Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени 85-го гвардейского гаубичного артиллерийского Симферопольского Краснознаменного ордеров Суворова, Кутузова и Александра Невского полка» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
План-конспект урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Африка».
География. 7 класс.
Составитель: Анохина Ольга Владимировна, учитель географии, квалификационная категория – первая
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Африка»
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка»
Задачи:
Образовательные:
оценить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, истории освоения и исследования, представителей флоры и фауны, рельефа, внутренних вод, природных зон материка;
Развивающие:
продолжить развивать умение работать с географическими картами;
развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;
развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний и представлений об Африке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран.
Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) владеть устной речью.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Африки.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Оборудование: физическая карта мира, ноутбук, телевизор, раздаточный материал
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Краткие сообщения от учащихся о списке достопримечательностей Египта.
3.Постановка цели
- Сегодня мы с вами проводим итоговый урок по теме «Африка». Как ваше настроение? А вы любите играть, хотите мы с вами сегодня поиграем?
Целеполагание.
- Мы отправляемся в путешествие вокруг загадочного и манящего материка под названием Африка. Вспомним тайны этого континента.
3.Работа по повторению и обобщению знаний, умений, навыков осуществляется в форме игры-путешествия. Презентация на экране телевизора.
1-я станция «Картографическая»
Игра « Закончи предложение»
- Африка по площади занимает …II место.
-Африка посередине пересекается …(экватором)
-Нулевой меридиан пересекает Африку с …(запада)
-Африку омывают океаны, их по количеству…
- Какие океаны омывают Африку?
-С севера материк омывается …(Средиземным морем)
-Дальше всех материков от Африки расположена …(Северная Америка)
-Гвинейский залив расположен на … (западе) материка.
-Самый большой остров около берегов Африки …(Мадагаскар)
- Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский)
- Море на северо-востоке материка (Красное)
2-я станция ««Экспедиционная» -
Путешествие по Африки. - Два учащихся вставляет пропущенные буквы, остальные по очереди показывают географические объекты на физической карте Атласа. А все – остальные учащиеся работают с атласами.
Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:
Г…бралтарский, Сред…земное, З…мбези, , Кр…сное , С…мали, Н…миб, К..пские
Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:
К..л…манджаро, М..д..гаскар, М…замбикский, Гв…нейский, С…хара, Др…коновы, К…л…хари
3-я станция «Определительная»
- По тексту определите о каком географическом объекте идет речь.
- Это самое крупное плоскогорье в Африке. Оно находится на юго-востоке материка, в восточной части Центральной Африки. На севере плоскогорья расположены гора Кения и вулкан Килиманджаро, а также крупнейшее африканское озеро Виктория. На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: Нила, Конго, Замбези. Восточно –Африканское плоскогорье.
- Это слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. В переводе название этой местности означает «местность с рыжим оттенком почвы, лишенная растительности». Выжженная солнцем суша, расположена между Атлантическим океаном и Красным морем. На этой земле вообще не бывает дождя. Ветер поднимает мелкие частицы породы – песчинки в раскалённый воздух и образует мощный источник пыли на Земле. Сахара.
- От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами. Нил.
- Великий английский путешественник Давид Ливингстон писал о нём так: «Передо мной открылся прекрасный вид на массу воды. Она низвергалась со скалы и имела вид сплошной густой пены, доходившей до самого дна. Ее белизна вызывала у меня представление о снеге. Я никогда не видел такой картины». О чем идет речь? Водопад Виктория.
4-я станция станция «Природная»
- В каких природных зонах находится Африка?
- Эта природная зона располагается располагаются по обе стороны от экватора. Тип климата – экваториальный, преобладают восходящие экваториальные воздушные массы, температура + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл. Отсутствует сезонность климата. Основной тип - почв – красно- желтые ферраллитные, содержат железо и алюминий.
То тут, то там растут деревья – гиганты. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость.
- Богат и животный мир этих лесов. Здесь обитают человекообразные обезьяны – горилла и шимпанзе. У больших рек и озер живут бегемоты.
- В лесах много муравьев, ящериц, змей; в реках и озерах водятся крокодилы. Здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель очень тяжелой –сонной – болезни у человека.
- Много различных птиц. Жители этих лесов – Пигмеи. Влажные экваториальные леса
- Эту природную зону называют тропической степью. Она покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года.
- Для этой природной зоны характерны два сезона: сухой и влажный. Зима - сухая, а лето влажное. Для неё характерны почв характерны красные ферраллитные и красно-бурые почвы. Они более плодороднее по сравнению с почвами экваториальных лесов, накопление перегноя происходит во время сухого зимнего периода.
- Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы – деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол баобаба очень толстый, в обхвате до 45м. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Цветы распускаются вечером и утром увядают.
- В этой природной зоне водятся слоны, жирафы, львы, зебры. Самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Население сельских мест иногда приручает этих птиц. Саванны и редколесья.
- К северу от зоны саванн количество осадков уменьшается и образуется самая безжизненная зона. Здесь почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, А самого жаркого до +50ºС. Годовая сумма осадков меньше 100 мм.
- Растительность скудная, кое-где растут пучки трав и колючие кустарники. Животные приспособлены к условиям этой природной зоны. В поисках воды антилопы способны пробегать большие расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды.
- Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы. Растут дикие арбузы с сочными плодами, которые заменяют населению и животным воду. Пустыни.
5-я станция «Игровая» Игра кто такой? Что такое?
Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. (Саранча)
Это растение запасает до 120 л воды, живет до 5 тыс. лет) (баобаб)
Насекомое-переносчик возбудителей сонной болезни. (муха цеце)
«Маленькие хозяева большого леса» – это сказано о людях, живущих в экваториальных лесах Африки. Кто они? (пигмеи)
Игра: Убери лишнее слово
Ливингстон Стэнли Магеллан Юнкер
Танганьика Виктория Нигер Чад
Драконовые Намиб Капские Атласс
6-я станция «Страноведческая»
1. Это государство расположено одновременно и в Африке и в Азии. (Египет)
2. Это крупное островное государство. (Мадагаскар)
3. Столицей этого государства является город Триполи. (Ливия)
4. Это государство, выходящее к Индийскому океану, расположено на крупнейшем в Африке полуострове. (Сомали)
5. Это государство полностью окружено территорией ЮАР. (Лесото)
6. В пределах этого государства расположена большая часть бассейна реки Конго. (Демократическая республика Конго)
7. Это государство выходит к Средиземному морю там, где находится Гибралтарский пролив (Марокко)
8. В пределах этого государства сливаются реки Белый Нил и Голубой Нил. (Судан)
9. Это государство на севере омывается водами Средиземного моря, а на западе и юго-востоке граничит с Алжиром и Ливией. (Тунис)
- Вот и закончилось наше путешествие по материку Африка. Теперь вы точно многое знаете об Африке.
Подведение итогов, подсчет баллов, самооценка деятельности учащихся.
- Рефлексия:
На уроке все было понятно (да, нет, отдельные вопросы)
Испытывал(а) сложности, отвечая на устные вопросы (да, нет)
Не успевал(а) за темпом урока ( успевал(а), не успевал(а))
Что понравилось на уроке?
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Африка»
6