СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обобщения,систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия по теме «Земля во Вселенной». 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Представленная работа посвящена теме "Земля во Вселенной", носит актуальный характер в современных условиях, связана с большим интересом к данной теме, её недостаточной разработанностью, связью  географии с другими дисциплинами, такими как астрономия, физика, биология, экология.

                     Новизна. В результате изучения раздела учащиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания о природе Земли, космической системе, явлениях происходящих на  планетах,  помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, газет и журналов, фильмов, профессиональные компетенции (использование нового атласа профессий, связанных с космосом).

        Основная цель данного типа урока -  учащимся обобщить и систематизировать, закрепить   знания  и умения по  теме «Земля во Вселенной». Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с повторения изученного  материала прошлого урока и увязки его с понятиями прошлых уроков темы. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение   целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте.

      Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать материал, который побуждает учеников к познавательной деятельности ( профессиональные пробы, в качестве «специалистов» в игре, создание проблемных ситуаций, широкое применение инновационных технологий. Первичное закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обобщения,систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия по теме «Земля во Вселенной». 5 класс»



Методическая разработка урока по теме «Земля во Вселенной» .

Урок обобщения,систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия «Путешествие по Вселенной».

Автор: Фомина Александра Евгеньевна,учитель географии МБОУ «Вытегорская СОШ №2».



Представленная работа посвящена теме "Земля во Вселенной", носит актуальный характер в современных условиях, связана с большим интересом к данной теме, её недостаточной разработанностью, связью географии с другими дисциплинами, такими как астрономия, физика, биология, экология.

Новизна. В результате изучения раздела учащиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания о природе Земли, космической системе, явлениях происходящих на планетах, помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, газет и журналов, фильмов, профессиональные компетенции (использование нового атласа профессий, связанных с космосом).

Основная цель данного типа урока - учащимся обобщить и систематизировать, закрепить знания и умения по теме «Земля во Вселенной». Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с повторения изученного материала прошлого урока и увязки его с понятиями прошлых уроков темы. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте.

Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать материал, который побуждает учеников к познавательной деятельности ( профессиональные пробы, в качестве «специалистов» в игре, создание проблемных ситуаций, широкое применение инновационных технологий. Первичное закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.





Технологическая карта урока

географии в рамках системно-деятельностного подхода

Тема урока,время

Путешествие по Вселенной (тема Земля во Вселенной),45 минут

Тип урока

По основным этапам учебного процесса - урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия (общеметодологической направленности)


Формы, приемы, методы:

Тип урока по форме проведения: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Приемы: на каждом этапе (см. в технологической карте)

Методы обучения: по источнику знаний –словесные , наглядные(презентация, видео, фото, рисунок, ,работа с учебником, дополнительным источником(в том числе ЭОР) практические, проблемные(решение ситуационных задач, проблем интеграция); по уровню активности - активные и интерактивные (беседа, диалог игровые ситуации),; по характеру активности - частично-поисковой, репродуктивно-поисковой,исследовательский. Методы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, создание ситуции успеха.

Педагогические технологии

  • Активные методы обучения, ЭОР и ИКТ, игровые, исследовательского (проблемного обучения), коммуникативно-ориентированное обучение;личностно-ориентированное обучение;

технология поддерживающего обучения (объяснительно- иллюстративная), здоровьесберегающая, зазвивающего

Цель урока

Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание лидерских качеств, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения систематизации знаний и умения общения.

Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме «Земля во Вселенной» высокая степень систематизации знаний (обобщение, закрепление, систематизация ь знаний по теме ), формулирование обобщения знаний по предмету; сформировать систему новых понятий о профессиях, тесно связанных с географией, расширить знания учащихся за счет включения новой информации, знакомство с источником «Новый атлас профессий».

