СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока"Метапредметные задачи на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в методической  разработке рассматриваются задачи, в которых развиваются метапредметные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока"Метапредметные задачи на уроках математики"»

Метапредметные результаты на уроках математики

Метапредметные результаты на уроках математики

Задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:  • формирование мировоззрения;   • формирование мышления;   • подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;   • успешная социализация

Задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе: 

• формирование мировоззрения; • формирование мышления; • подготовка к труду и дальнейшему самообразованию; • успешная социализация

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они выстраиваются по нижеследующим позициям:

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они выстраиваются по нижеследующим позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:    «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи; выбор и использование целесообразных способов действий; определение рациональности (нерациональности) способа действия;

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  • «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
  • выбор и использование целесообразных способов действий;
  • определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: составление плана пересказа учебно-познавательного текста; контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной); адекватная самооценка выполненной работы; восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  • составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
  • адекватная самооценка выполненной работы;
  • восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации: чтение схем, таблиц, диаграмм; представление информации в схематическом виде;

3) использование знаково-символических средств представления информации:

  • чтение схем, таблиц, диаграмм;
  • представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями: выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации; установление причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации; использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями:

  • выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
  • использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий: осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение); выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами; нахождение в тексте необходимой информации; определение основной мысли прочитанного текста;

6) смысловое чтение:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • нахождение в тексте необходимой информации;
  • определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации: использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия); «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

7) различные способы поиска информации:

  • использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
  • «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Метапредметный урок – это урок, на котором: школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка; ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Метапредметный урок – это урок, на котором:

  • школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
  • ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
  • обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Проверка метапредметных результатов обучения (примерные задания)
  • Проверка метапредметных результатов обучения (примерные задания)
Задание № 1 Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр. Ответ: _________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи. Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»). Ответ : 1023.

Задание № 1

Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр.

Ответ: _________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи.

Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»).

Ответ : 1023.

Задание № 2 Реши задачу: У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку? Ответ: _______________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным. Верное выполнение  Денег не хватит.

Задание № 2

Реши задачу:

У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?

Ответ: _______________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным.

Верное выполнение Денег не хватит.

Задание № 3 При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +. 8 м = 800 дм  100 кг = 1 ц  9 см = 90 мм  100 мин = 1 ч   _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.

Задание № 3

При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +.

  • 8 м = 800 дм 
  • 100 кг = 1 ц 
  • 9 см = 90 мм 
  • 100 мин = 1 ч 

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.

Задание № 4 Поставь скобки так, чтобы равенства были верными. 520 – 120 × 3 + 50 = 110  360 – 240 × 3 : 6 = 60  _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».

Задание № 4

Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

  • 520 – 120 × 3 + 50 = 110
  • 360 – 240 × 3 : 6 = 60

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».

Задание № 5 Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.  Работа Пети Твоя работа 20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 600 92 × 2 = 184 92 × 2 = 184 54 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108 302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906 Отметка:____ Отметка:____ ___________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).

Задание № 5

Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.

Работа Пети Твоя работа

20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 600

92 × 2 = 184 92 × 2 = 184

54 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108

302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906

Отметка:____ Отметка:____

___________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).

Задание № 6  Выбери необходимые действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь «+» ненужное действие.  Определить число сторон многоугольника.  Найти сумму двух сторон многоугольника.  Умножить длину стороны многоугольника на число сторон.  Измерить длину стороны многоугольника. _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме.

Задание № 6

Выбери необходимые действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь «+» ненужное действие.

 Определить число сторон многоугольника.

 Найти сумму двух сторон многоугольника.

 Умножить длину стороны многоугольника на число сторон.

 Измерить длину стороны многоугольника.

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме.

Задание № 7 Сделай чертеж к задаче. От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?  _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.

Задание № 7

Сделай чертеж к задаче.

  • От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.

Задание № 8 Заполни таблицу данными из текста:  Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей.  Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей. _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков).

Задание № 8

Заполни таблицу данными из текста:

Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей.

Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей.

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков).

Задание № 9 На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика? Ответ: на ________ см. _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.

Задание № 9

На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?

Ответ: на ________ см.

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.

Задание № 10 Используя информацию в таблице, составь текст. ________________________________  К о м м е н т а р и й . Проверяется умение учащегося работать с информацией, представленной в виде таблицы.      Вариант верного выполнения   В начале XVIII века в России жило 14 млн человек, через сто лет проживало уже 41 млн человек. К концу XIX века население выросло до 129 млн человек.

Задание № 10

Используя информацию в таблице, составь текст.

________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется умение учащегося работать с информацией, представленной в виде таблицы.

