СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций» посвящена методике проведения практических занятий по экономике организации. Основная цель практических занятий по экономике организации – научить студентов применять полученные теоретические знания при решении ситуационных задач и анализе ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«2. Метод разраб урока Экон эффектив инвестиц»

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»








Методическая разработка урока


Тема: «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций»

по дисциплине «Экономика организации»

специальность «Учет и аудит»







Составила: преподаватель Учуваткина Р.М.
















Костанай, 2018 г.


Введение


Современная рыночная ситуация диктует необходимость совершенствования практических знаний в области функционирования реального сектора экономики.

В настоящее время рынок труда предъявляет к специалистам высокие требования не только к теоретическим знаниям о деятельности субъектов хозяйствования, но и к умениям применять данные знания на практике.

Главная цель деятельности любого коммерческого предприятия - максимизация эффективности, доходности, прибыльности деятельности при экономии затрат производственных факторов. Достичь этой цели невозможно без участия в деятельности высококвалифицированного управленческого персонала и служащих, умеющих принимать и обосновать оперативные решения и осуществлять необходимые расчёты технико-экономических показателей деятельности.

На практических занятиях по дисциплине «Экономика организации» знания, полученные студентами на лекциях и при изучении литературы, должны закрепиться при решении задач и анализа ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики.

Выполняя задания практических работ, студенты включаются в реальный процесс экономической работы, которая проводится на производственном предприятии.

Таким образом, на практике проверяется уровень полученных студентами теоретических знаний. В результате с помощью преподавателей происходит более полное усвоение и закрепление профессиональных знаний, дополняющихся определёнными деловыми навыками.

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций» посвящена методике проведения практических занятий по экономике организации. Основная цель практических занятий по экономике организации – научить студентов применять полученные теоретические знания при решении ситуационных задач и анализе ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики.

К методической разработке учебного занятия прилагаются:

  • план занятия;

  • раздаточный материал «Методы окупаемости инвестиционных проектов»;

  • карточка «Оцени себя на уроке».

















Содержание занятия



Календарно-тематическим планом по дисциплине «Экономика организации» для специальности № 0518000 «Учет и аудит» предусмотрено практическое занятие по теме «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций»

Образовательная цель данного занятия: изучить методы оценки инвестиционных проектов. Научиться производить расчеты показателей экономической эффективности инвестиций.

Наряду с образовательной целью сформулированы развивающие и воспитательные цели. Развивающие цели предусматривают формирование у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание.

Воспитательные цели: воспитание у обучающихся интереса к изучаемому предмету и к будущей профессии.

Перед выполнением заданий практической работы проводится контроль знаний обучающихся в два этапа:

1-ый этап: разминка.

Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все обучающиеся. Вначале проведения устанавливается связь экономики организации с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов, затем выстраивается словесная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Обучающийся, который затрудняется назвать слово или выражение, говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.

2-ой этап: устный фронтальный опрос по изученной теме «Инвестиционная деятельность предприятий».

После изучения раздаточного материала «Методы окупаемости инвестиционных проектов» преподаватель раздает практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, инструктирует студентов о решении задач практической работы 3-х уровней сложности.

Обучающиеся изучают условия и порядок выполнения работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты.

Задания 1-го и 2-го уровня сложности решаются в обычном рабочем режиме.

Задание 3-го уровня сложности разрешается решать в паре с другим обучающимся для совместного обсуждения и решения задачи 3-го уровня сложности.

Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на практическом занятии.

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+

-

?

Преподаватель обобщает результаты работы и оценивает деятельность обучающихся на занятии.

Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения.





Учреждение «Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза»


ПЛАН ЗАНЯТИЯ (УРОКА) № _____

Дисциплина «Экономика организации»

Тема «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций»

Тип урока практическое занятие


Цели урока

образовательные: изучить методы оценки инвестиционных проектов. Научиться производить расчеты показателей экономической эффективности инвестиций.

развивающие: формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание.

воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и к будущей профессии.


Оборудование урока

наглядные пособия:

раздаточный материал: «Методы окупаемости инвестиционных проектов»

ТСО: калькуляторы

Литература И. В. Сергеев «Экономика организации» стр. 194-244

Содержание занятия

Этапы

Время

1. Организационная часть

1-2 мин

2. Мотивация учебной деятельности

2-3 мин

3. Контроль знаний обучающихся

4-5 мин

4. Инструктаж по выполнению практической работы

4-5 мин

5. Выполнение заданий практической работы

59-60 мин

6. Подведение итогов занятия

1-2 мин

7. Рефлексия

1-2 мин

8. Задание на дом

1 мин

Ход урока

Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

1. Организация занятия:

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности:

Преподаватель сообщает тему «Расчет показателей экономической

эффективности инвестиций» и формулирует цели занятия.


3. Контроль знаний обучающихся:

1-ый этап:

Активизация для работы на уроке – обучающиеся прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.


2-ой этап:

Преподаватель напоминает тему прошлого занятия «Инвестиционная деятельность предприятий», проверяет домашнее задание, осуществляя фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Что такое инвестиции?

  2. Как делятся инвестиции в зависимости от объекта вложения?

  3. Что представляют собой реальные инвестиции?

  4. Что представляют собой портфельные инвестиции?

  5. Как классифицируются инвестиции по признаку целевого назначения будущих объектов?

  6. Как классифицируются инвестиции по формам воспроизводства основных средств?

  7. Как классифицируются инвестиции по источникам финансирования?

  8. Как классифицируются инвестиции по направлению использования?

  9. Как классифицируются инвестиции по характеру участия в инвестировании?

  10. Как классифицируются инвестиции по периоду инвестирования?

  11. Как классифицируются инвестиции по формам собственности инвестора?

  12. Как классифицируются инвестиции по региональному признаку?

  13. Что такое инвестиционная политика государства?

4. Инструктаж по выполнению практической работы:

Преподаватель инструктирует студентов о решении задач практической работы 3-х уровней сложности.

Задания 1-го и 2-го уровня сложности решаются в обычном рабочем режиме.

Задание 3-го уровня сложности разрешается решать в паре с другим обучающимся для совместного обсуждения и решения задачи 3-го уровня сложности.

5. Выполнение заданий практической работы.

Задание 1.

Изучить методы выбора инвестиционных проектов бездисконтным и дисконтным методом, используя раздаточный материал.

Решение задач

Задания 1-го уровня сложности:

Задания 2 - 3 .

Задание 2-го уровня сложности:

Задание 4.

Задание 3-го уровня сложности:

Задание 5.

6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на практическом занятии.

7. Рефлексия:

«Оцени себя на практическом занятии»

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+

-

?

8. Задание на дом:

Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание.

Литература:

И. В. Сергеев «Экономика организации» стр. 194-244

Приветствуют преподавателя. Подают рапортичку.


Слушают, воспринимают

осмысливают, осознают цели



преподаватель даёт объяснение по проведению разминки, даёт команду начинать работу, следит за ходом разминки.

Отвечают на вопросы.
























Слушают, осмысливают









Самостоятельно изучают методы окупаемости инвестиционных проектов

Работают индивидуально с последующим решением задачи в паре




Слушают




Заполняют карточку




Слушают, записывают




Оқутышы

Преподаватель: ___________________________________




Практическое занятие


Специальность: № 0518000 «Учет и аудит»

Дисциплина: «Экономика организации»

Тема: «Расчет показателей экономической эффективности инвестиций»

Цель занятия: Изучить методы оценки инвестиционных проектов. Научиться производить расчеты показателей экономической эффективности инвестиций.


Задание № 1.

Изучить методы выбора инвестиционных проектов бездисконтным и дисконтным методом, используя раздаточный материал.


Задания 1-го уровня сложности

Задание № 2.

Предприятие имеет два варианта инвестиционных проектов - проект «А» и проект «Б». Определить индекс доходности и сделать вывод об эффективности этих проектов.

Исходные данные приведены в таблице:

№ п/п

Показатель

Единицы измерения

Проекты

«А»

«Б»

1.

Объем инвестиционных средств

тыс. тнг.

23 000

29 500

2.

Стоимость чистого денежного потока

тыс. тнг.

34 700

39 000


Задание № 3.

Определить период окупаемости проектов «А» и «Б».

Данные для расчета приведены в таблице:

№ п/п

Показатель

Единицы измерения

Проекты

«А»

«Б»

1.

Объем инвестиционных средств

тыс. тнг.

4 800

4 650

2.

Стоимость чистого денежного потока

тыс. тнг.

6 558

5 821

3.

Период эксплуатации инвестиционного проекта

год

2

3


Задание 2-го уровня сложности

Задание № 4.

Определить лучший инвестиционный проект, используя метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.

Исходные данные приведены в таблице:

№ п/п

Показатель

Единицы измерения

Значение показателя для проектов

1-ый проект

2-ой проект

1.

Инвестиции

млн. тнг.

60

72

2.

Планируемая чистая прибыль по годам реализации проекта:

1-ый год

2-ой год

3-ий год

4-ый год

5-ый год

млн. тнг.



10

15

16

17

18



10

17

17

17

17

3.

Жизненный цикл проекта

лет

5

5


Задание 3-го уровня сложности

Задание № 5.

Предприятие располагает двумя альтернативными вариантами инвестиционных проектов: проектом «А» и проектом «Б».

Для оценки эффективности этих проектов необходимо определить ожидаемую сумму чистого приведенного дохода по ним.