Задачи

Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний о Вселенной, обобщить, систематизировать знания по данной теме; выявить, насколько глубоко усвоен учащимися раздел; повторить основные понятия и термины; применять  знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально, в группах и в сотрудничестве с учителем. Закрепить знания об особенностях планет Солнечной системы , отличие Земли от других планет. Познакомится с профессиями тесно связанными с географией (в т.ч с новой наукой космической географией).

Развивающая: формировать умение логически мыслить и применять знания, полученные ранее; повысить интерес к предмету, развивать познавательные интересы учащихся путем привлечения занимательного материала, интересных фактов; продолжить совершенствование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль

Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на макроуровне; формирование культуры общения при работе в группе, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной деятельности; воспитанию сознательной дисциплины и норм поведения, культуры речи

Учебник

География/начальный курс/. Учебник для 5-го класса. Авт. Коллектив: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- Дрофа,2014г [1.41-73]


Тема: Земля во Вселенной (7 урок)


Средства обучения

Раздаточный материал (маршрутный лист, конверты с заданиями, макеты роботов, глобус Луны, физическая карта полушарий, портреты космонавтов, карточки с названием темы урока, карточки -характеристики космических профессий, атласы «Физическая география. Начальный курс» 5-й класс, мультимедийный проектор, презентации;

Основные понятия

Вселенная(космос), Солнечная система, планеты, звезды, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеорные тела, кометы, спутники планет, Луна – спутник Земли, космическая география, новые профессии и профессии будущего (космогеолог, космобиолог и др.)

Межпредметные связи

физика, астрономия, биология ,экология, математика




Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Давать определение понятиям.

2. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, 3.Реализовывать деятельность в игре, выделять главную задачу этапа.

4.Создавать алгоритмы для решения задач.


Познавательные УУД:

1. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

2. Управлять своей познавательной деятельностью

3. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

4. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

5. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

6. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её, структурировать знания.

7. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действий;

8.Развитие профессионального интереса.

Регулятивные УУД: о

1. Определять цель учебной деятельности. Осуществлять осознанный выбор задач деятельности.

2. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей.

Коммуникативные УУД:

1.умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

2. умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

3. умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

4.владение элементарными практическими умениями работы с учебником и дополнительными источниками для исследования;

5. умение выявлять места и причины затруднений в учебной деятельности и выработка алгоритмов коррекции этих затруднений в группе (умение договариваться и принимать общее решение)

5. умение представлять результат своей деятельности и результат сотрудничества

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

2.Оценивать усвоенное содержание, исходя из социальных и личностных ценностей

3. Осознают связь географии с другими науками, значимость ее изучения для расширения мировоззрения, использования практических знаний и умений в жизни человека

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.1м


Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности Метод: словесный

Прием: «Группировка» (формирование групп, выбор профессии),

«Рифмованное начало урока»

-создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организовывает внимание, дает пояснение по работе с оценочным листом;

- проверяет явку учащихся и готовность к уроку;

Перед уроком из конверта каждый учащийся вытягивает смайлик определенного цвета (3 цвета-3 группы) и проходит на своё место в соответствии с цветом, также вытягивает карточку-профессию (роль в игре)

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок; - создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Приветствие. – Будьте внимательны, продолжите хором стихотворение-загадку:

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?.. (Ученик.) Долгожданный дан звонок – Начинается… (урок!)

– Молодцы, все были внимательными, а значит, уже готовы к урок. Проверка готовности учащихся к уроку.



- выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на начало урока;

- выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на начала занятия, цвет;

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке;

- организуют свое рабочее место;

- приветствуют учителя

- выполняют самооценку готовности к уроку.

-группы формируются до урока, ребята входят в класс и из коробки достают 1 жетон- или красный, или синий, зелёный и садятся в группу- 3 экипажа по 9 чел, в отдельной коробочке бейджи с названиями профессий,

- вытягивают бейдж (свою роль в игре). - штурман (капитан команды)читает памятку перед уроком(в целях экономии времени). Памятка штурману космического корабля

1.Внимательно проследите за ходом выполнения заданий, помогите специалистам, если они сами затрудняются ответить на вопрос.

