СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Обособление определений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока дан материал по теме "Обособление согласованных определений." Урок предполает групповой метод обучения. К уроку прилагается презетация

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Обособление определений"»







Конспект урока по русскому языку

«Обособление согласованных определений»











Автор: Нехорошкова Надежда Михайловна

Преподаватель русского языка и литературы

КГБПОУ «Усть-Калманский лицей профессионального образования»















Конспект урока русского языка

по теме «Обособление согласованных определений»

3курс профессия:повар, кондитер

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок с элементами исследовательской деятельности с использованием интерактивных методов обучения

Цели урока: актуализировать знания учащихся об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях; создать условия для формирования умения видеть условия обособления согласованных определений; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях; закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи

Планируемые результаты урока

Предметные: усвоение обучащимися случаев обособления согласованных определений; умение находить в предложении обособленные согласованные определения и применять правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями

Метапредметные:

Личностные: обучащиеся осознают гордость за богатство и выразительность русского языка, анализируют свои действия, объективно оценивают уровень своих знаний; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы

Регулятивные: обучащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою собственную деятельность

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдают правила речевого поведения; умеют формулировать собственное мнение и позицию

Методы и педагогические технологии: частично-поисковый, исследовательский; интерактивные методы обучения: лингвистическая разминка, «мозговой штурм», работа в группах, эвристическая беседа, «рефлексивная шкатулка»

Оборудование урока: презентация, компьютер, карточки с таблицами-заданиями по группам,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

  • Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи:

Слайд № 1

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену – ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: « Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть тяжеленную дверь в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики всё же решили изучить дверь, они внимательно её осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и, в конце концов, пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием её изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наг7лухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …»

  • Как вы думаете, что именно сказал мудрец?

  • А вот слова старца:

Слайд № 2

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В- третьих, будьте готовы к тому, что придётся принимать решения.

В-четвёртых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

  • Я надеюсь, вы примете во внимание все советы мудреца и успешно решите все проблемные вопросы.

3. Актуализация знаний слайд 3

. Повторение материала о согласованных и несогласованных определениях

«Мозговой штурм»

Определите способ подчинительной связи (управление, согласование, примыкание)

Желтый цветок, летящий шар, шарф в клетку, дом напротив

Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

4. Формулировка темы урока

  • Мы не случайно коснулись темы «Согласованные и несогласованные определения», потому что она непосредственно связана с темой нашего урока. А как она звучит, вы попробуете определить сами. Для этого рассмотрим два предложения

Слайд № 4

1.Сравнительный анализ предложений

1. Вскоре мы заметили пыльный вихрь, нёсшийся нам навстречу. (А. П. Платонов)

2. Вскоре мы заметили нёсшийся нам навстречу пыльный вихрь.

  • Рассмотрим первое предложение. Согласованное определение «нёсшийся нам навстречу» с обеих сторон выделено запятыми. Кто может сказать, как называется подобное выделение? (Обособление)

  • Можете ли вы сказать, почему во втором предложении запятые не нужны? Чем предложения отличаются друг от друга? (В первом предложении обособлено согласованное определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова)

  • Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы сегодня и рассмотрим. Как звучит тема нашего урока?

2. Запись даты и темы в тетрадь

5. Целеполагание

  • А сейчас я расскажу вам небольшую лингвистическую сказку. А вы попробуете определить цели нашего урока.

Живут в государстве Синтаксис на улице Обособленных членов предложения интересные единицы – Обособленные согласованные определения, гордые, себялюбивые и самостоятельные! А уж как им интонация служит! Попробуй произнести без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В пунктуационном своде законов им посвящено немалое число правил! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы!

