Е.Ю. Яковлева
с. Ленинское, 2016
Нет безразличных: правда с нами.
№ | Этап урока Формиреумые УУД | Деятельность учителя/ используемые ЭОР | Деятельность ученика |
Ориентировочно - мотивационный | 1.Формирование мотива действий. УУД: Познавательные: (умение строить логическую цепь размышлений); Коммуникативные: (умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации); Личностные: (Формирование учебной мотивации); | 1. Урок начинается с музыкального вопроса. В какой период истории нашего государства могли звучать такие песни - (Были два друга (С. Германов - В. Гусев)
Все выше (Ю. Хайт - П. Герман)
Гренада (сл. М. Светлова)) 2. Что позволило вам сделать такие умозаключения 3. А если вы прослушаете поэтическую подсказку, то уверена, определите тему сегодняшнего урока. Поливает колос спелый Кровушка кубанская, Кто-то красный, кто-то белый, Ох, война гражданская. Уезжали два сыночка — Родные головушки. Уезжали темной ночкой В разные сторонушки.
| Проверяют свою готовность к уроку 1. Прослушивают музыкальный вопрос, возможные варианты ответа (в период революции, в период войны, в период Гражданской войны). 2. Анализируют и отвечают - (текст песен, музыкальная композиция, жанр музыки – боевой, революционный, маршеровой) 3. Высказывают свои предложения по содержанию вопросов: размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ |
2.Актуализация знаний. УУД: Познавательные: (Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта); Регулятивные: (осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог); Коммуникативные: Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы) | 1. Обращение к учащимся: Как бы вы определили тему урока 2. Обращение к учащимся: Я предлагаю обозначить тему следующим образом Гражданская война – трагедия русского народа. Обратите внимание, тема без знака препинания. Какой бы вы поставили знак в конце данной темы? Почему? Что обозначал бы этот знак с исторической точки зрения? ! знак – трагедия Гражданской войны Как ответим на этот вопрос: ? знак - чья правда была в этой войне – белых или красных? … знак – не было в этой войне ни победителей, ни проигравших. Записываем в тетради основные понятия и причины Гражданской войны | 1. Высказывают предположения 2. Высказывают свои предложения по содержанию вопросов: размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ 2. Составляют алгоритм самостоятельно 3 Записи в тетрадях |
3. Построение учебной задачи УУД: Регулятивные: - умение слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - строить понятные для соучастников высказывания; Личностные: - формирование учебной мотивации | 1. Обращение к учащимся: Но Гражданская война не может длиться вечно. В 1920 году закончилась война победой красных. Что способствовало тому, что красные смогли одержать вверх в этой схватке – это задача, которую вам нужно будет решить на уроке. ИТАК: я конкретизирую задачу: Докажите, почему белые проиграли и благодаря чему красные победили в Гражданской войне. Это задача, которую вам нужно будет решить в течение 10-15 минут. Для решения задачи вам предлагается составить ментальную группу. Мы заранее определили группы. Задача для каждой группы поставлена. Группа «Красные» | благодаря чему победили красные | Составление визуальной ментальной карты | Группа «Белые» | почему проиграли белые | Составление визуальной ментальной карты | Группа «Красные» | благодаря чему победили красные | Составление ментальной карты в электоронном варианте | Группа «Белые» | почему проиграли белые | Составление ментальной карты в электоронном варианте | Общая группа | Общая задача: почему проиграли белые и благодаря чему победили красные | Составление геополитической карты. Акцентрировать внимание на: -экономических условиях (пути сообщения, связи, промышленные регионы, концентрация населения в центральных регионах) -географических условиях | | 1.Ученики подтверждают готовность к работе 2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ |
Операционно - исполнительски | 4. Решение учебной задачи УУД: Познавательные: (овладение способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию) Личностные: (формирование учебной мотивации; проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.) Коммуникативные: (умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками; | 1. Участники создают ментальную карту. 2. В случае необходимости учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. | 1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу. 2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы 3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии) |
III. Рефлексивно - оценочный | 5. Подведение предварительных итогов урока. УУД Познавательные: (Осуществлять анализ объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме); Коммуникативные: (Уметь формулировать собственное мнение и позицию); Регулятивные: (Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания); | 1. По истечении времени, учащиеся представляют свои результаты. Группы аргументируют подтемы, которые они включили в ментальную карту, чтобы решить поставленную задачу. 2. Учитель акцентрирует внимание на том, что две группы предстаили субъективные причины победы и проигрыша, а объективные причины отражены в работе Обобщенной группы: | 1. Ребята представляют работу в группах. 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор. 3. Определяют наиболее сложные моменты. |
6. Итоговая самооценка УУД Регулятивные (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки). | 1. Учитель предлагает оценить свою работу, используя рефлексивную карту. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | 1. Заполняют рефлексивную карту. |
| 7. Домашнее задание УУД: Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. | Домашнее задание: 1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Трагедия Гражданской войны: мой взгляд». 2. Составить презентацию по теме «Гражданская война» | 2. Домашнее задание выведено в дневник |