2. Вместе с другими специалистами разместите на карте звездного неба маршрут экспедиции.(по ходу выполнения этапов).

3.Проверьте, все ли члены команды подготовили к уроку учебные принадлежности(карандаш, ручка, линейка, черновик).

4.Посоветуйтесь с другими специалистами и сделайте вывод по результатам экспедиции.

5.Оцените вклад каждого члена экипажа (заполните ведомость в маршрутном листе)

Мудрость и умение логически мыслить – Ваши основные достоинства»

Готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка.


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.(5 мин)

Фронтальный устный контроль;

Объяснительно-иллюстративный

Дидактическая игра на внимание

проблемный вопрос

Приемы: «Игра на внимание», «Кто такой? Что сделал?» игра «Да-нет

- выявляет пробелы и намечает пути их устранения;- организует взаимопроверку / самопроверку по предложенным критериям;

Откройте атлас[ 2.10-17]. Найдите схемы Солнечной системы, в тетради рисунки по изученной теме.

Вопросы:

1.Какую тему мы закончили изучать? Что такое вселенная?

2.Что Вы узнали нового о планете Земля и Вселенной?Какие знания у вас вызвали наибольший интерес?Какие дополнительные источники вы изучили?


Посмотрите на слайд -Кто эти люди. Какое отношение они имеют к космосу? ПОРТРЕТЫ -Г.Галилей, К.Э. Циолковский и С. П. Королёв

Закончи схему

Изучение космоса


телескоп ? (ракета)

Чтобы вспомнить материал темы проведем«Игру на внимание» о чем идет речь. Запомните понятия, факты, о которых будем говорить в начале урока. Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.1.Юпитер-планета-гигант 2.Земля - самая большая планета; 3.Нам известна лишь одна галактика; 4.Луна - естественный спутник Земли; 5.Марс-планета земной группы.;6. Падающие звёзды – это кометы?7. Планета с гигантскими кольцами, состоящими из камней и льда. Это астероид?8. Земля - самая дальняя планета нашей Солнечной системы.9. Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы?

обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

1.Вселенная=космос;Космическое пространство, включающее в себя планеты, звезды и другие небесные тела, называется « Вселенной».

2. Узнали о небесных телах, о современных исследованиях планет. Теперь, Землю изучать можно с помощью космических методов, дистанционно; Появилась новая наука –космическая география , появились новые профессии для работы в космосе , нескольким ученикам предложено на прошлом уроке познакомится с Атласом новых профессий. [12]

3.Эти люди занимались изучением космоса (первый телескоп Г.Галилея, появление ракеты) К.Э. Циолковский и С. П. Королёв положили начало новой эры в изучении космоса(Вселенной).



П.обобщают факты и явления, полученные по изучению раздела, анализируют, сравнивают, находят причинно-следственные связи;


Р.осознают результат обучения, оценивают уровень полученных знаний и умений

Л. Учатся формулировать собственную точку зрения;



3.Определение темы урока, постановка цели, учебных задач . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(5 м)



Беседа, объяснительно-иллюстративный,

Проблемного обучения

Прием "Столкновение противоречий, «Информационная карта урока(маршрутный лист»

Однажды, читая газету «Комсомольская правда», я узнала, что «Ученые обнаружили признаки жизни на Марсе!»(показываю газету ,май 2019 г). После урока почитаете статью.

У. Не возникает ли это у вас, противоречивые чувства? Вы только, что отвечали, что жизни на планетах Солнечной системы нет.

- спрашивает учеников : Предположим жизнь на планетах Солнечной системы есть!(гипотеза)

Как проверить эти факты человеку

Кто может отправиться в такое путешествие, человек какой профессии?

