СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Начисление заработной платы работникам производственного предприятия"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Начисление заработной платы работникам производственного предприятия"»









Методическая разработка урока

на тему:



«Начисление заработной платы работникам производственного предприятия»







































Введение

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением современных педагогических технологий.

Тема занятия выбрана неслучайно, так как в современном менеджменте все большая доля принимаемых решений приходится на групповые (коллегиальные). Это обусловлено высокой динамикой хозяйственной жизни, непредсказуемостью внешней среды, компьютеризацией управленческих процессов, информационным бумом, необходимостью владения разносторонними знаниями лиц, принимающих управленческие решения и рядом других причин.

Содержание занятия


Календарно-тематическим планом по предмету «Экономика организации» для специальности № 0518000 «Учет и аудит» предусмотрено практическое занятие по теме «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия».

Образовательная цель данного занятия: закрепить сущность основных понятий «оплата труда», «формы заработной платы», «системы заработной платы», улучшить подготовленность обучающихся к профессиональной деятельности.

Наряду с образовательной целью сформулированы развивающие и воспитательные цели. Развивающие цели предусматривают формирование у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развитие познавательной самостоятельности, профессионального мышления.

Воспитательные цели: воспитание у обучающихся интереса к изучаемому предмету и к будущей профессии.

Согласно плана учебного занятия контроль знаний проводится в форме фронтального опроса по теме предыдущих занятий «Оплата труда», «Планирование фонда оплаты труда на предприятии». Фронтальный опрос под названием «Взгляд в будущее» проводится в виде «Бухгалтерского футбола» (отвечая правильно на представленные вопросы, обучающийся выбирает в качестве приза один из «мячей», на обратной стороне которого имеется денежное вознаграждение. Тот студент, который получит максимальную премию, в дальнейшем может претендовать на место главного бухгалтера предприятия.

Фронтальный опрос органически сочетается с повторением пройденного материала, являясь средством для закрепления знаний и умений. С помощью фронтального опроса выясняется сформированность основных понятий у обучающихся по изученному материалу.

После подведения итогов опроса преподаватель переходит к инструктажу по выполнению практической работы. Преподаватель инструктирует студентов о решении задач практической работы 3-х уровней сложности.

Задания 1-го уровня сложности решаются в обычном рабочем режиме.

Задание 2-го уровня сложности решается по одному из представленных 2-х вариантов

задачи.

Задание 3-го уровня сложности разрешается решать в паре с другим обучающимся для совместного обсуждения и решения задачи 3-го уровня сложности.

Подводятся итоги практической работы. Преподаватель обобщает результаты работы и оценивает деятельность обучающихся на практическом занятии.

Проводится рефлексия: «Оцени себя на практическом занятии». Обучающемуся выдается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

Урок прошел

Я на уроке

Итог

интересно

работал(а)

понял(а) материал

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)


В заключении преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание в виде ситуации, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения.



Қазтұтынуодағы Қостанай экономика колледжі

Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза



Сабақ жоспары / План урока № 40


Пән / Предмет: «Экономика организации»

Күн / Дата:

Мамандык / Специальность: №0518000 «Учет и аудит»

Топ / Группа:

Тақырып / Тема: «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия».

Сабақтың түрі / Вид занятия: практическое занятие


Сабақтыңмақсаты / Цели занятия:


Білім беру / Образовательные: закрепить сущность основных понятий «оплата труда», «формы заработной платы», «системы заработной платы», улучшить подготовленность обучающихся к профессиональной деятельности.


Дамыту / Развивающие: формировать у учащихся умения использовать теоретические знания при решении заданий,развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание.


Тәрбиелеу / Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и к будущей профессии.


Әдістемелік / Методические: показать приемы активизации иинтенсификации деятельности обучающихся на практическом занятии.


Біліктілік талаптарын білу / Квалификационные требования:


Білу керек / Должны знать: понятия«оплата труда», «формы заработной платы», «системы заработной платы».


Істеп үйрену /Должны уметь: владеть методикой расчета заработной платы при сдельной и повременной оплате труда сотрудников производственного предприятия.