  Вариант верного выполнения В начале XVIII века в России жило 14 млн человек, через сто лет проживало уже 41 млн человек. К концу XIX века население выросло до 129 млн человек.

Задание № 11 Отметь знаком «+» ложные высказывания  – все птицы летают;  – все звери – млекопитающие;  – у всех пресмыкающихся четыре конечности;  – рыбам помогает хорошо плавать обтекаемая форма тела;  – грибы – это животные. ______________________________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения различать истинные и ложные суждения.

Задание № 11

Отметь знаком «+» ложные высказывания

 – все птицы летают;

 – все звери – млекопитающие;

 – у всех пресмыкающихся четыре конечности;

 – рыбам помогает хорошо плавать обтекаемая форма тела;

 – грибы – это животные.

______________________________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения различать истинные и ложные суждения.

Задание № 12 Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. 1 кг яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка? Представь, что ты решил эту задачу. Отметь знаком «+» ответ, который ты получил.  210 р.  350 р.  140 р.  – решить нельзя. Объясни:_____________________________________________ ______________________________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не дает возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность или невозможность решения учебной задачи. Верное выполнение  + Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько стоит 1 кг бананов.

Задание № 12

Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. 1 кг яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка?

Представь, что ты решил эту задачу. Отметь знаком «+» ответ, который ты получил.

 210 р.

 350 р.

 140 р.

 – решить нельзя.

Объясни:_____________________________________________

______________________________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не дает возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность или невозможность решения учебной задачи.

Верное выполнение + Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько стоит 1 кг бананов.

Задание № 13 Витя пришел в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывали Определи, сколько времени продолжалось занятие по плаванию. Запиши свой ответ: ________________ _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются логическое действие соотнесения (сравнения) информации, представленной в разном виде, способность использовать математические средства для решения практической задачи (выполнение действий с единицами времени).

Задание № 13

Витя пришел в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывали

Определи, сколько времени продолжалось занятие по плаванию.

Запиши свой ответ: ________________

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются логическое действие соотнесения (сравнения) информации, представленной в разном виде, способность использовать математические средства для решения практической задачи (выполнение действий с единицами времени).

Задание № 14   Отметь знаком  « +»  треугольник, который не является тупоугольным. ______________________________________________  К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность обнаружить общее свойство группы фигур и фигуру, не обладающую этим общим свойством.

Задание № 14 Отметь знаком  «  треугольник, который не является тупоугольным.

______________________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность обнаружить общее свойство группы фигур и фигуру, не обладающую этим общим свойством.

Задание № 15 Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы. Запиши номера фигур: Первая группа: ________, общее свойство:_____________________________ _________________________________________________________________ Вторая группа:________ , общее свойство: _____________________________ _________________________________________________________________ _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты по самостоятельно установленному основанию (основаниям).

Задание № 15

Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы.

Запиши номера фигур:

Первая группа: ________, общее свойство:_____________________________

_________________________________________________________________

Вторая группа:________ , общее свойство: _____________________________

_________________________________________________________________

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты по

самостоятельно установленному основанию (основаниям).

Задание № 16 Приведи пример, опровергающий утверждение: «Если каждое из двух слагаемых не делится на 3, то и сумма не делится на 3». Ответ:____________________________________ _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность понять причинно-следственные связи и построить рассуждение в соответствии с учебной задачей. Вариант верного выполнения  Ответ: (7 + 5) : 3 = 4.

Задание № 16

Приведи пример, опровергающий утверждение: «Если каждое из двух слагаемых не делится на 3, то и сумма не делится на 3».

Ответ:____________________________________

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность понять причинно-следственные связи и построить рассуждение в соответствии с учебной задачей.

Вариант верного выполнения Ответ: (7 + 5) : 3 = 4.

Задание № 17 Отметь знаком «+», какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга».  Определить нельзя.  «Жигули».  «Волга». _____________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени.

Задание № 17

Отметь знаком «+», какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга».

 Определить нельзя.

 «Жигули».

 «Волга».

_____________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени.

Задание № 18 Прочитай текст. Отметь знаком «+» верные утверждения. Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки, Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки.  Катя выучила меньше строк, чем Юра.  Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.  У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати. _______________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно-следственны е связи и зависимости между объектами.

Задание № 18

Прочитай текст. Отметь знаком «+» верные утверждения.

Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки, Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки.

 Катя выучила меньше строк, чем Юра.

 Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.

 У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.

_______________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно-следственны е связи и зависимости между объектами.

Задание № 19 Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда. _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».

Задание № 19

Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда.

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».

Задание № 20 Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда. _____________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи.

Задание № 20

Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда.

_____________________________________

К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!