Есть много профессий, и для каждой из них необходим свой объем знаний. При всем своем многообразии профессии часто объединяются вокруг какой-то науки, которая для них необходима. география важна для множества различных профессий. Мы, на прошлом уроке, об этом говорили. Оказывается с географией тесно связана тема космоса и в Московском государственном университете появилось новое направление –космическая планетология(география) (Дома несколько учеников познакомились с новым атласом профессий и в нем есть специальности, которые необходимы в космосе)

Как Вы думаете, что из изученного вам пригодится в жизни? Хотели бы сами слетать в космос? Как бы называлась такая экспедиция?

Итак, тема нашего урока « Путешествие по Вселенной».

Эпиграфом к уроку «Земля-это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»(К.Э. Циолковский)

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.

Что для этого нужно:Задачи.

1. Обобщить факты и явления ,расширить полученные знания по изучению раздела

2. В ходе ролевой игры расширить знания о профессиях, тесно взаимосвязанных с географией.

3. Воспитывать любовь к географии, как основе будущей профессии;

4.Повторить основные термины и понятия.

5.Применять знания в разных ситуациях.

Мы отправляемся в виртуальное космическое путешествие, где вы в командной игре покажете и расскажете, что вы знаете о Вселенной, а к концу урока расскажете о чем –то новом, а . получив более или менее чёткое представление о выбранной профессии, попытайтесь представить себя на конкретном рабочем месте. Сегодня у вас есть возможность реально попробовать свои силы путем профессиональных проб в ходе игры. Каждый из вас будет в роли специалиста, и от вашего решения конкретного вопроса будет многое зависеть. До урока ваши командиры посмотрели программу подготовки и самого путешествия(маршрутный лист(бортовой журнал). Сейчас штурманы ознакомят вас с программой путешествия. Звучит песня «Трава у дома» (в группах проходит инструктаж, каждый специалист уточняет свою задачу.)

Высказывают суждения, принимают участие в коллективном обсуждении, формулируют собственные мысли

возможные ответы (прочитать дополнительную литературу, посмотреть научные фильмы, отправится в экспедицию на Марс и другие планеты)

-Космонавт (астронавт)











« Путешествие по Вселенной».



Формулируют познавательные цели урока или совместно с учителем определять цель действий, проговаривают задачи, предлагают версии плана их решения.

Тему штурманы записывают в маршрутный лист.

Формулируют цель и задачи урока


Л: формирование стремления к преобретению новых знаний и умений.

Р: умение формулировать познавательные цели урока или совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

К: умение высказывать свою точку зрения. Умение слушать одноклассников и учителя, умение строить понятные для собеседника высказывания.

П: умение делать логические выводы и умозаключения.

4. Самостоятельная групповая работа

(20 минут)

Методы: практический, групповая форма обучения Самоконтроль,самооценк. Возможно оказание индивидуальной помощи.

Приемы- «Отгадай ребус, кроссворд»», «Закончи схему» «Реши задачу» «Имитационная игра»(профпробы), «Театрализация»,»Космическая зарядка», »Собери пазл», «Вставь пропуски», «Шифровка», «Заплни таблицу», игра «Самая, Самый, Самое,


























































Физкультминутка



- организует групповую работу учащихся по контролю результатов изучения темы

- организует выполнение заданий на каждом этапе игры

- организует самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий, требующих применения знаний в новой и нестандартной ситуации

-организует самопроверку учащимися своих решений по эталону(после озвучивания ответов)на слайде появляется верный ответ;

- организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний учащихся;

-организация деятельности участников игры, направленную а выработку решения проблемы

Начало игры:

Учитель – посмотрите маршрутный лист.(ребята несколько секунд оценивают его). Напоминаю, каждый специалист будет выполнять какую-то задачу на этапе. Центр управления полетом (жюри) будут оценивать. Я буду комментировать ваши задания с Земли. А пока предполетная подготовка. Желаем удачи!


Предполетная подготовка.