Сабақтың жабдықтары /Оборудование урока:


Жұмыс орны / Рабочее место: аудитория № 206


Көрнекілік құралдар /Наглядные пособия:

Үлестірімді құралдар /Раздаточный материал: Задания для выполнения практической работы; РМ «Формы и системы оплаты труда».

Техникалық жабдық / Техническое обеспечение: калькуляторы.


Әдебиет / Литература: Адамчук А.М. «Экономика предприятия» , Старый Оскол 2010г.

Нечитайло А.И. Карлик А.Е. «Экономика предприятий (организаций)», Москва 2010г.








Сабақтың барысы / Содержание занятия:

Уақыт

Время

Оқытушының іс әрекеті

Деятельность преподавателя

Окушының іс әрекеті Деятельность обучающихся


1-2 мин.


2-3 мин.




4-5 мин.
















































4-5

мин.









55-60 мин.












1-2 мин.


1-2 мин.



1 мин.





.




1.Организация занятия:

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности:

Преподаватель сообщает тему «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия»и формулирует цели занятия.

3. Контроль знаний учащихся:

Преподаватель напоминает темы прошлых занятий «Оплата труда», «Планирование фонда оплаты труда на предприятии», проверяет домашнее задание, осуществляя фронтальный опрос под названием «Взгляд в будущее» в виде «Бухгалтерского футбола» (отвечая правильно на представленные вопросы, обучающийся выбирает в качестве приза один из «мячей», на обратной стороне которого имеется денежное вознаграждение. Тот студент, который получит максимальную премию, в дальнейшем может претендовать на место главного бухгалтера предприятия.

Вопросы:

  1. Что такое номинальная заработная плата?

  2. Что называется реальной заработной платой?

  3. Что относят к основной заработной плате?

  4. Что относят к дополнительной зарплате?

  5. Что включает в себя тарифная система оплаты труда? (тарифную ставку, тарифную сетку, тарифно-квалификационный справочник)

  6. Что является основой сдельной оплаты труда? (сдельная расценка за единицу продукции, работ, услуг)

  7. Как называется система оплаты труда, при которой премии выплачиваются за конкретные количест-венные и качественные показатели? (сдельно-премиальная).

  8. Система оплаты труда, при которой начисление зарплаты производится за отработанное время, носит название …(повременная)

  9. Как производится начисление зарплаты при повременной форме? (по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время)

  10. Назовите систему оплаты труда, при которой оплата предусматривается за весь объём работ. (аккордная сдельная).

  11. Как производится оплата в праздничные и выходные дни?(не ниже, чем в двойном размере, исходя из дневной(часовой) ставки работника)

  12. Как производится оплата за работу в ночное время?(оплачивается не ниже, чем в полуторном размере, исходя из дневной(часовой) ставки работника)

  13. Что представляет собой фонд оплаты труда? (общую сумму затрат на оплату труда работников и выплат социального характера)

4.Инструктаж по выполнению практической работы:

Преподаватель инструктирует студентов о решении задач практической работы 3-х уровней сложности.

Задания 1-го уровня сложности решаются в обычном рабочем режиме.

Задание 2-го уровня сложности решается по одному из представленных2-х вариантов задачи.

Задание 3-го уровня сложности разрешается решать в паре с другим обучающимся для совместного обсуждения и решения задачи3-го уровня сложности.

5. Выполнение заданий практической работы.

Решение задач

Задания 1-го уровня сложности:

Задания 1 -4 .

Задание2-го уровня сложности:

Задание 5.

Задание3-го уровня сложности:

Задание 6.

Дополнительное задание

Вопрос: Как вы считаете, можно ли платить

преподавателям за количество выставленных оценок,

стоматологам - за количество вырванных зубов, а

пожарным – за количество потушенных пожаров?

6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на практическом занятии.

7. Рефлексия: «Оцени себя на уроке»

Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

8. Задание на дом:

Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения.

Ситуация: В отдел кадров предприятия - производителя бытовой мебели пришел устраиваться на работу дизайнер мебели Самат Сабитов. Он продемонстрировал, какие идеи мог бы воплотить на производстве с существующим оборудованием (создание новых моделей, не уступающих иностранным аналогам). На данном предприятии нет вакансий. Но отказываться от именитого дизайнера руководителю не хочется.