(Ответы учащихся)

Корректировка целей урока учителем

Слайд № 5

Цели урока:

  1. актуализировать знания об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях;

  2. сформировать умение видеть условия обособления согласованных определений;

  3. научиться правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях;

  4. закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи

6. Изучение нового материала

  • Для того чтобы познакомиться со всеми случаями обособления согласованных определений, определить их роль в тексте, мы проведём исследование. Работать будем в группах, каждая получит своё задание. Необходимо в каждой группе выбрать эксперта, который после работы будет докладывать о выводах

  1. Исследовательская работа в группах

  2. Слайд 6

Задание для 1-й группы: установите, какой частью речи выражено определяемое слово, укажите, в каких случаях обособляются согласованные определения

(Приложение № 1)

Задание для 2-й группы: укажите, чем выражено обособленное согласованное определение. Способы выражения запишите

(Приложение № 2)

Задание для 3-й группы: определите роль обособленных согласованных определений в тексте

(Приложение № 3)

2. Доклады экспертов по работе группы

3. Подведение итогов, обобщение

  • Давайте подведём итог проделанной работы

1. Когда, при каких обстоятельствах обособляются определении?

Слайд № 7


Предложения для исследования

Выводы

1

Измученный, он не мог сказать ни слова.

Он, измученный, не мог сказать ни слова.

Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением

2

Лил дождь, упорный и беспощадный.

Туча, облетевшая полнеба, постепенно рассеялась.

НО:

Лил упорный и беспощадный дождь.

Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась.

Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного

3

Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?) залив замерзает зимой.

Сильно уставшие, (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь.

Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки

2. Чем может быть выражено обособленное согласованное определение?

Слайд № 7


Примеры для исследования

Способы выражения

1

Ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Тополя, покрытые росой, медленно покачивались.

Причастный оборот

2

Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены.

По небосклону, высокому и прозрачному, поднимался шар солнца

Два или несколько нераспространённых прилагательных

3

На небе замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Трава, сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами.

Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот





3. Какова художественная функция обособленных согласованн6ых определений?

Слайд № 8

Текст с обособленными согласованными определениями

Текст без обособленных согласованных определений

На реке

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. (2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным телом вьюн. (5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. (6)В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

(По Ю. М. Нагибину)

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька, (2)Камни резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3)Отпотевший камыш в заводи был ту, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами проскальзывал тёмным телом вьюн. (5)Лишь одни вётлы сопротивлялись пожарной силе природы. (6)В их густой листве гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

Сравните тексты.

1. Какова роль обособленных согласованных определений в этом тексте? Какой они делают речь?

2. Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении?

Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.

Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.



  1. Общий вывод

Слайд 9

Обособляются согласованные определения

Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением( независимо от места нахождения местоимения в предложении)

Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного

Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины(по какой причине?, с какой целью?) или уступки



Способы выражения

Причастный оборот

Два или несколько нераспространённых(одиночные) прилагательных(однородные определения)

Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот





Функция обособленных согласованн6ых определений

Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.

Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.



7. Первичное закрепление изученного материала

1. Анализ предложений( по 2 предложения каждой группе)-

Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните постановку знаков препинания

Слайд № 9

1. Ночь вьюжная, морозная длинною кажется. (В. Бианки)

2. Большой громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью.

3. Звуки фортепьяно полные мечтательного томления рвутся из комнаты.

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.

5. Прямой и честный ты не сможешь пренебречь этим.

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.

Слайд 10

ПРОВЕРКА

1. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется.( одиночные однородные согласованные определения после определяемого слова)

2. Большой, громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. ( одиночные однородные определения перед определяемым словом)

3. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.( согласованное распространенное определение после определяемого слова- описательный оборот) .

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом

5. Прямой и честный, ты не сможешь пренебречь этим.(одиночные однородные определения относятся к личному местоимению)

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом-описательный оборот)





2. . Конструирование предложений с согласованными определениями.

Слайд № 11

Задание 1. Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.(по 1 предложению)

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Слайд 12

Проверка

1) Осенний ветер, сырой и противный, с воем и свистом налетал из степи, взметал листья

2) Из окна виднелось ровное ржаное поле, окутанное серой дождевой дымкой.

3) Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле



Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

3.Тропинка вела круто вверх. Она была влажная от дождя.





Слайд 13

проверка

1. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.

2. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги

3.Тропинка, влажная от дождя, вела круто вверх.

Слайд 14

.Задание 3 ( устно)-индивидуальные ответы К выделенным словам подберите согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, падеж, число можно изменять).

1. Он… ничего не хотел делать сам.

2. …, мужчина ушёл с вечеринки.

3. Стена …имела странный вид.