1)конкурс «Звездный экипаж»

А. Реши ребус определи к какой планете вы летите.

Б) Распределим роли в команде. Угадаем, о какой специальности идет речь? Для этого….(мини-сценка). Выбрать и представить состав команды. Карточки -названия космических профессий, подобрать профессиональные характеристики для каждой профессии. Внимательно изучите данные вам профессии. Выберите одну из списка. Всей командой (или несколько представителей от команды) изобразите некую сценку с места работы данного специалиста, не называя специалиста и не говоря прямо о его действиях, так, чтобы другие команды могли отгадать, какую область или сферу данный человек представляет и чем он примерно занимается. Можно изображать как пантомимой, так и с использованием слов. У команд 5 минут на подготовку, презентация должна быть не более 30 секунд.

Все команды оформляют ответы по порядку на 1 листочке, и когда презентации заканчиваются, сдают листочки в жюри. На листочках нужно записать номер правильного варианта напротив номера команды, которая его показывала. Когда все презентации закончатся, подписанный бланк ответов сдается в жюри. ВРЕМЯ- 6 м 30 сек

На столе распечатки о космических профессиях, а также бланки для записи ответов. У команд на столах также должен быть белый листок для записи своих вариантов. Не забудьте напомнить участникам, показывающим свою профессию, что сначала нужно сообщить правильный ответ членам жюри, чтобы они могли оценить, насколько точно команда изображает ту или иную профессию.

2) конкурс. Астроном. По карте звездного неба найди созвездия Большая и Малая медведица, отметь Полярную звездуВывод: карту с выполненным задание отдать жюри на проверку (верно указаны созведия 1б, Полярная звезда 1б, всего 2б.Время 1 минута

3 )Конкурс «Космодром»Инженеру бортового оборудования Вычислить периметр прямоугольника. Наш космодром – это классная комната. Какую геометрическую форму имеет класса.Это –прямоугольник. СПрекрасный для космодрома простор, Периметр равен сумме сторон !Замените в данном выражении сумму одинаковых сторон действием умножением . Запишите новое выражение. Произведите расчеты в бортовых журналах. . Найдите периметр класса-космодрома.Р = 8+8+4+4Р=8*2+4*2 Р=16+8 Р=24 (м) время-30 сек

4.конкурс конкурс «Звездолет»Инженер-конструктор.Собрать пазл космического корабля»- Вывод: кто быстрее -3б,остальным командам 2 и1 балл

Давайте отдохнём и проведём космическую зарядку перед вылетом:

1.Встали, вращение головой в одну сторону, потом в другую (как вращается Земля вокруг Солнца).

2.А как вращается Земля вокруг своей оси (повороты вокруг себя).

3.Теперь покажите, как ярко светит Солнце (руки в стороны, потянуться).

4.Помашите всем, кто нас ждёт на Земле (встряхнули кистями рук).

5.Продолжаем наш полёт! Сегодня каждый ребёнок знает, что Земля имеет форму …(шара).

6.Что она вращается вокруг …(своей оси, солнца).

7.Что Солнце это …(звезда).

8.Солнце и все, видимые на небе звёзды, образуют звёздную систему …(Галактика).

СТАРТ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

Мы отправляемся. Отсчет 5,4321 «Поехали» Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым планетам. Звук

5) конкурс «Космические журналисты» [10] на борту они уже начали делать необходимы записи в своих блокнотах

Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков.

