Тема: «Обмен веществ – главный признак жизни»
Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?
- Что изучает биология?
3. Речевая зарядка, связанная с дежурным звуком и учебным материалом.
4. Изучение нового материала.
- Для того чтобы жить, организмы должны постоянно получать из окружающей среды различные вещества: растения — воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород; животные — белки, жиры, углеводы, а также воду, минеральные соли, кислород. Без этого невозможны рост и обновление клеток любого организма.
- Одновременно во внешнюю среду живые организмы выделяют продукты своей жизнедеятельности: растения — воду, углекислый газ, кислород; животные — воду, углекислый газ, мочевину и некоторые другие вещества. Другими словами, между организмом и внешней средой постоянно идет обмен веществ.
Обмен веществ - взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.
Вещества, поступившие в организм, чтобы они могли усвоиться при участии кислорода подвергаются различным превращениям: из простых веществ образуются более сложные и, наоборот сложные вещества распадаются на более простые вещества с выделением энергии – это и есть обмен веществ.
Основной источник энергии - это органические веществ (белки, жиры, углеводы). Растения создают органические вещества из неорганических используя энергию света (фотосинтез), а животные, грибы и большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами.
- Давайте сформулируем, на что тратят энергию живые организмы:
5. Закрепление изученного.
1. Что такое обмен веществ?
2. Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?
3. Как живые организмы используют энергию?
4. Почему обмен веществ является основой жизни?
5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. Прочитать параграф, ответить на вопросы в конце параграфа (устно). Повторить материал, изученный на уроке.
Речевой материал: Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами.