СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки в 3 классе "Зерно-интонация"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В урока продолжается расширение знаний учащихся по теме "Интонация". Третьеклассники знакомятся с понятием "зерно-интонация" и выясняют из скольких звуков оно может состоять.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки в 3 классе "Зерно-интонация"»


Тема урока: Зерно интонации.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Закрепление изученного.

- Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (Об интонации).

- Что такое интонация? (Интонация--выразительность музыки и слова).

- Какими могут быть интонации?

(Восклицательными, повествовательными, вопросительными).

- Ребята, когда учитель входит на урок в класс и видит грязную доску, что он обычно спрашивает? («Почему доска не готова к уроку?» или «Кто дежурный?»)

- А что вы обычно отвечаете? («Я дежурный» или «Мы дежурные».)

Учитель предлагает ученикам поиграть в учителя и ученика и придумать музыкальный вопрос и ответ, работая в парах. Затем ученики меняются ролями (“ученик” становится “учителем” и наоборот) и всё



повторяется. При опросе каждая пара решает, кто будет петь фразу учителя, а кто -- фразу ученика:

Учитель Ученик

- Кто дежурный? - Я дежурный.

(Возможны варианты.)


- С какой интонацией пели “учителя”?

Класс дает ответ: «С вопросительной интонацией».

- С какой интонацией пели “ученики”?

(с повествовательной или восклицательной).

- А с какими же интонациями беседуют учитель и ученик в песне Д.Б.Кабалевского “Кто дежурные”?

Разучивание 1 куплета песни с показом движения мелодии рукой. Повторение 1 куплета и разучивание

III. Новая тема

- Из чего вырастает дерево, цветок и всё живое на земле? (Из зёрнышка).

- Как вы думаете, из чего может вырасти любая интонация и вместе с ней любое музыкальное произведение? (Из звуков и т.д.)

- Музыка, как любое живое существо, тоже может вырасти из зерна.

На доске появляется ранее закрытая тема “Зерно интонации” и вопрос:

- Сколько звуков может быть в “зерне интонации ”?

Ученикам предлагается послушать и продирижировать “ Вальс ” Теличеевой Е.И. в исполнении учителя.

После слушания из таблицы эпитетов учащиеся выбирают те слова, которые характеризуют музыку “ Вальса” (плавная, песенная, нежная, мягкая, напевная и т.д.).

- С какой интонацией был исполнен «Вальс»? (Повествовательной, песенной.)

- Как вы думаете, где будет находиться “зерно интонации” этого

музыкального произведения:

а) в начале;

б) в середине;

в) в конце.

(В начале музыкального произведения, т.к. сначала сажают зерно, а потом из него вырастает взрослое растение.)

- Пропойте начало так, как вы его запомнили (дети в основном поют первые три звука).

- Покажите, пожалуйста, с помощью пальцев одной руки, сколько звуков пели все (3).

- Как вы их пели: восклицательно, повествовательно, вопросительно? (Повествовательно).

- Можно ли определить интонацию по одному звуку? По двум? По трём? (да).

- Как можно назвать эти три звука, которые позволяют узнать музыкальное произведение? (Зерно интонации.)

Разучивание с учащимися “Вальса” и исполнение его с аккомпонементом.

- Ребята, к какому жанру музыки, песне или танцу, можно отнести данное произведение? (К танцу, вальсу).

Повторное исполнение с приседанием на сильную долю (на раз) и подъёмом на слабые (два, три).

- Данное произведение действительно называется “ Вальсом”, а написала его советский композитор Елена Ивановна Теличеева (портрет на доске).

Учитель исполняет начало “Вальса” и просит детей определить направление движения мелодии с помощью движения рук (вверх или вниз).

- Мелодия двигалась вверх.

- Скачками или постепенно?

Исполнение зерна интонации


Проигрывание зерна интонации на фортепьяно от любой ступени (предварительно выясняется, в каком направлении звуки повышаются на клавиатуре инструмента).

- Сколько же звуков может быть в зерне интонации?

Ученики слушают фрагменты из песни “Кто дежурные” и делают вывод о том, что в зерне интонации может быть и 5 звуков.

Ученики формулируют вывод:

Зерно интонации 3 зв.

IV. Закрепление.

Прослушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига “Свадебный день в Тролльхаугене», найдите и прохлопайте зерно интонации из которого выросло всё произведение.

Первое слушание (во время слушания ребята вместе с учителем приседают на “та”, на “ти-ти” встают).

Анализ ответов учеников.

Учитель напоминает учащимся начало


- Как звучит это зерно интонации: песенно, танцевально или маршево?

- Как звучит всё музыкальное произведение? (Аналогичный ответ.)

- Каков характер музыки? (Праздничный, весёлый, торжественный и т.д.)

- О чём хотел рассказать Эдвард Григ в своём произведении?

Дополнительные сведения о произведении.

Эдвард Григ 20 лет прожил в небольшом норвежском

городке Тролльхаугене на берегу моря. Тролльхауген в

переводе означает «Холм троллей». Композитор очень

любил свой город и посвятил ему известное

произведение «Свадебный день в Тролльхаугене»,

которое имеет ещё и второе название «Марш».

- Представьте, что вы находитесь на празднике в Тролльхаугене. Вы – музыканты, которые стараются своей игрой создать праздничное настроение жителям городка.

- Выберите те музыкальные инструменты, звучание которых

способно передать торжественность и праздничность «Марша».

Для исполнения аккомпанемента класс делится на две группы:

первая исполняет «та» на ложках, коробочках, барабане, треугольнике, а вторая – «ти-ти» на бубнах, маракасах, молоточках. Если инструментов не хватает на всех, то часть детей может исполнить импровизационный танец. Затем группы меняются.

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько звуков может быть в зерне интонации?

- Зерно интонации какого музыкального произведения я пропела? («Фа-соль-ля – “Вальс” Е. Теличеевой.)

- Зерно интонации какого музыкального произведения вы услышали? (учитель простукивает карандашом зерно интонации “Свадебного дня в Тролльхаугене”-- та-ти-ти).


VI. Рефлексия:

  • Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен собой на уроке.

  • Поднимите руки те, кто не совсем доволен собой. Почему?