4. Взгляд его глаз… поразил присутствующих.

5. … река была запечатлена на его пейзаже.

6…. ,она не могла идти дальше.

Для справок: уставший от суматохи; покрашенный масляной краской; глубокий, спокойный, величавый; избалованный прислугой; весёлый, озорной; измученная дальней дорогой.

9. Первичная проверка понимания темы

  • Мы с вами проделали серьёзную работу, посвящённую теме «Обособление согласованных определений». Давайте проверим, как вы усвоили материал

1. Тестирование на диагностику усвоения материала

Слайд № 15

1. Чем может быть выражено обособленное определение?

1. Сравнительным оборотом.

2. Причастным оборотом.

3. Деепричастным оборотом.

4. Фразеологическим оборотом.

2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинании не расставлены)

1. Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.

2. листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.

3. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.

4. Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.

















3. Какое предложение осложнено обособленным согласованным определением?

1. Егор размахивая руками входил в комнату.

2. Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.

3. Бросив поводья я ехал ещё долго.

4. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой лампадкой.

1) 1, 2, 4;

2) 1, 3, 5;

3) 2, 3, 4;

4) 1, 2, 5.

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обрадованная известием (1) она закончила работу (2) переоделась (3) и поспешила (4) сообщить о новости родственникам.

  1. 1, 3;

  2. 1, 2, 4;

  3. 1, 2;

  4. 2, 3.

2. Проверка и оценивание результатов (взаимопроверка)

Слайд № 15

Ответы на тест:

1-2

2-3

3-4

4-4

5-3

Критерии оценивания:

«5» - пять правильных ответов

«4» - четыре правильных ответа

«3» - три правильных ответа

Два и меньше правильных ответа – работа не выполнена





10. Домашнее задание

Слайд № 16

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Подготовить лингвистическое сообщение об обособленных членах предложения.

11. Рефлексия

1. Беседа

1. Что нового узнали на уроке?

2. Достигли ли целей урока?

2. Оценивание деятельности «Рефлексивная шкатулка»

- Оцените свою деятельность на уроке (очень хорошо, средне, плохо)









Приложение № 1

Задание для 1-й группы: установите, какой частью речи выражено определяемое слово, укажите, в каких случаях обособляются согласованные определения


Предложения для исследования

Выводы

1

Измученный, он не мог сказать ни слова.

Он, измученный, не мог сказать ни слова.













2

Лил дождь, упорный и беспощадный.

Туча, облетевшая полнеба, постепенно рассеялась.

НО:

Лил упорный и беспощадный дождь.

Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась.












3

Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?) залив замерзает зимой.

Сильно уставшие, (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь.
















Алгоритм действий:

  1. Определите, чем выражены определяемые слова (какой частью речи).

  2. Определите позицию обособленного определения по отношению к определяемому слову.

  3. Сделайте вывод



Приложение № 2

Задание для 2-й группы: укажите, чем выражено обособленное согласованное определение. Способы выражения запишите


Примеры для исследования

Способы выражения

1

Ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Тополя, покрытые росой, медленно покачивались.













2

Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены.

По небосклону, высокому и прозрачному, поднимался шар солнца














3

На небе замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Трава, сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами.














Алгоритм действий:

  1. Найдите определяемое слово, поставьте вопрос к обособленному члену.

  2. Определите, чем выражены обособленные согласованные определения.

  3. Сделайте вывод





Приложение № 3

Задание для 3-й группы: определите роль обособленных согласованных определений в тексте



Текст с обособленными согласованными определениями

Текст без обособленных согласованных определений

На реке

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. (2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным телом вьюн. (5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. (6)В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

(По Ю. М. Нагибину)

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька, (2)Камни резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3)Отпотевший камыш в заводи был ту, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами проскальзывал тёмным телом вьюн. (5)Лишь одни вётлы сопротивлялись пожарной силе природы. (6)В их густой листве гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

Алгоритм действий:

Сравните тексты.

1. Какова роль обособленных согласованных определений в этом тексте? Какой они делают речь?

2. Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении?



























Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 (в ред. 2015 г.)

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).

  3. Русский язык. 8 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2016, 2017

  4. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс»/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2017.

  5. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ И. Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!