В центе Солнечной системы находится ___________. Солнце – это __________________. Вокруг Солнца вращаются (число) _______ планет, которые делятся на 2 группы________________________________ и ______________________________. Вокруг некоторых планет вращаются ___________________. Спутником Земли является ___________. Кроме Солнца, планет и их спутников в Солнечной системе встречаются малые небесные тела. Это - __________________________

6)Конкурс «Астеройд» (астеройды –опасные космические тела, упав на Землю могут привести к катастрофе, а также в астеройдах есть железо, которое люди в будущем планируют использовать). Космогеологам[11] необходимо поймать «астеройды» (пакетом ловим разные предметы(всего 3)). Оценка 1балл (всего 3балла)

7). Конкурс «Растения-космонавты» Космобиологам необходимо решить кроссворд. Верное решение - 5баллов.Время -1 минута

Учитель - Внимание, впереди Луна! Хорошо наверное на Луне! Может быть выйдем, отдохнем, подышим свежим воздухом, позагораем.… Представим, что на борт вашего корабля поступили какие-то странные телеграммы. Они зашифрованы .Расшифруйте их с помощью алфавита)

8) конкурс. для всей команды «Шифровки» (каждое число соответствует букве в алфавите): 1.15,19,5,15,22,14,20,19,28. (отдохнуть)14,6,3,15,8,13,15,17,14,15. (не возможно). Время- 1 минута

Центр У. почему не возможно? (нет воздуха, нет воды, нет жизни).

9).Конкурс для космоэкологов. [9]

В космосе огромное количество мусора, есть опасность столкновения с ним. Задача – собрать как можно быстрее мусор. 30 СЕК

10.Конкурс.Пукт назначения. «Есть ли жизнь на планете------?. Изучив необходимый материал заполните таблицу (3 м).Сделайте выводы. Заполните маршрутный лист.Пока команды выполняют задания, можно поиграть с болельщиками в игру САМАЯ, САМЫЙ, САМОЕ...1. Самая близкая к нам звезда? ( Солнце)2. Самый большой спутник Юпитера и крупнейший из всех спутников в Солнечной системе? (Ганимед)3. Самая близкая к Солнцу планета? ( Меркурий)4. Самый высокий вулкан в Солнечной системе? (г.Олимп)5. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)6. Самое большое количество спутников... (у Сатурна)7. Самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)8. Самая известная комета? (комета Галлея)9. Самая маленькая планета Солнечной системы? (Меркурий)10. Самый большой из астероидов? (Церера)

Командам предлагаю озвучить выводы:

1.Вывод «Венера»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

2.« Марс »: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

3.Жизнь на Меркурии невозможна , так как Температура на Меркурии очень сильно меняется, от -180 градусов (ночью), до +400 градусов днём. Данные об атмосфере Меркурия указывает лишь на её сильную разрежённость Из-за такой температуры атмосферы на планете практически нет, и она очень сильно разреженна

Вывод: на других планетах мы не можем жить? (нет)

- работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат;

- выполняют задания на этапах и осуществляют поиск необходимой информации для решения задания


- использует приобретенные знания для решения заданий на каждом этапе решают творческие задачи требующих применения знаний географии и других предметов в новой и нестандартной ситуации


- анализируют выполненное задание, - осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль;

- исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном;

-заполняют оценочные листы;

;

- оценивают свою работу согласно критериям;

- применяют новые знания и способы действий в измененной ситуации;



















































Л: формирование стремления к выполнить задание на высоком уровне.

Р: применение полученных знаний из других учебных предметов

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других:

П: умение сравнивать и делать выводы

5. Включение в систему знаний

(7 мин)



Беседа Самоконтроль,самооценка, фронтальная и групповая форма работы

Приемы-

«Рифмованное окончание урока», «Мультимедийная презентация

- выявляет причины ошибок и намечает пути коррекции;

- контролирует правильность выполнения задания;

- обобщает, систематизирует знания по теме, через использование нового содержания совместно с ранее изученным;

- организовывает действие по обобщению затруднений с проговариванием алгоритма решения задач с целью их коррекции;

- организовывает действие по обобщению, выделению причинно-следственных связей;

- организует включение нового знания в систему знаний;

- организует выполнение творческого задания;

- организует выполнения задания, требующего использования нового содержания совместно с ранее изученным;

- организует обсуждение типовых затруднений;

- организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний;

- создает ситуацию для закрепления нового материала и повторения ранее изученного.