Какой выход из сложившейся ситуации Вы видите?

Если, взяв на работу, какую форму оплаты труда Вы, как бухгалтер предприятия, предложите?

Литература:

Адамчук А.М. «Экономика предприятия» стр. 171-187

Нечитайло А.И. Карлик А.Е. «Экономика предприятий (организаций)» стр. 162-168


Приветствуют преподавателя. Подают рапортичку.


Слушают, воспринимают, осмысливают, осознают цели


Слушают, воспринимают.













Отвечают на вопросы, выбирают поощрительный приз.



































Слушают, осмысливают











Работают индивидуально с последующим решением задачи в паре







Отвечают на вопрос






Слушают




Заполняют карточку





Слушают, записывают






Оқытушы / Преподаватель: Р.М. Учуваткина

Практическая работа № 9.


Тема: «Начисление заработной платы работникам производственного предприятия».

Цель: Сформировать умения производить расчеты размера заработной платы при использовании различных форм оплаты труда.

Задания 1-го уровня сложности:

Задание 1.

В организации установлена прямая сдельная оплата труда.

В мае работник изготовил за месяц 480 единиц продукции.

Сдельная расценка за единицу продукции – 165 тенге.

Определить размер заработка сотрудника за май.


Задание 2.

В организации установлена прямая сдельно-премиальная оплата труда.

Положением о премировании предусмотрена 15-ти процентная премия за выполнение нормы.

Норма выработки составляет 520 единиц.

Сдельная расценка за единицу продукции составляет 95 тенге.

Определить заработную плату сотрудника.


Задание 3.

Расценка за единицу продукции при норме 130 единиц составляет 420 тенге.

Свыше 130 единиц расценка увеличивается на 12%.

Фактически рабочий изготовил 166 единиц.

Рассчитайте заработок рабочего за месяц при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда.


Задание 4.

Оклад начальника цеха сборки АО «Агромаш Холдинг» 72 000 тенге.

В декабре из 22 рабочих дней он отработал 20 дней.

Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 15% от заработной платы.

Рассчитайте заработок начальника цеха сборки за месяц при повременно-премиальной системе оплаты труда.


Задания 2-го уровня сложности:

Задание 5.

На Усть-Каменогорском ремонтно-механическом заводе (РМЗ) применяется повременно-премиальная система оплаты труда. По цеху имеется следующая информация:

№ п/п

Должность

Отработано часов

Расценка за один час работы (тнг.)

Всего з/плата за трабо-танное время (тнг.)

Замечания по работе ремонтной мастерской

Сумма премии 20% к основной з/плате (тнг.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (тнг.)

1

Сварщик

162 (1 вар.)

160 (2 вар.)

424


нет



2

Токарь

156(1 вар.)

158(2 вар.)

357


нет



3

Мастер - наладчик

150(1 вар.)

152(2 вар.)

322


1 прогул



4

Инструмен-тальщик

160(1 вар.)

158 (2 вар.)

345


нет



5

Слесарь

154(1 вар.)

158(2 вар.)

348


1опоздание



6

Охранник

160(1 вар.)

160(2 вар.)

250


нет




Всего


-





Определить:

1. Общее время работы ремонтной мастерской.

2. Сумму заработной платы за отработанный период времени по каждому работнику.

3. Сумму премии за работу без замечаний.

4. Общую сумму заработной платы по каждому работнику и по мастерской в целом.


Задание 3-го уровня сложности:

Задание 6.

Рассчитать заработную плату директора и главного бухгалтера КХ «Березка-Агро» за апрель месяц.

Данные для расчета:

  1. В апреле месяце 26 рабочих дней. Директор отработал 21 день, главный бухгалтер – 20 дней.

  2. Должностной оклад директора составляет 100 000 тенге, главного бухгалтера – 90 000 тенге.

  3. В I квартале отработали полностью.

  4. В апреле месяце план оборота выполнили на 102,4 %.

  5. План прибыли в I квартале выполнили на 100,2 %.

  6. Положением о премировании предусмотрена премия за выполнение плана выпуска продукции в размере 15% от оклада за фактически отработанное время; за выполнение плана прибыли в I квартале – 6% от квартального оклада.

