СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Нарезание резьбы"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее распространенными соединениями деталей машин являются резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разработки и повторной сборки без замены детали. Это говорит об актуальности изучаемой темыНаиболее распространенными соединениями деталей машин являются резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разработки и повторной сборки без замены детали. Это говорит об актуальности изучаемой темы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Нарезание резьбы"»

Министерство просвещения российской федерации

Федеральноегосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»











Методическая разработка урока

Тема: «Нарезание резьбы»









Подготовил:

мастер п/о

Дробышев В.А

Дата проведения:

Ноябрь 2019г










г. Неман

2019 год.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Система деятельности мастера производственного обучения. стр-2

2. Организация учебной деятельности обучающихся. стр-2

3. Методика проведения основных этапов занятия по МДК.01.01 Слесарное дело на тему «Нарезание резьбы». стр-3

4. Проект урока. стр-5

5. Структура и ход урока. стр-5

6. Список используемой литературы. стр-6

Заключение

Приложение

1. Тестовые задания к уроку стр-7

2. Инструкционно - технологические карта стр-8

3. Чертежи деталей стр-9

4. Критерии оценок стр-9

















Введение.

Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей и многих других работ в строительстве, дорожных работах.

Знание устройства трактора и слесарного дела позволяет организовать качественное обслуживание и ремонт, а также эксплуатацию тракторов. Освоение навыков нарезания резьбы позволит обучающимся быстро и качественно производить ремонт узлов, механизмов и агрегатов трактора.

Наиболее распространенными соединениями деталей машин являются, резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разработки и повторной сборки без замены детали. Это говорит об актуальности изучаемой темы.







1. Система деятельности мастера производственного обучения.

При проведении вводного инструктажа необходимо произвести проверку явки обучающихся и осмотреть их внешний вид; сообщить тему и цель занятия; объяснить актуальность темы занятия, проверить знания умения по пройденым темам. Показать обучающимся организацию рабочего места и ознакомить с правилами безопасности при ведения работ. Для проверки пройденного материала используем устный опрос и тест. Затем мастер п/о знакомит обучающихся с содержанием темы с перечнем упражнений.

Показывает рациональное размещение инструмента, демонстрирует рабочее положение при выполнение упражнения. Объяснение нового материала осуществляется в виде рассказа и показа практических приемов по выполнению отдельных упражнений при нарезании резьбы.

При объяснение материала используются наглядные пособия и плакаты по теме «Нарезание резьбы». Убедившись в том что все обучающиеся поняли технику выполнения практических работ, мастер п/о предлагает приступить к выполнению, предварительно обратив внимание на необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности. Для контроля усвоения изучаемого материала в ходе урока оценивается достижение промежуточных целей:

- научить подготовке рабочего места;

- научить пользоваться инструментом;

- научить соблюдению правил техники безопасности;

-научить бережному и экономному отношению к оборудованию и материалам.

В ходе выполнения практической работы мастер контролирует правильность исполнения, в случае необходимости указывает на ошибки и методы их исправления.

После выполнения всего объема работ подводится анализ проведенного урока, отмечаются лучшие работы, объявляются оценки. В заключение урока необходимо объявить домашнее задание: повторить пройденный материал.

2.Организация учебной деятельности обучающихся.

Организация учебной деятельности обучающихся при изучении темы «Нарезание резьбы» направлена на преодоление трудностей и индивидуальных проблем, т.к. в достижении определенного мастерства, при выполнении упражнений обучающиеся постоянно продвигаются в своем совершенстве («от простого к сложному»).

Основными методами, используемые мастерами п/о для организации учебной деятельности, могут быть:

Например – исполнение роли мастера п/о во время показа приемов выполнения данного упражнения. После показа приемов упражнения мастером п/о, обучающимся предлагается выполнить роль мастера и повторно показать изученный прием. Такой способ можно использовать когда кто-то не понял, как выполнить прием (в таком случае роль мастера поручается обучающемуся, успешно освоившему упражнение)

Одним из способов формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развития адекватной самооценки, воспитания взаимопомощи является выполнение обучающимися роли мастера п/о во время заключительного инструктажа, по окончании работы обучающееся проверяют качество выполненного задания, сравнивая с эталоном

Для успешного овладения различными приемами нарезания резьбы при обучении целесообразно закрепление «слабых» за более сильными.

Такой способ повышает ответственность за качество выполняемой работы, способствует развитию самосознания, помогает преодолевать неуверенность, боязнь ошибки.

3.Методика проведения основных этапов занятия на тему «Нарезание резьбы».

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята. Мастер проверяет присутствие, внешний вид и готовность обучающихся к занятию, интересуется, нет ли больных.

Вводный инструктаж.

Мастер сообщает тему и цель урока.