Данные инвестиционных проектов, необходимые для расчета, приведены в таблице.

№ п/п

Показатель

Единицы измерения

Инвестиционные проекты

«А»

«Б»

1.

Объем инвестируемых средств

тыс. тнг.

60

72

2.

Период эксплуатации проекта

лет

2

4

3.

Сумма чистого денежного потока, всего

в том числе:

1-ый год

2-ой год

3-ий год

4-ый год

тыс. тнг.

10 000


6 000

4 000

-

-

11 000


2 000

3 000

3 000

3 000

Для дисконтирования сумм денежного потока проекта «А» ставка процента принята в размере 10%, а для проекта «Б» - 12% (в связи с более продолжительным сроком его реализации).


Результаты расчета настоящей стоимости чистого денежного потока по проектам оформите в таблице:

Годы

Инвестиционные проекты

«А»

«Б»

Будущая

стоимость

Дисконтный

множитель

(10%)

ст 4: ст 2

Настоящая

стоимость

Будущая

стоимость

Дисконтный

множитель

(12%)

ст 7: ст 5

Настоящая

стоимость

1

2

3

4

5

6

7

1-ый год







2-ой год







3-ий год







4-ый год







Итого


-



-

























Методы окупаемости инвестиционных проектов


  1. Внутренняя норма доходности Индекс доходности позволяет соотнести объем инвестиционных затрат с предстоящим чистым денежным потоком по проекту.

ЧДП

ИД =

ИЗ

где, ИД - индекс доходности по проекту;

ЧДП - сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта;

ИЗ - сумма инвестиционных затрат.


  1. Простой (бездисконтный) метод окупаемости инвестиций

Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости.

ИЗ

ПО =

ЧДПг

где, ПО - период окупаемости инвестиционных затрат по проекту;

ИЗ - сумма затрат на реализацию проекта;

ЧДПг - среднегодовая сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта.


  1. Метод простой (бухгалтерской ) нормы прибыли.

Средняя за период жизни проекта чистая бухгалтерская прибыль сопоставляется со средними затратами на проект.

Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.

Рентабельность проекта = средняя прибыль от проекта * 100%

средние затраты на проект

Преимущества: метод прост для понимания и включает несложные вычис­ления.

Недостатки: метод не дает возможности судить о предпочтительности одного из проектов, имеющих одинаковую норму прибыли, но разные величины средних затрат.


  1. Дисконтный метод окупаемости проекта.

Дисконтирование является процессом, обратным начислению сложного процента. Процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов называется начислением сложного процента, а сумма, полученная в результате накопления процентов, называется будущей стоимостью суммы вклада по истечении периода, на который осуществляется расчет.

Определяется момент, когда дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат.

Формула дисконтирования:

Настоящая стоимость = будущая стоимость денежной суммы

денежной суммы (1+ ставка процента)n

где, n - продолжительность периода начисления в годах.


  1. Метод чистой настоящей стоимости проекта

Чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой всех денежных потоков затрат.

Проект одобряется если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля.

ЧПД = ЧДП - ИЗ

где, ЧПД - сумма чистого приведенного дохода по инвестиционному проекту;

ЧДП - сумма чистого денежного потока за весь период эксплуатации проекта;

ИЗ - сумма инвестиционных затрат на реализацию проекта.


«Оцени себя на практическом занятии»



Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+



-

?


___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»



Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+



-

?


___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»



Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+



-

?



___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»



Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+



-

?



___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»



Знал раньше

Узнал сегодня

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

+



-

?



Заключение



Решение задач и анализ практических ситуаций - очень эффективная форма занятий для усвоения содержания профессиональных дисциплин, вызывает живой интерес у обучающихся, позволяет проконтролировать умение применять полученные знания на практике и привлечь к активным формам работы всех студентов группы. Они знакомятся с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих её, предлагают свои решения, используя полученные знания. Достоинством данного приёма обучения является единство теории и практики, подкрепление теоретического учебного материала практическими навыками.





Список использованной литературы



  1. Адамчук А.М. «Экономика предприятия» Старый Оскол «ТНТ» 2010 г.

  2. Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» Москва 2011г.

  3. Крум Э.В. «Экономика предприятия» Практикум Минск 2009 г.

  4. Куатова Д.Я. «Экономика предприятия» Алматы 2011 г.

  5. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. «Экономика предприятия» Москва, ИНФРА-М 2011 г.

  6. Нечитайло А.И., Карлик А.Е. «Экономика предприятий (организаций)» Москва 2010 г.

  7. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. «Экономика организаций (предприятий) Москва 2008 г.

  8. Тусупбеков Т., Тенизбаева Г. «Экономика предприятия» Практикум Астана 2010 г.

  9. Чечевицына Л.Н, Терещенко О.Н. «Практикум по экономике предприятия» Ростов-на-Дону 2011 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!