Тема: Русский композитор – классик: М. И. Глинки увертюра к опере «Руслан и Людмила» | Тип: урок «открытия» нового знания |
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных представлении об увертюре к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» |
Задачи: Дидактические: - формировать знания о жизни и творчестве М. И. Глинки; - формировать умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к опере «Руслан и Людмила»; Развивающие: - развивать умение осознавать учебно – познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию; - развивать умения запоминать информацию и применять её в работе, оценивать свою деятельность; - развивать умения слушать и слышать других, вступать в диалог с учителем; умения работать в группе, в паре; выражать свою мысль; Воспитательные: - воспитывать любовь к музыке; - воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. |
Планируемые результаты |
Предметные: - знают о жизни и творчестве М. И. Глинки; - умеют воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к опере «Руслан и Людмила» | Метапредметные: познавательные: осознают учебно – познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию; регулятивные: умеют запоминать информацию и применять её в работе; умеют оценивать свою деятельность; коммуникативные: умеют слушать и слышать других, вступать в диалог с учителем; умеют работать в группе и паре; выражать свою мысль | Личностные: - проявлять любовь к музыке; - осознают важность слушательской культуры; - объективно оценивают свои достижения на уроке |
Ресурсы урока: презентация, проектор, ноутбук, раздаточный материал, аудиоматериал, наглядности |
Ход урока |
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
I.Организа - ционный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ильсия Раифовна и урок музыки у вас проведу я. | Приветствуют друг друга | ЛУУД |
- эмоциональный настрой к уроку; - Мне приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. |
- проверка готовности у уроку. - Ребята, всё ли у вас готово к уроку? Ручки, тетради? Уберите ненужное с парт. Хорошо! | Организуют рабочее место |
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | | | |
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Ребята, посмотрите на доску. Здесь дан ребус. Давайте его решим. Какой ответ? Правильно (опера). А чья? (М.И. Глинки) | Ответы детей | КУУД |
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую мы цель себе поставим? Как думаете, что мы будем делать? Цель – познакомиться с увертюрой к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - Да, верно, а тема нашего урока «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» | Ответы детей | КУУД |
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Объяснение темы урока. - Ребята, сейчас я вас познакомлю с композитором оперы Руслан и Людмила Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки. Давайте это запишем. Также запишите в скобках годы его жизни (1804–1857). Сколько лет жил Глинки? Верно, 53. С раннего детства Михаил был убеждён, что посвятил жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Ещё будучи маленьким ребёнком, он учился игре на скрипке и фортепиано. После того, как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт – Петербургский пансион. Глинки берёт уроки у великих музыкальных педагогов. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта. У Глинки была заветная мечта – написать русскую оперу. И он её написал, это была его первая опера, а называлась она «Жизнь за царя» премьера успешно состоялась. Давайте и это запишем. (Его первая опера – «Жизнь за царя») После этого он познакомился со сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и принялся писать вторую оперу «Руслан и Людмила». Работа над оперой шла около 6 – ти лет. Это давайте также запишем. (Писал оперу Руслан и Людмила около 6 -ти лет) - А вы знакомы с понятием «Опера»? Что это такое? Для того, чтобы узнать, мы поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки под №1. Ваша задача – правильно собрать определение оперы. Работаем сообща, дружно. Давайте проверим. Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра. - Отлично! Запишите определение у себя в тетрадях. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Знаете ли вы, что такое увертюра? Увертюра (с франц.- открытие, начало) - оркестровое вступление к опере, балету, подготавливающее слушателя к предстоящему действию. | Отрывок биографии М. И. Глинки | ПУУД КУУД КУУД ПУУД РУУД |
