СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: "И муза вечная со мной"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 1 классе на тему: "И муза вечная со мной". Урок адаптирован для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: "И муза вечная со мной"»












Тема урока: «И Муза вечная со мной»





















Учитель музыки

Золотарева Екатерина

Анатольевна













Урок в 1 классе.

Тема: «И муза вечная со мной».

Цель: знакомство с триединством: композитор-исполнитель-слушатель.

Задачи:

Коррекционные:

- Развитие слухового и зрительного внимания.

- Развитие слуховой и зрительной памяти.

- Развитие речевой моторики.

Образовательные:

- Расширение знаний о создании музыкальных произведений.

- Объяснение значений слов композитор, исполнитель, слушатель, импровизация, вундеркинд.

- Актуализация знаний о триединстве: композитор-исполнитель-слушатель.

- Актуализация понятия «музыкант».

- Знакомство с творчеством И.С.Баха и В.А. Моцарта.

- Обобщение жизненно-музыкального опыта.

Воспитательные:

- Воспитание эстетических чувств.

- Воспитание уважительного отношения к шедеврам музыки, устойчивого интереса к музыкальному искусству,

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой.

-Развитие творческого мышления.

- Развитие вокально-хоровых навыков.

Оборудование: портрет И.С.Баха, ноты, компьютер, телевизор, фортепиано, поощрительные карточки.

Ход урока:



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг.

момент.



Вводное слово.













Сообщение новых знаний.


































Звучит пьеса «Интересные созвучия» Э. Тамберга.


















Беседа.



















































































































Звучит Менуэт В.А.Моцарта.















Исполнение «Песни друзей» Г.Гладкова.


Закрепление пройденного материала.








Подведение итогов.

В исполнении учителя звучит «Менуэт G dur» И. С. Баха.


- Здравствуйте, ребята!

- Произведение, которое вы сейчас услышали, называется Менуэт, написал его замечательный композитор Иоганн Себастьян Бах.


- А вы знаете, как называется человек, который пишет музыкальные произведения?


- Как вы думаете, о чём думает композитор, создавая музыку?




- Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:

.. .Чистый лист бумаги,

Нотная строка.

Звуки всей Вселенной

В мыслях у меня...

Дай мне силы, Боже,

Это удержать,

Красоту созвучий

Людям показать!


- Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.

В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим?




- Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку.


Исполняется на фортепиано пьеса Э. Тамберга «Интересные созвучия».


Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество звуковых сочетаний, делает наброски, наигрывает мелодию на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге, вот такой (презентация).



- Однажды Моцарта спросили, как продвигается его работа над новой симфонией. «Симфония полностью сочинена, - ответил Моцарт, - осталось только записать её».


Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В. А. Моцарта.


- Но вот, наконец, музыка создана и записана. Но как мы, слушатели, услышим это произведение? Кто нам поможет?


- Конечно, исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателями.

- Исполнитель не просто исполняет, написанное композитором произведение. Он передает смысл, содержание и чувства, заложенные в него автором. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, искусством.

- Талантливый исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, оживляя ее, а вносит в произведение частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн.


- Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству и быть, конечно же, одаренным человеком. Кстати, некоторые музыканты-исполнители могут быть одновременно и композиторами. Например, известный немецкий композитор-пианист XIX века Людвиг ван Бетховен, итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини, непревзойденный органист Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт... Все они были не только прекрасными музыкантами и гениальными композиторами, но и талантливыми импровизаторами.


- Ребята, а вы знаете, кто такой импровизатор?


- Это человек, в данном случае музыкант, который создает произведение во время процесса исполнения.

- В те далёкие времена музыкальная импровизация была в большой моде и считалась верхом совершенства в музыке. Каждый хороший музыкант должен был уметь сочинять прямо за музыкальным инструментом.


- Моцарт, несмотря на свой юный возраст, в совершенстве владел техникой игры на инструменте. С шестилетнего возраста вундеркинд выступал с концертами, где исполнял так же и свои импровизации на различные темы. Он делал это с таким искусством и виртуозностью, что вызывал у публики полнейшее изумление и недоверие: люди считали, что маленький ребёнок не может так мастерски владеть инструментом и обладать даром импровизации зрелого мастера.


- Ребята, а кто такой вундеркинд, вы знаете?



- Правильно! Вундеркинд - так называли талантливых и одаренных от природы детей, чьи музыкальные способности ярко проявились в раннем возрасте.


- Известна, например, такая комичная история, происшедшая с маленьким Моцартом в одном итальянском городе. Во время концерта слушатели потребовали, чтобы малыш, сняв кольцо с пальца, продолжил играть в том же духе. Недоверчивые итальянцы решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Однако без кольца игра Моцарта не стала хуже. На другом концерте богатая и знатная публика никак не могла поверить, что они слышат игру маленького ребёнка. Они считали, что это взрослый человек, но только очень маленького роста. И лишь после того как во время своего выступления маленький музыкант, заметив неизвестно откуда взявшуюся в зале кошку, вдруг внезапно прервал свою игру, выскочил из-за инструмента и бросился за ней, все поняли, что перед ними действительно ребёнок. Вряд ли взрослый, забыв про все правила приличия и этикета (а надо сказать, что в те времена их строго придерживались), позволил бы себе подобную выходку. Такое мог сделать только маленький ребёнок.


Исполняется «Менуэт F dur», написанный Моцартом в шестилетнем возрасте.


- Пройдут годы, и Моцарт подарит миру ещё немало своих гениальных творений, которые будут восхищать, и радовать не одно поколение благодарных слушателей.


- Сегодня наш урок посвящен музыкантам и сейчас мы выучим песню из мультфильма, в котором главными героями являются бродячие музыканты: собака, петух, осел и кот. Вы уже догадались, какой мультфильм я имею в виду?


Разучивание 1 куплета «Песни Друзей» Г. Гладкова.




- А сейчас мы с вами отправимся в хранилище музыкальных слов, которыми пользуются музыканты. Слова эти называются терминами. Только вот беда, все слова и понятия перепутались. Ребята, давайте вместе наведём порядок в хранилище?


Выполнение заданий в приложении LearningApps.



- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали!


Раздача поощрительных карточек.


Слушают музыку.



Рассматривают портрет.




- Композитор.




- О любимом человеке, о погоде, о друзьях.



























- Шум ветра, гул машин, пение птиц.









Слушают музыку.









Смотрят презентацию.









Слушают музыку.





- Исполнитель.









































- Нет.













Смотрят презентацию.














- Это талантливый человек.







































Слушают произведение.



Смотрят презентацию.










- Бременские музыканты.


Разучивают песню.










- Давайте!


Отвечают на вопросы.





Получают карточки.




Ноты.




Портрет И.С. Баха.
















































Ноты.










Слайд 2










Ноты.






























































Слайд 3
























































Ноты.




Слайд 4













Ноты.





Слайд 5








Тест в приложении LearningApps.


Карточки.