забываем оценивать свою работу на каждом этапе, в конце урока по результатам будут подведены итоги.

Записываем число в маршрутных листах, и начинаем работать.

2.Актуализация опыта учащихся, проведение параллели с ранее изученным материалом.

Учитель организует беседу по вопросам.

  1. Какое отношение к вам и вашим родным имеют слова «сходство», «различие»?

  2. В результате какого процесса человек получает по наследству признаки?

  3. Почему дети не являются точной копией своих родителей?

  4. Вспомните характеристику полового размножения. Почему наша характеристика не является полной? (Не знаем механизма образования половых клеток.)

Далее учитель предлагает учащимся оценить свою работу на данном этапе, используя смайлики: - знал ответы на все вопросы - возникли затруднения.

- Какова же тема нашего урока? Обозначьте круг вопросов по теме.

II. Учебно – познавательная деятельность.

Выполнение заданий.

Задание 1. Изучите материал параграфа 3.6. учебника и предложите план, по которому мы будем сегодня работать.

Пример плана.

  1. Характеристика гаметогенеза.

  2. Строение половых клеток.

  3. Образование половых клеток

  4. Стадия созревания. Мейоз. Первое мейотическое деление.

  5. Второе мейотическое деление.

  6. Значение гаметогенеза.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1) Что такое диплоидный набор хромосом?

2) Что такое гаплоидный набор хромосом?

3) Как называется процесс образования клеток с гаплоидным набором хромосом?

Задание 3. Используя текст учебника на странице 114-115, составьте в тетради схему «Гаметогенез».

Задание 4. Изучив материал мультимедийного приложения по теме «Строение половых клеток», ответьте на вопрос: «В чем сходство и различие яйцеклетки и сперматозоида?»

Задание 5. Изучите схему «Гаметогенез у человека» (рисунок 58 на странице 115). Ответьте на вопросы.

  1. Какие периоды выделяют в процессе развития половых клеток?

  2. Чем характеризуются стадии размножения; роста; созревания?

  3. Выделите самую главную особенность.

Задание 6. Работая с таблицей 1 и рисунком 59 (на странице 116 -117 учебника), охарактеризуйте фазы мейоза (работа в группах: 1-я группа –Профаза –I деления, 2-я группа- Метафаза -I деления, 3-я группа- Анафаза- I деления, 4-я группа- Телофаза- I деления,5-я группа – Профаза –II деления, 6-я группа- Метафаза и Анафаза – II деления, 7-я группа- Телофаза- II деления. На отдельном листке схематично изобразите цитологическую основу каждой фазы мейоза (кроме интерфазы)

Руководитель каждой группы, выбранный учащимися, контролирует работу, готовит выступающего.

Затем группы представляют результаты своей работы с использованием материала презентации (без звука) На доске собирается схема цитологической основы мейоза.

Задание 7.Какова биологическая роль мейоза в природе? (Работа с таблицей).


Характеристика мейоза

Показатель

Особенности

Итог клеточного

деления

Четыре генетически разнородные , гаплоидные клетки (пс)

В ходе каких

процессов

происходит

У животных – в ходе гаметогенеза (образование гамет): сперматогенеза и овогенеза.

У растений – спорогенным клеткам ( из которых образуются споры)

Каким клеткам

свойствен

У животных – гаметоцитам (клеткам, из которых образуются гаметы).

У растений – спорогенным клеткам (из которых образуются споры).

Роль в природе

1.Поддержание постоянного числа хромосом вида из поколения в поколение (диплоидный набор хромосом каждый раз восстанавливается;

- в ходе оплодотворения, в результате слияния двух гаплоидных гамет).

2.Один из механизмов возникновения изменчивости в результате:

- перекомбинации генов в профазеI в ходе коньюгации и кроссинговера (рекомбинации)

- независимого расхождения хромосом;

- возникновения различных комбинаций генов в зиготах в результате оплодотворения (комбинативная изменчивость).



Задание 8. Ответьте на вопросы.

1) Какой набор хромосом и ДНК перед первым делением мейоза? (2п4с)

2) Какой набор хромосом и ДНК перед вторым деление мейоза? (п2с).

3) Какие хромосомы называются гомологичными? (Парные одинаковые хромосомы, несущие одинаковые гены).

4) Какие важнейшие процессы происходят в профазе I деления мейоза? (Коньюгация и кроссинговер)

5) Что характерно для интерфазы между первым и вторым делением мейоза? (Отсутствует интерфаза).

Оцените свою работу оценкой по пятибалльной системе.

Задание 9. Составьте тесты по теме (по выбору: часть А (пять вопросов) или часть В(2 задания). Обменяйтесь тестами с соседом по парте (взаимопроверка). Решите тест и проверьте правильность ответов.


III. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Возвращение к вопросам, заданным в начале урока. Учитель предлагает учащимся снова попытаться ответить на них, но уже с учетом полученных на этом уроке знаний.

IV. Оценочно-рефлексивная деятельность.

1.Самоанализ.

Учащиеся должны закончить предложения:

Моей целью освоения темы было…», «В результате получил…», «Чтобы выполнить задания, я использовал…», «На уроке я узнал… понял… научился…», «Наибольшего успеха я достиг…», «Наибольшую трудность испытал…», «Изменения, которые произошли у меня в знаниях… в понимании… в умении…», «В дальнейшем стоит обратить внимание на…».

2.Самооценка.

Учащимся предлагается оценить свою работу по пятибалльной системе.

V.Домашнее задание. Изучите материал параграфа 3.6 учебника. Ответьте на вопросы для повторения и выполните задания после параграфа.

Выполните по выбору: подготовьте презентацию, опорный конспект аппликацию, модель или стихотворение по теме урока (на выбор).

Для продвинутой группы. Найди ошибки в приведенном тексте.

  1. Мейоз – особый способ деления соматических клеток (непрямое деление). 2. Состоит из двух последовательных делений. 3. В профазе I происходят такие же процессы, как и при митозе. 4. В анафазе II к противоположным полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид. 5. В результате образуются 4 гаплоидные генетически разнородные клетки.

Опережающее задание для отдельных учащихся. Подготовьте презентации по темам «Влияние курения на развивающийся зародыш», «Влияние алкоголя на развивающийся зародыш».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!