Орг. момент. Вводное слово. Сообщение новых знаний. Звучит пьеса «Интересные созвучия» Э. Тамберга. Беседа. Звучит Менуэт В.А.Моцарта. Исполнение «Песни друзей» Г.Гладкова. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов. | В исполнении учителя звучит «Менуэт G dur» И. С. Баха. - Здравствуйте, ребята! - Произведение, которое вы сейчас услышали, называется Менуэт, написал его замечательный композитор Иоганн Себастьян Бах. - А вы знаете, как называется человек, который пишет музыкальные произведения? - Как вы думаете, о чём думает композитор, создавая музыку? - Быть может, такие мысли предшествуют её рождению: .. .Чистый лист бумаги, Нотная строка. Звуки всей Вселенной В мыслях у меня... Дай мне силы, Боже, Это удержать, Красоту созвучий Людям показать! - Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие. В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим? - Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. Исполняется на фортепиано пьеса Э. Тамберга «Интересные созвучия». Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество звуковых сочетаний, делает наброски, наигрывает мелодию на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге, вот такой (презентация). - Однажды Моцарта спросили, как продвигается его работа над новой симфонией. «Симфония полностью сочинена, - ответил Моцарт, - осталось только записать её». Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В. А. Моцарта. - Но вот, наконец, музыка создана и записана. Но как мы, слушатели, услышим это произведение? Кто нам поможет? - Конечно, исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателями. - Исполнитель не просто исполняет, написанное композитором произведение. Он передает смысл, содержание и чувства, заложенные в него автором. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, искусством. - Талантливый исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, оживляя ее, а вносит в произведение частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн. - Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству и быть, конечно же, одаренным человеком. Кстати, некоторые музыканты-исполнители могут быть одновременно и композиторами. Например, известный немецкий композитор-пианист XIX века Людвиг ван Бетховен, итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини, непревзойденный органист Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт... Все они были не только прекрасными музыкантами и гениальными композиторами, но и талантливыми импровизаторами. - Ребята, а вы знаете, кто такой импровизатор? - Это человек, в данном случае музыкант, который создает произведение во время процесса исполнения. - В те далёкие времена музыкальная импровизация была в большой моде и считалась верхом совершенства в музыке. Каждый хороший музыкант должен был уметь сочинять прямо за музыкальным инструментом. - Моцарт, несмотря на свой юный возраст, в совершенстве владел техникой игры на инструменте. С шестилетнего возраста вундеркинд выступал с концертами, где исполнял так же и свои импровизации на различные темы. Он делал это с таким искусством и виртуозностью, что вызывал у публики полнейшее изумление и недоверие: люди считали, что маленький ребёнок не может так мастерски владеть инструментом и обладать даром импровизации зрелого мастера. - Ребята, а кто такой вундеркинд, вы знаете? - Правильно! Вундеркинд - так называли талантливых и одаренных от природы детей, чьи музыкальные способности ярко проявились в раннем возрасте. - Известна, например, такая комичная история, происшедшая с маленьким Моцартом в одном итальянском городе. Во время концерта слушатели потребовали, чтобы малыш, сняв кольцо с пальца, продолжил играть в том же духе. Недоверчивые итальянцы решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Однако без кольца игра Моцарта не стала хуже. На другом концерте богатая и знатная публика никак не могла поверить, что они слышат игру маленького ребёнка. Они считали, что это взрослый человек, но только очень маленького роста. И лишь после того как во время своего выступления маленький музыкант, заметив неизвестно откуда взявшуюся в зале кошку, вдруг внезапно прервал свою игру, выскочил из-за инструмента и бросился за ней, все поняли, что перед ними действительно ребёнок. Вряд ли взрослый, забыв про все правила приличия и этикета (а надо сказать, что в те времена их строго придерживались), позволил бы себе подобную выходку. Такое мог сделать только маленький ребёнок. Исполняется «Менуэт F dur», написанный Моцартом в шестилетнем возрасте. - Пройдут годы, и Моцарт подарит миру ещё немало своих гениальных творений, которые будут восхищать, и радовать не одно поколение благодарных слушателей. - Сегодня наш урок посвящен музыкантам и сейчас мы выучим песню из мультфильма, в котором главными героями являются бродячие музыканты: собака, петух, осел и кот. Вы уже догадались, какой мультфильм я имею в виду? Разучивание 1 куплета «Песни Друзей» Г. Гладкова. - А сейчас мы с вами отправимся в хранилище музыкальных слов, которыми пользуются музыканты. Слова эти называются терминами. Только вот беда, все слова и понятия перепутались. Ребята, давайте вместе наведём порядок в хранилище? Выполнение заданий в приложении LearningApps. - Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали! Раздача поощрительных карточек. | Слушают музыку. Рассматривают портрет. - Композитор. - О любимом человеке, о погоде, о друзьях. - Шум ветра, гул машин, пение птиц. Слушают музыку. Смотрят презентацию. Слушают музыку. - Исполнитель. - Нет. Смотрят презентацию. - Это талантливый человек. Слушают произведение. Смотрят презентацию. - Бременские музыканты. Разучивают песню. - Давайте! Отвечают на вопросы. Получают карточки. | Ноты. Портрет И.С. Баха. Ноты. Слайд 2 Ноты. Слайд 3 Ноты. Слайд 4 Ноты. Слайд 5 Тест в приложении LearningApps. Карточки. |