Тема урока: Зерно интонации.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного.
- Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (Об интонации).
- Что такое интонация? (Интонация--выразительность музыки и слова).
- Какими могут быть интонации?
(Восклицательными, повествовательными, вопросительными).
- Ребята, когда учитель входит на урок в класс и видит грязную доску, что он обычно спрашивает? («Почему доска не готова к уроку?» или «Кто дежурный?»)
- А что вы обычно отвечаете? («Я дежурный» или «Мы дежурные».)
Учитель предлагает ученикам поиграть в учителя и ученика и придумать музыкальный вопрос и ответ, работая в парах. Затем ученики меняются ролями (“ученик” становится “учителем” и наоборот) и всё
повторяется. При опросе каждая пара решает, кто будет петь фразу учителя, а кто -- фразу ученика:
Учитель Ученик
- Кто дежурный? - Я дежурный.
(Возможны варианты.)
- С какой интонацией пели “учителя”?
Класс дает ответ: «С вопросительной интонацией».
- С какой интонацией пели “ученики”?
(с повествовательной или восклицательной).
- А с какими же интонациями беседуют учитель и ученик в песне Д.Б.Кабалевского “Кто дежурные”?
Разучивание 1 куплета песни с показом движения мелодии рукой. Повторение 1 куплета и разучивание
III. Новая тема
- Из чего вырастает дерево, цветок и всё живое на земле? (Из зёрнышка).
- Как вы думаете, из чего может вырасти любая интонация и вместе с ней любое музыкальное произведение? (Из звуков и т.д.)
- Музыка, как любое живое существо, тоже может вырасти из зерна.
На доске появляется ранее закрытая тема “Зерно интонации” и вопрос:
- Сколько звуков может быть в “зерне интонации ”?
Ученикам предлагается послушать и продирижировать “ Вальс ” Теличеевой Е.И. в исполнении учителя.
После слушания из таблицы эпитетов учащиеся выбирают те слова, которые характеризуют музыку “ Вальса” (плавная, песенная, нежная, мягкая, напевная и т.д.).
- С какой интонацией был исполнен «Вальс»? (Повествовательной, песенной.)
- Как вы думаете, где будет находиться “зерно интонации” этого
музыкального произведения:
а) в начале;
б) в середине;
в) в конце.
(В начале музыкального произведения, т.к. сначала сажают зерно, а потом из него вырастает взрослое растение.)
- Пропойте начало так, как вы его запомнили (дети в основном поют первые три звука).
- Покажите, пожалуйста, с помощью пальцев одной руки, сколько звуков пели все (3).
- Как вы их пели: восклицательно, повествовательно, вопросительно? (Повествовательно).
- Можно ли определить интонацию по одному звуку? По двум? По трём? (да).
- Как можно назвать эти три звука, которые позволяют узнать музыкальное произведение? (Зерно интонации.)
Разучивание с учащимися “Вальса” и исполнение его с аккомпонементом.
- Ребята, к какому жанру музыки, песне или танцу, можно отнести данное произведение? (К танцу, вальсу).
Повторное исполнение с приседанием на сильную долю (на раз) и подъёмом на слабые (два, три).
- Данное произведение действительно называется “ Вальсом”, а написала его советский композитор Елена Ивановна Теличеева (портрет на доске).
Учитель исполняет начало “Вальса” и просит детей определить направление движения мелодии с помощью движения рук (вверх или вниз).
- Мелодия двигалась вверх.
- Скачками или постепенно?
Исполнение зерна интонации
Проигрывание зерна интонации на фортепьяно от любой ступени (предварительно выясняется, в каком направлении звуки повышаются на клавиатуре инструмента).
- Сколько же звуков может быть в зерне интонации?
Ученики слушают фрагменты из песни “Кто дежурные” и делают вывод о том, что в зерне интонации может быть и 5 звуков.
Ученики формулируют вывод:
Зерно интонации 3 зв.
IV. Закрепление.
Прослушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига “Свадебный день в Тролльхаугене», найдите и прохлопайте зерно интонации из которого выросло всё произведение.
Первое слушание (во время слушания ребята вместе с учителем приседают на “та”, на “ти-ти” встают).
Анализ ответов учеников.
Учитель напоминает учащимся начало
- Как звучит это зерно интонации: песенно, танцевально или маршево?
- Как звучит всё музыкальное произведение? (Аналогичный ответ.)
- Каков характер музыки? (Праздничный, весёлый, торжественный и т.д.)
- О чём хотел рассказать Эдвард Григ в своём произведении?
Дополнительные сведения о произведении.
Эдвард Григ 20 лет прожил в небольшом норвежском
городке Тролльхаугене на берегу моря. Тролльхауген в
переводе означает «Холм троллей». Композитор очень
любил свой город и посвятил ему известное
произведение «Свадебный день в Тролльхаугене»,
которое имеет ещё и второе название «Марш».
- Представьте, что вы находитесь на празднике в Тролльхаугене. Вы – музыканты, которые стараются своей игрой создать праздничное настроение жителям городка.
- Выберите те музыкальные инструменты, звучание которых
способно передать торжественность и праздничность «Марша».
Для исполнения аккомпанемента класс делится на две группы:
первая исполняет «та» на ложках, коробочках, барабане, треугольнике, а вторая – «ти-ти» на бубнах, маракасах, молоточках. Если инструментов не хватает на всех, то часть детей может исполнить импровизационный танец. Затем группы меняются.
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько звуков может быть в зерне интонации?
- Зерно интонации какого музыкального произведения я пропела? («Фа-соль-ля – “Вальс” Е. Теличеевой.)
- Зерно интонации какого музыкального произведения вы услышали? (учитель простукивает карандашом зерно интонации “Свадебного дня в Тролльхаугене”-- та-ти-ти).
VI. Рефлексия:
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен собой на уроке.
Поднимите руки те, кто не совсем доволен собой. Почему?