Учитель. Так, возвратимся к гипотезе

«Жизнь на планетах Солнечной системы (не)существует ?!

Поднимите руку, кто считает, что жизнь на планетах Вселенной все-таки существует?

Слово ученику, который подготовил сообщение о существовании жизни на других планетах.

«Ученые допускают существование жизни лишь на Европе, одном из спутников Юпитера.

Но лишь потому, что допускают там существование океана подо льдом,покрывающим планету.Внутреннее тепло Европы возможно,способно поддерживать там жизнь.

Остальные планеты Солнечной системы для жизни непригодны. Либо слишком холодно,либо слишком жарко,либо атмосфера слишком агрессивна. Либо отсутствует. Пока у человечества мало знаний, нужно продолжать изучение космоса».

Учитель. Пусть наша гипотеза, останется пока предположением, открываются новые планеты на которых возможна жизнь, новые знания о космосе, появилась новая наука - космическая география, появились новые географические профессии, географические знания необходимы и для изучения других планет и вам юным, а потом после получения профессии, предстоит большая трудная задача по изучению Вселенной и ее освоению.

Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.

- По-моему, вы сегодня хорошо потрудились и заслуживаете награду.

Полет завершается, готовимся к приземлению! Надеть скафандры. Лечь в специальное ложе. Пристегнуть ремни!

Протяжка! Ж-Ж-Ж-Ж

Продувка! В-В-В-В

Зажигание! Р-Р-Р-Р…

«ПОЕХАЛИ»

Приземление – Ш-Ш-Ш….. Внимание! Сигналы приняты! Полет завершился . Поздравляем экипаж с удачным приземлением и возвращение на Землю.

ИТОГ УРОКА: Произведем разбор полетов подведем итоги. Итоги жюри:


Что нового вы узнали о планетах? Вспомните, какие трудности, какие сложности вам пришлось преодолеть ,какие задания выполняли? Что Вы умеете? Вы имитировали человека определенной профессии (космогеолога, астронавта и др.)? Что вы об этих профессиях узнали? Что будете использовать в своей жизни? Молодцы!!!

Ученик читает стихи.

Путешествие закончилось! Спасибо!


- проверяют предложенные учителем задания маршрутной карты;

- обобщают знания об изученном материале;

- обсуждают выполненные задания по технологической карте, высказывают свое мнение;

- определяют уровень работы на данном этапе, заполнив оценочный лист;

- отвечают на вопросы учителя

- выделяют в маршрутные листах задания нового содержания, наиболее интересные;

































Делают вывод – Мы повторили, обобщили материал, применили умения полученные на уроках географии и умения с других предметов по теме «Земля во Вселенной, познакомились с новыми профессиями.



Космические профессии трудные и опасные.

Чтобы стать космонавтом надо хорошо учиться.


Ученик читает стихи.

Вы ждите нас, звезды

Когда подрастем,

Мы к вам прилетим и расскажем о том,

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля.

Какие цветы и деревья растут.

Какие в лесах ее птицы поют.

Скоро,скоро настанет тот час,

Когда знанья дорогу откроют для нас на Луну, на Венеру, на Марс.!


нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – установление причинноследственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

6. Рефлексия учебной деятельности Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу(5 м)


Беседа Самоконтроль,самооценка.

Приемы- «Карточка по самооценке» «Смайлик»

выставляет и комментирует оценки за урок;

- организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся;

- организует работу по рефлексии и самооценке, взаимооценке деятельности учащихся на уроке;

- подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует их;

- проверяет эмоциональное состояние учащихся на конец урока;

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.


анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют в карточке по самооценке ) свои достижения;

- анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;

- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

- определяют своё эмоциональное состояние на конец урока (смайлик);

- осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;

- оценивают достижение поставленных целей;

- оценивают свою деятельность на занятии;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

И выбрать смайлик своего настроения от урока.



