Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
Методическая разработка квеста
«На встречу к друг другу»
Составитель: педагог-организатор
Мартынова Наталья Сергеевна
Нижний Новгород
2024г
Информационная карта методической разработки
| Полное название методической разработки | Методическая разработка урока на командообразование «На встречу к друг другу» |
| Составитель методической разработки | Педагог организатор Мартынова Наталья Сергеевна |
| Название ОУ | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Золотой ключик» |
| Тема занятия | Проведение игр на сплочение |
| Тип занятия | комбинированное |
| Форма занятия | игровая |
| Возраст учащихся | от 10 лет |
| Цель занятия | Создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах коллектива после непосредственного участия в обучении |
Пояснительная записка
Актуальность
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребенок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе, умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста.
Тимбилдинг (англ. Team building – построение команды) - термин, обычно применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Еще в годы Второй мировой войны (в 40-х годах прошлого века) британскими специалистами разрабатывались и осуществлялись различные мероприятия, нацеленные на сплочение и повышение организованности команды.
В 50-х годах тимбилдинг возник в бизнес-сообществе (в конечном счете – как эффективный инструмент увеличения объема продаж), но он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива. Тимбилдинг – это взрослое мероприятие, в котором решаются вопросы внутрикорпоративного командообразования, сплоченности, укрепления культуры и так далее. Но существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг». Есть мнение, что именно Россия является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, туристических слетов и многодневных походов.
Детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания, которые в ненавязчивой игровой форме призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет команду.
Цель - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах коллектива после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе детей в реальных условиях.
Задачи:
Обучающие:
продемонстрировать преимущества командной работы;
научить самостоятельно принимать решения;
научить видеть человека в командной роли;
освоить навыки обратной связи;
Развивающие:
- развить логическое мышление;
- развить внимание и творческие способности;
усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
усовершенствовать общение в команде;
Воспитательные:
- формировать ответственность за работу в команде;
развить среди членов команды уважение к роли каждого;
улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
получить удовольствие от совместной работы.
Методическое обеспечение:
Игровые таблички, карточки с заданиями.
Методы и приемы, применяемые на занятии
словесный (рассказ, художественное слово, беседа);
наглядно-иллюстрационный (показ, демонстрация);
практический (выполнение упражнений, заданий).
2. Ход мероприятия
1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на игру.
2. Обсуждение правил
3. Игры на командообразование
4. Коллективная рефлексия. Подведение итога.
3. Конспект мероприятия
3.1 Организационный момент
Приветствие детей педагогом. Сосредоточение внимания обучающихся, организация эмоционального настроя на эмоциональную игру (создание педагогом ситуации успеха). Создаются условия для погружения детей в игровой процесс.
3.2 Обсуждение правил
нужно говорить по очереди, а не всем вместе;
нужно говорить достаточно громко, но не кричать;
когда говоришь, нужно смотреть на того, с кем разговариваешь;
если ты возражаешь собеседнику, нужно делать это вежливо и не обижать его;
нужно не забывать употреблять «вежливые» слова.
3.3 Упражнение «Прилагательное на первую букву имени»
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Ход упражнения. Каждый участник называет свое имя в таком виде, как любит, чтобы его называли, и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например, «Я Мариночка. Я мудрая, милая и тд…»
Упражнение «Я могу, я умею...»
Цель: возможность познакомиться друг с другом, узнать новое об участниках группы, если прежде члены группы были знакомы.
Ход упражнения. Каждый участник по очереди должен продолжить фразу: «Я могу, я умею». Работа происходит по кругу.
Вопросы для обсуждения:
Кто испытывал неловкость, затруднения?
Кому показалось, что кто-то хвастается?
Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?
Если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы у вас затруднения? Почему?
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если участники не знают друг друга), узнать, чем они похожи, найти приятелей по интересам.
Ход упражнения. Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например, тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Например, тем, что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Вопросы для обсуждения:
какие эмоции испытывали во время упражнения?
что нового узнали о других?
что интересное узнали?
Упражнение «Путанка»
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения. Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находится его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»
Вопросы для обсуждения:
Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Броуновское движение» («Атомы и молекулы»)
Цель: раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
Первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.
Ход упражнения. Ведущий: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза».
Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы.
Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Примечание: На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.
Упражнение «заминки» для завершения работы
Упражнение «Клубок комплиментов» («Клубок»)
Цель: завершить занятие, получить приятные пожелания, расслабиться.
Ход упражнения.
1 вариант. Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева). Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.
2 вариант. Упражнение выполняется в кругу. Первый участник бросает клубок любому однокласснику, предварительно наматывая на палец начало нитки, и говорит ему какой-нибудь комплимент. Получивший клубок обматывает палец ниткой и кидает клубок дальше. Так образуется паутина. Важно, чтобы клубок побывал у всех участников. Потом клубок отправляется в обратный путь: перекидывая клубок, каждый благодарит своего одноклассника за тот комплимент, который он сделал на предыдущем этапе игры.
3.4 Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
что нового удалось узнать;
что из известного он увидел по-новому;
что для него было полезным;
что именно он возьмет в работу (или другой вид деятельности);
какой шаг может сделать для этого прямо сегодня.
Важно, а в личностно-ориентированном тренинге – необходимо акцентировать внимание на возможностях применения результатов тренинга в реальной практике.
4. Методические советы педагогам для проведения мероприятия
Технологию тимбилдинга можно применять во всех образовательных учреждениях. При выборе игровых форм необходимо учитывать возраст участников. Для плодотворной работы необходимо соблюдать обговоренные правила.
Некоторые принципы работы
1. Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера.
2. В игре лучше всего использовать местоимение «мы».
3. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ни по каким параметрам. При этом следует подчеркнуть значимость каждого ребенка.
4. После выполнения задания похвалы достоин абсолютно каждый.
5. При составлении сценария следует учитывать, что постепенное усложнение упражнений дает ощущение прогресса и стимул двигаться вперёд.
Используемая литература:
Методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию) - внеурочная работа, прочее kopilkaurokov.ru
Методическое пособие по тимбилдингу (командообразование) Что такое тимбилдинг? | Образовательная социальная сеть nsportal.ru
1. Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: методы и перспективы. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/416/685/1219/036Bezrukova.pdf. С. 274—277.
2. Данилков, А. А. Командообразование в детском коллективе / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 8. — С. 90—96.
3. Данилков, А. А. Командообразование в детском лагере / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Методический портфель. — 2009. — № 2. — URL: http://www.sibvido.ru/node/56.
4. Данилков, А. А. Теория и практика командообразования / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Интерактивное образование (электронная газета). — 2014. — № 51 (февраль). — URL: http://io2.nios.ru/index.php?a rt=2826&point=28&rel=51#click.
5. Компоненты командообразования // Летний лагерь (официальный сайт). - URL: 1лтр://5иттегсатр.ги/Компоненты_командообразования.
6. Пахомов Ю.В. Игротехнический букварь. - М.: Школа культурной политики, 2004. — 96 с.