С целью проверки опорных знаний по теме мастер проводит актуализацию знаний:

а) фронтальный опрос с места (см. ход урока);

б) выдаёт тестовые задания (время выполнения-5минут).

Прежде чем перейти к показу приёмов выполнения нарезания резьбы мастер рассматривает образование и классификацию резьбы.

Резьба представляет собой винтовую канавку определенного профиля, прорезанную на

цилиндрической или конической поверхностях. Вручную плашками или на токарных станках.

Применяемые резьбы можно разделить на ряд групп: 
1) по расположению — на наружные и внутренние; 
2) по назначению — на крепежные и ходовые; 
3) по форме исходной поверхности — на цилиндрические и конические; 
4) по направлению — на правые и левые; 
5) по форме профиля — на треугольные, прямоугольные, трапецеидальные круглые; 

Крепежные резьбы чаще всего имеют треугольный профиль. 
Они используются для соединения различных деталей.

Ходовые резьбы служат для преобразования вращательного движения в поступательное. К ним относятся резьбы с трапецеидальным и реже прямоугольным профилем.
Конические резьбы обеспечивают высокую герметичность соединения и поэтому применяются в местах, находящихся под повышенным давлением жидкостей и газов.
У правых резьб винтовая канавка имеет направление по ходу часовой стрелки (если смотреть с торца детали), у левых — наоборот. 

Однозаходными называются резьбы, имеющие одну винтовую канавку. В многозаходных резьбах выполнено несколько параллельных винтовых канавок, равномерно расположенных по окружности. Число заходов резьбы можно определить по количеству начал винтовых канавок на торце детали. 

Далее мастер рассматривает основные параметры резьбы на примере:

М12-6g

М12-6Н

М12х1,5 – 6Н

М12х1,5 - LH

где буква М-резьба метрическая,

12 – номинальный диаметр резьбы,

6 – класс точности,

g – поле допуска и резьба наружная,

Н - поле допуска и резьба внутренняя,

1,5 – шаг резьбы,

L – резьба левая.

Затем мастер объясняет обучающимся как правильно подобрать диаметр стержня под наружную резьбу используя таблицы справочников или запомнив правило: диаметр стержня должен быть меньше номинального диаметра резьбы на 0,1- 0,2мм. Например для резьбы М12-6g диаметр стержня должен быть 11,8мм.

Для определения диаметра сверла под внутреннюю резьбу используют таблицы справочников или формулу:

Д св. = Др. – Р ,

где Д св.- диаметр сверла;

Др. – номинальный диаметр резьбы;

Р – шаг резьбы.

Например:

М12х1,5 – 6Н

Д св. = 12 – 1,5 = 8,5мм,

т.е. в данном случае необходимо сверло диаметром 8,5мм.

При нарезании резьбы в глухих отверстиях необходимо учитывать то, что у метчика имеется заборная часть и если сверлить отверстие на длину резьбы по чертежу нарезанная резьба по длине получится меньше. Поэтому отверстие необходимо сверлить больше на длину заборной части метчика.

Вот теперь мы можем перейти к приёмам нарезания резьбы.

1. Нарезание наружной резьбы М12 -6g:

- берём стержень диаметром 11,8мм и крепим его вертикально в тисках на длину нарезаемой резьбы;

- подбираем плашку М12 – 6g , крепим её в вороток;

- напильником снимаем на стержне фаску;

- стержень смазываем машинным маслом;

- на стержень накладывают закреплённую в воротке плашку и с небольшим нажимом вращают плашку так, чтобы она врезалась на 1-2 нитки, причём плашка должна находиться в строго горизонтальной плоскости;

- затем продолжают движение на 1 -2 оборота вправо и пол-оборота влево;

- таким образом, нарезаем резьбу на всю длину;

- качество резьбы проверяем визуально и резьбовым калибром.

Далее мастер показывает возможные причины возникновения брака при нарезании резьбы:

рваная резьба (тупой инструмент, перекос инструмента);

тупая резьба (неправильно подобран инструмент по диаметру); неточный профиль резьбы (недостаточная длина заборного конуса, неправильная заточка инструмента); поломка метчика. Мастер показывает способы удаления поломанных метчиков.

Мастер сообщает обучающимся критерии оценок (см. приложение №4).

Перед началом выполнения самостоятельной работы мастер объясняет правила техники безопасности:

- запрещается удалять стружку рукой;

- сдувать стружку с детали;

- работать неисправным инструментом;

- соблюдать правила ТБ при работе ножовкой, напильником, плашкадержателем.

Группа делится на 3 подгруппы и каждому обучающемуся выдаётся соответствующая заготовка, инструмент, инструкционно – технологическая карта и чертёж детали.

Текущий инструктаж.