Р: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

П:-стремиться к освоению новых знаний и умений, овладеть у умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать результаты

Л: -Осознают связь географии с другими науками, значимость ее изучения для расширения мировоззрения, использования практических знаний и умений в жизни человека в будущем выборе профессии. -Приобретение нового опыта, недоступного в данный момент для человека


-доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

- уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность на этапах и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


К: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения

7.* Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению м

(домашнее задание есть в маршрутном листе, можно экономить время урока и включить в этап рефлексии( 2 мин)

Внеаудиторная деятельность (варианты заданий на основе системно-деятельностного подхода


Приемы- «Загадочные цифры», «Новый атлас профессии», «Плакат», «Мини-рассказ»(посмотреть видеофрагмент и составить рассказ)

задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание;

- инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания;

- объявляет критерии оценки домашнего задания;

- объясняет сущность домашнего задания;

- побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся;

- проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике удовл,хорошо,отлично).

1 задание. «Загадочные цифры»

1. 150 млн.км (Расстояние от Земли до Солнца)

2. 6000 (Количество звезд, которое можно увидеть невооружённым взглядом)

3. 300 тыс.км/с (Скорость света)

4. 88 (Количество созвездий)

5. 15 млн.°С (Температура внутри Солнца)

6. 109 раз (Диаметр Солнца больше диаметра Земли

7. 8 планет Солнечной системы

8. 4,5 – 5 млрд.лет (возраст Солнечной системы)

9. 365 дней (год на Земле движение вокруг Солнца)

10. 750 раз (Масса Солнца больше массы всех планет)

11.100 км(официальная граница космоса)

2 задание. Написать научный мини- рассказ «Мое путешествие к планете..... (выбрать другую планету Солнечной системы ).

3. Посмотреть видеофрагменты о космосе. https://youtu.be/MlkS1eZik1, https://youtu.be/-bzhJPoLud0





https://yandex.ru/video/preview/7278877663647941758


4. Какие еще профессии будут важными при изучении Земли и других планет в Космосе?

5.Какие еще новые профессии есть в Новом атласе профессий (2017г)? [12], [6]


6. Плакат «Мое космическое путешествие».

7. Пройди тест

https://videouroki.net/tests/ziemlia-vo-vsieliennoi-4.html

8.ПОВТОРИ: Ответь на вопросы п.8-15

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com


воспринимают информацию, выбирают уровень сложности д/з;

- выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов;

- записывает домашнее задание в дневник;

- записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем; - просматривают задания, задают вопросы, если чтото непонятно по домашнему заданию.


Л: ценностно-смысловые ориентиры.

Знакомство школьников с профориентационной информацией



Используемая литература.



1. География/начальный курс/. Учебник для 5-го класса. Авт. Коллектив: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- Дрофа,2014г,п.8-15[1.41-73]

2. Атласы «Физическая география. Начальный курс» 5-й класс,[ 2.10-17]

3. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.[3]

4.http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node4.html [4]

5.https://proforientator.ru/publications/articles/kto-blizhe-vsekh-k-zvezdam-9-kosmicheskikh-professiy.html Кто ближе всех к звездам?[5]

6. https://maxpark.com/ Еще немного профессий недалекого будущего. [6]

7. http://www.vesvks.ru/news/article/veduschie-uchenye-predlagayut-novye-podhody-k-prob-экологии космоса [7]

8. http://trig.zodorov.ru/cele-opredelite-role-professii-ekolog-dlya-nashego-budushego-z-v2/index.htm [8]

9. http://900igr.net/kartinka/obschestvoznanie/moja-professija-ekolog-258248/suschestvujut-razlichnye-spetsializatsii-ekologov-18.htm [9]

10.https://ru.wikipedia.org/Журналист [10]

11. https://proektoria.online/professions/kosmogeolog.[11]

12. https://docplayer.ru/32217-Atlas-novyh-professiy.html [12]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!