  7. За перевыполнение плана выпуска продукции – 1,4 % за каждый процент перевыполнения.



































«Оцени себя на практическом занятии»

п/п

Урок прошел


Я на уроке

Итог

1

интересно

работал(а)

понял(а) материал


2

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)


3

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)


___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»

п/п

Урок прошел


Я на уроке

Итог

1

интересно

работал(а)

понял(а) материал


2

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)


3

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)


___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»

п/п

Урок прошел


Я на уроке

Итог

1

интересно

работал(а)

понял(а) материал


2

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)


3

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)


___________________________________________________________________________________


«Оцени себя на практическом занятии»

п/п

Урок прошел


Я на уроке

Итог

1

интересно

работал(а)

понял(а) материал


2

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)


3

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)



___________________________________________________________________________________



Дополнительное задание


Как вы считаете, можно ли платить преподавателям за количество выставленных оценок, стоматологам – за количество вырванных зубов,

а пожарным – за количество потушенных пожаров?





Приложение


Формы и системы оплаты труда



Сдельная оплата труда


  1. Прямая сдельная оплата труда

Зсд = R * q

R – расценка на изготовление 1 единицы изделия;

q – количество изготовленных изделий.

Индивидуальная сдельная расценка определяется (R ):

R = Сч * Нвр или R = Сч : Нвыр

Сч – часовая тарифная ставка;

Нвр - норма времени на изготовление единицы продукции;

Нвыр – норма выработки.



  1. Сдельно-премиальная оплата труда

Зсд-прем = Зсд + П

Зсд – сдельная зарплата;

П – премия.

Зсд * %П

П =

100


  1. Сдельно-прогрессивная оплата труда

Зсд-прогрес = Rо * qпл + Rув* (qф - qпл)

Rо – расценка прямая (обычная);

Rув – расценка повышенная;

qф ;qпл – фактический и плановый выпуск.



  1. Косвенно-сдельная оплата труда

З кос-сд = Rкос * qNo

Rкос – косвенно-сдельная расценка;

qNo – количество продукции, произведенное рабочими обслуживаемого участка.

Сч

Rкос =

Нобс * Нвыр

Сч – часовая тарифная ставка;

Нобс – норма обслуживания работника;

Нвыр – норма выработки.



  1. Аккордная (урочно-сдельная) оплата труда

Зсд-ак = Зур * Зпр

Зур – оплата труда за весь урок (задание);

Зпр – премиальные вознаграждения по условиям, принятые в договоре на урок (аккорд).




Формы и системы оплаты труда



Повременная оплата труда


  1. Простая повременная оплата труда

Зпов = Сч * Фэф

Сч – тарифная ставка рабочего определенного разряда;

Фэф – эффективный фонд рабочего времени.

См * t факт

Змпл = tраб

Змпл – заработная плата за фактически отработанное время в течение месяца;

См – месячный оклад (ставка);

t раб - число рабочих часов, предусмотреннных графиком работы в данном периоде;

t факт - число рабочих часов, фактически отработанных в данном периоде.


  1. Повременно-премиальная оплата труда

Зпов-прем = Зпов + П


  1. Окладная система должностных окладов

Зшт

Зокл = * Дфакт

Дмес

Зшт – размер заработной платы в соответствии со штатным расписанием;

Дмес; Дшт – количество рабочих дней в расчетном месяце и фактически отработанных дней.



Бестарифные системы оплаты труда


  1. Определяется количество баллов, заработанных каждым работником (Qб)

Qб = КУ * КТУ * Фэф

Ку – квалификационный уровень работника;

КТУ – коэффициент трудового участия;

Фэф – эффективный фонд рабочего времени.

  1. Определяется общая сумма баллов, заработанных всеми работниками подразделения.

QNб = ∑Qб

  1. Определяется стоимость одного балла (доли фонда оплаты труда, приходящейся на оплату одного балла)

ФОТ

d =

QNб

  1. Определяется заработная плата каждого работника (Зинд).

Зинд = d * Qб





































































































Ф ҚҚЭК 703-12-09 Оқу – әдістемелік материалдар. Бірінші басылым.

Ф КЭКК 703-12-09 Учебно – методические матералы. Издание первое.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!