В процессе выполнения самостоятельной работы мастер производит целевые обходы рабочих мест с целью проверки:

- содержание рабочих мест;

- правильности выполнения трудовых приёмов;

- соблюдение правил ТБ;

- правильности ведения самоконтроля;

- правильности соблюдения технических условий.

По завершении работы мастер производит приёмку и оценку выполненной работы.

Заключительный инструктаж.

Проводя заключительный инструктаж, мастер сообщает о выполнении цели урока, проводит анализ успешности выполнения работы каждым обучающимся, разбирает типичные ошибки и недостатки, пути их предупреждения и устранения. Анализирует выполнение обучающимися правил ТБ, организации труда, использования рабочего времени, сообщает оценки каждому обучающемуся согласно критериям оценки.

Выдаёт домашнее задание (Н.И.Макиенко Слесарное дело с основами материаловедения; стр.353 – 378.)


4.Проект урока

Профессия: Тракторист 4 разряда

Мастер п/о: В.А Дробышев

Тема программы: Нарезание резьбы.

Тема урока: Нарезание наружной резьбы на болтах и шпильках.

Цель урока:

– научить правильно подбирать диаметр стержня под нарезание наружной резьбы и нарезать резьбу на выбранном стержне ;

- развитие познавательной активности обучающихся, самоконтроля, умений аргументировать свой выбор методов работы;

- формирование и развитие личности обучающихся, совершенствованию умений работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструменту.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный

Межпредметные связи: «Слесарное дело», «Материаловедение», «Черчение», «Технические измерения».

Квалификационные требования

Должен знать: виды и назначения резьбы. Инструменты и оснастку для нарезания резьбы. Правила техники безопасности.

Должен уметь: выбирать диаметр стержня под нарезаемую резьбу, владеть соответствующими приемами и навыками нарезания резьбы, выявлять брак и по возможности устранять его.

Место проведения: учебно – производственная мастерская.

Используемые педагогические технологии: технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Материально-техническое оснащение урока:

Плакат резьбонарезного инструмента, образцы деталей с резьбой, технологические карты, мультимедийный проектор, слесарные верстаки, метчики, плашки, сверла, наждачная бумага, напильники, центроискатель, кернеры, молотки, циркули, чертилки, линейки, измерительный инструмент, тестовые карточки, машинное масло, кисточка, ветошь.


5. Структура и ход урока

I. Организационная часть (5 мин.)

1.Приветствие

2. Проверка явки обучающихся;

3. Проверка внешнего вида;

4. Готовность обучающихся к работе.

II. Вводный инструктаж. (35 мин.)

Целевая установка: сообщить тему и цель урока.

Повторение пройденного материала:

  • Что означает такая надпись М20-6Н; М20-6е; М20х1,5; М20х1,5LH

  • Что такое метчик?

  • Что такое плашка?

  • Из какого материала изготовляют резьбонарезные инструменты?

  • Что такое шаг резьбы?

Проведение теста для закрепления пройденного материала.

Изложение нового материала:

  • Определение и назначение резьбы;

  • Разделение резьбы по группам и пременение.

  • Основные параметры резьбы.

  • Демонстрация ролика по ремонту резьбы на шпильке в головке блока цилиндров

  • Для нарезания резьбы на стержне (шпильке, болте) необходимо подобрать нужный диаметр стержня, плашку и, применив соответствующие приемы, нарезать резьбу (табличка с параметрами);

  • Показать контроль качества резьбы, показать возможное возникновение брака и методы его устранения (показ ролика);

  • Разобрать чертеж детали и технологический процесс изготовления, предостеречь от брака.

  • Сообщить критерии оценок.

  • Техника безопасности при нарезании резьбы.

  • Выдача задания по подгруппам.

III. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа. (60)

- обрезка заготовки ножовкой под шпильку заданного размера.

- снятие фаски напильником

- изготовление шпильки и нарезание на ней резьбы

Каждый изготавливает по одной шпильке.

Целевые обходы рабочих мест:

I – проверить содержание рабочих мест

II – проверить правильность выполнения трудовых приемов и соблюдение правил техники безопасности

III – проверить правильность ведения самоконтроля

IV – проверить правильность соблюдения технических условий. Произвести приемку и оценку работ.

IV. Заключительный инструктаж. (20 мин.)

- Подведение итогов работы;

- Сообщение оценки каждому обучающемуся;

- Анализ наиболее характерных ошибок в работе;

- Уборка рабочих мест;

- сообщение домашнего задания (Н.И. Макиенко «Слесарное дело с основами материаловедения» стр. 353-372)

6.Список используемой литературы.

Основные источники:

1. Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.ИНФРА, 2007 г. – 528 с.

2.В.А.Скакун Организация и методика профессионального обучения;-М. Форум-Инфра,2007г. – 335с.

Дополнительные источники:

материаловедения; -М.Высш.школа, 1974г.-464с.