2. Восприятие музыки - Ребята, сегодня мы познакомимся с оперой «Руслан и Людмила». Запишите название оперы. - Я расскажу вам немного содержание оперы. На свадебном пиру Руслана и Людмилы два чудовища уносят невесту. Безутешному отцу ничего не остается, как пообещать тому, кто отыщет Людмилу, отдать ее в законные супруги. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф. Молодых и отважных воинов ждет много недоброжелателей и помощников на пути. Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан. В смертельном поединке Руслана и Черномора, благодаря волшебному мечу, витязь одерживает победу и казалось бы, вот она победа! Но, коварный злодей заколдовал Людмилу, и девушка спит непробудным сном. Руслан отправился вместе с ней и своими преданными друзьями в Киев. Появившись по дворце, отважный воин разрушает чары Черномора, и все гости ликуют, прославляя отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу. - А теперь прослушаем увертюру к опере, в этом нам поможет видеоролик. Приняли певческую посадку, слушаем внимательно! - О чем поется? - Какое настроение передает эта музыка, как развивается? Отлично, а какие инструменты помогают нам определить характер музыки? - А кто главная героиня в опере Руслана и Людмила? Да ребята, верно главная героиня в опере Людмила. - А какой вы ее представляете? - Тогда я вам предлагаю закрыть глаза и представить образ Людмилы. - Итак какой же вам представилась Людмила? | Прослушивание отрывка из оперы определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД ЛУУД ПУУД |
3. Первичное закрепление. - Давайте узнаем, что вы запомнили. Для этого сыграем в игру «Поле чудес». Вопросы: М. И. Глинка – великий русский … (композитор) Когда родился М. И. Глинки? (Родился 20 мая 1804 года) Сколько лет он писал оперу «Руслан и Людмила»? (Около 6 лет) Это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра. (опера) Кто спас Людмилу от Черномора? (Руслан) - Хорошо, молодцы! | Играют в игру «Поле чудес» | КУУД |
4. Музыкально – ритмические движения. - Вижу, вы устали. Давайте сделаем вместе физкультминутку, а в этом нам поможет видеоролик. Повторяем движения под музыку за мной (Видеоролик) - Отлично, вы можете сесть на свои места. | Выполняют физкультминутку | |
5. Распевание. - Совсем скоро мы начнём изучать новую песню, но перед этим посмотрите на экран: сегодня к нам на урок пришёл гость. Чтобы узнать кто это, давайте разгадаем маленькую загадку: Летит – жужжит, Сядет – молчит. - Вы догадались, кто это? Верно, это жук. Ну что же, а давайте мы споём про него песенку. А песенка будет вот такая. Слушай внимательно слова и запоминай! Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом, Под берёзовым листом. Зайчики бежали, Домик поломали. Жу-жу-жу-жу Я на веточке сижу. - Когда поём букву У в этой песенке вытягиваем губы вперёд, делаем трубочку. Давайте все попробуем. Молодцы. Давайте проговорим слова. Молоды! Садитесь так как вам удобно, сейчас попробуем спеть эту песню. (Поём все вместе). - Ну что, сейчас я предлагаю спеть эту песенку самостоятельно. Пойте громко, чтобы я всё услышала. Здорово. Давайте похлопаем себе! 6. Вокально – хоровая работа. - Ребята, чтобы узнать, как называется песня, которую мы с вами сегодня разучим, послушайте пожалуйста загадку: В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо – Лучше всех на свете… (мама) - Я предлагаю вам разучить песню о маме, называется «Мамочка» Натальи и Виталия Осошник. - Только мама поддерживает в трудные моменты, готовит самые вкусные пирожки и рада каждому успеху своих детей. - Ребята, теперь примите певческую посадку. Давайте внимательно послушаем эту песню (включаю песню) - О чем эта песня? Какое настроение она передает? - Молодцы, давайте теперь с вами разучим песню. На партах у вас имеется текст песни. Посмотрите. Мамочка С кем за руки впервые Ты сделал первый шаг? Нам целый мир подарен В ее родных глазах Чьи руки всех теплее…. А пирожки вкусней…. У мамочки любимой! У мамочки моей! У мамочки любимой! У мамочки моей! Чей смех как колокольчик Будил нас с первых дней? К кому бежим делиться Мы радостью своей? Чей голос всех добрее Нежнее и милей? У мамочки любимой! У мамочки моей! У мамочки любимой! У мамочки моей! Мы обещаем с папой Помочь тебе во всем Пока мы с мамой рядом Все беды нипочем И для кого сегодня Поем мы всех дружней? Для мамочки любимой! Для мамочки моей! Для мамочки любимой! Для мамочки моей! - Разучим 1 куплет по предложениям. Повторяем за мной. - Отлично. Теперь попробуйте спеть эти строчки. - Теперь поём припев. Сначала слушаем меня внимательно. Молодцы. Теперь попробуйте спеть припев самостоятельно. - Поем второй куплет. Слушаем меня внимательно и проговариваем слова. Теперь спойте самостоятельно. - теперь соединим 1 куплет, припев и 2 куплет. Готовы? Тогда поем. - У нас остался последний куплет. Я сейчас вам прочитаю слова. Теперь проговорите вы. Молодцы. И споём. - А сейчас давайте попробуем спеть песню целиком. Все готовы? Молодцы. - Теперь поработаем в группах. Работаем сообща, дружно, слаженно. 1 ряд поёт первый куплет. Припев – поём все вметет. 2 куплет – поёт второй ряд и 3 куплет поёт 3 ряд. - Вы хорошо справились. | Ответы на вопросы учителя Распеваются Прослушивают новую песню Учат новую песню | КУУД |
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Ребята, наш урок подходит к концу. Сделаем выводы. Мы достигли своей цели? Вам понравилась опера? | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности - Поставьте ноту на ту ступень, которой вы достигли сегодня на уроке. - Если вы работали хорошо, вам было все понятно и не было затруднений, то поставьте себя на высокую ступень. | Самооценка своей деятельности | ЛУУД РУУД КУУД |
Выставление отметок. - Все на уроке работали очень активно. Спасибо. | | |
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении - Домашнее задание: выучить песню «Мамочка». Спасибо вам за урок. До свидания! | Записывают домашнее задание | |