3. Н.И.Макиенко Практические работы по слесарному делу.-М.Высш.школа,1987г.-192с.

4. Е.Э.Фельдштейн и др. Справочник сверловщика.-Мн.:Высш.школа,1986г.-336с.

При подготовки методической разработки использовались материалы интернет-ресурсов Заключение


Рассмотренные подходы к организации обучения позволяют формировать у обучающихся устойчивые умения и навыки выполнения работ по нарезанию резьбы, развивать самостоятельность, профессиональные творческие способности, формировать необходимые для успешной деятельности личностные качества..


Приложение 1

Тест

Резьба. Нарезание резьбы.

  1. Наибольший диаметр, измеренный по вершинам витков резьбы называется

а) шагом резьбы;

б) наружным диаметром резьбы;

в) внутренним диаметром резьбы.

2.Если гайку навинченную на болт, повернуть на один оборот, то на какую величину она переместиться вдоль болта?

а)на 1 мм;

б)на величину внутреннего диаметра;

в) на величину шага резьбы.

3. Как называются резьбы, применяемые для преобразования вращательного движения в поступательное (тиски, домкраты, станки)?

а) крепёжные;

б) ходовые.

4. Какой профиль имеет крепёжная резьба?

а) прямоугольный;

б) упорный;

в) круглый;

г) треугольный;

д) трапецевидный.

5. Как на чертеже изображают резьбу?

6. Что обозначает надпись М24х1,5?

a) резьба метровая, наружный диаметр 24 мм, внутренний диаметр 1,5 мм, правая;

б) резьба метрическая, наружный диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, правая;

в) резьба миллиметровая, внутренний диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, левая.

7. С помощью какого инструмента нарезается внутренняя резьба?

а) плашки и воротка;

б) плашки и метчика;

в) метчика и воротка;

г) плашки и плашкодержателя.

8. Какое назначение канавок на метчике и окон в плашке?

а) образуют режущие кромки и служат для выхода стружки;

б) для снижения веса инструмента;

в) для красоты.

9. Что обозначает надпись на хвостовике метчика М 12?

а)метчик чистовой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

б)метчик черновой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

с) метчик средний (получистовой), для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм.

10. С какой целью плашку или метчик поворачивают на пол оборота назад?

а) чтобы обломать стружку, для облегчения процесса нарезания резьбы;

б) ускорить процесс нарезания резьбы.

11. Как правильно выбрать диаметр стержня или отверстия под резьбу?

а) должны быть равны внутреннему диаметру резьбы;

б) должны быть равны наружному диаметру резьбы;

в) немного меньше наружного диаметра резьбы (определить по таблице в справочнике).

Резьба. Нарезание резьбы.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вариант

ответа

б

в

б

г

a

б

г

а

б

а

в









Приложение 2

Инструкционно – технологическая карта

на изготовление шпильки М5


п/п

Последовательность и содержание

работы

Технические

условия

Оборудование и

инструмент

1

Замерить размер заготовки 90 мм,

при необходимости довести до требуемого опиливанием



Размер 90 мм

Слесарные тиски

Штангенциркуль

Ножовка по металлу

Напильник

Линейка

2

Установить заготовку в слесарные тиски

вертикально на размер более25мм

(~18мм) над губками


Слесарные тиски


3

Снять фаску с торца заготовки 1x45о


Напильник плоский

4

Замерить диаметр заготовки,при необходимости довести до требуемого(4,9мм)


Штангенциркуль

Наждачная бумага

5

Провести черту от торца заготовки на расстоянии 25мм


Линейка

Чертилка

Трёхгранный напильник

6

Смазать стержень заготовке выступающий над тисками машинным маслом


Машинное масло

Кисточка

7

Нарезать резьбу

Длина резьбы 25мм

М5

Вороток

Плашка М5

Линейка

8

Протереть заготовку от масла,

убрать стружку


Ветошь

Щётка

9

Проверить качество резьбы визуально и навернуть гайкуМ5

М5-6Н

М5

Гайка М5

10

Вынуть заготовку и сравнить с этолоном


Линейка

Слесарные тиски

Приложение 3

Шпилька М5-6g

Приложение 4





Сводная ведомость

Фамилия имя

Работа с места (1 отв.-1 бал

Изготовление детали

Нарушение ТБ (-2 бала)

итого

Шпилька (5 балов)

Евстафьев Виталий





Логвин Алексей





Назаров Роман





Николаев Денис





Ступаков Павел





Федорин Андрей





Шахватов Александр





Критерии оценки:

6б – 5(отлично);

4б – 4(хорошо);

2б – 3(удовлетворительно).

Примечание:

несоблюдение линейных размеров - минус 1балл;

несоблюдение длины резьбы – минус 1балл;

несоответствие качества резьбы – минус 1-2 балла.





16