СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка послужит методическим материалом в организации учебной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения"»

ТЕМА УРОКА: «Обособленные определения и приложения» (8 класс)


ЦЕЛИ:

закрепление знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте;

обучение умению уместно использовать синтаксические синонимы, отработка пунктуационных навыков;

воспитание интереса к культуре русского народа.


ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

Ребята, сегодняшний урок я начну с загадки: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (зима и весна). Период смены этих времён года с давних пор называется Масленицей. Сегодня на уроке мы узнаем кое-что об этом празднике, об обычаях Масленицы. В работе мы будем использовать отрывки текста об этом празднике. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайды 1 – 2)


2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. А тему урока помогут сформулировать слова, записанные на доске:

Второстепе..ый, выделе..ый, обособле..ый, выраже..ый, согласова..ый, распространё..ый, обстоятельстве..ое.

Спишите их, вставьте пропущенные буквы. Почему эти слова объединены в одну группу? Сформулируйте тему. Запишите.


3. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.

Сегодня на уроке мы будем тренироваться правильно строить предложения с обособленными членами, без ошибок ставить знаки препинания, выясним, как меняют текст обособленные определения, будем использовать их в своей речи.


4. ПРОВЕРКА Д/З. В начале урока вспомним условия обособления определений и приложений. Проверим упр.289. Заполните таблицы номерами предложений из текста.


Схема

Примеры

X , О и О, …


7, 11

Х, распр., …


1, 2, 4, 5, 10

, личн.м.

6, 8, 9

, … Х

3


ПРОВЕРКА: выход к доске, схему проговорить, проверить постановку знаков препинания в предложениях.


5. СТИЛЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ. Мы повторили условия обособления определений, приложений. Выясним их роль в предложении. Уберите обособленные определения и приложения, сравните получившийся текст с исходным. Сделаем вывод устно. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 3 – 4)

На вторую половину февраля – первую половину марта обычно приходилось празднование Масленицы, древнего языческого праздника славян, праздника проводов зимы и встречи весны, поминовения усопших. Масленицу, самый разгульный и поистине всеобщий праздник, повсюду ожидали с большим нетерпением.

Без пирогов не именины, без блинов не Масленица. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника.

6. ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОД ДИКТОВКУ.

Каждая хозяйка, имевшая свой рецепт приготовления блинов, держала его в секрете от соседей. Обычно из гречневой или пшеничной муки пекли блины, большие и толстые, тонкие и легкие, во всю сковородку и с чайное блюдце.

Как изменились предложения? Сделайте вывод.


7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Стилевые возможности обособленных членов предложения.

Из каждого предложения с обособленными определениями и приложениями уберите обособленные члены.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы устроить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

Центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица, кукла из соломы. Куклу, наряженную в кафтан и шапку, опоясывали кушаком, усаживали на сани и везли в гору с песнями. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь.

8. СООБЩЕНИЕ ПОГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА.

Каждый день Масленицы имел свое название, предписывающее определенные действия, правила поведения: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, Прощёный день. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 5 – 12)


9. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНТАКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ. Ребята, в своей речи мы, к сожалению, редко используем предложения с обособленными определениями, чаще выбираем другие конструкции, более привычные. А ведь мысль мы можем выразить по-разному, используя синтаксические синонимы. В этом вы убедитесь, выполняя следующие задания.


Сопоставительный анализ синтаксических синонимов.

Сравните предложения. Сделайте вывод (устно).

Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались.

Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек.

Самостоятельная работа. Сопоставительный анализ синтаксических синонимов.

Сравните предложения. Сделайте вывод (устно).

Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались.

Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек.

Проверка написанного.


9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ. Ребята, Масленицу всегда праздновали широко, весело. Люди творческие часто обращались к этой теме. Посмотрите, какие картины написали Суриков, Кустодиев,

Обратите внимание на настроение, переданное на картинах.

Составьте и запишите, пользуясь репродукциями, несколько предложений, используйте обособленные определения и приложения.

ПРОВЕРКА: чтение у доски.


10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Как в моей семье празднуют Масленицу (сочинение-миниатюра на тему или составление отдельных предложений).

11. ИТОГ УРОКА. Что нового узнали? Что было трудно? Что понравилось на уроке?

Тема: «Обособление уточняющих членов предложения

Есиль – любимый город»

Цели урока:

Образовательные:

1) Познакомить учащихся с обособленными уточняющими членами предложения.

2) Сформировать навык выделения обособленных уточняющих членов предложения на письме и интонационно при произношении.

 Развивающие:

1)активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

2) воспитание интереса к истории города, любви к родной земле                 

Тип урока: урок-путешествие, усвоение новых знаний

Оборудование: флипчарт, видеоэкскурсия, учебник, электронный учебник, тест

Ход урока

 

Перед уроком на панель задач вывести: фильм, планета земля.

Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые гости. Все вы знает, что в  2013 году нашему городу исполнилось 50 лет, и этот урок мы посвятим юбилейной дате Есиля. При изучении новой темы мы будем обращаться к образу нашего города.  Тема нашего урока звучит так: «Обособленные уточняющие члены предложения».

 Цели урока:

Сегодня мы вспомним, что такое обособленные члены предложенияи познакомимся с еще одним обособленным членом – уточнением, а также мы совершим заочную экскурсию по нашему городу.   

 

1.      ( Откройте тетради, запишите число и тему урока).

 

Мы каждый день спешим куда-то по одним и тем же дорогам, мимо одних и тех же зданий. Мы знаем Есиль  как свои пять пальцев.

 

2.     Давайте взглянем на город совершенно с другой точки зрения, а точнее из космоса, с помощью программы «Google» мы можем рассмотреть изображение города, которое передает сейчас спутник. (с картинками 4 шт) (2 мин).

Есть люди, которые свою любовь к  родному городу не могут выразить иначе, как в стихах.

 

3.     Чтение стихотворения о Есиле (Чумакова Н.)

Есиль – мой город славный!

Город мой, в котором все знакомо,

Знает мою жизнь наперечет.

Пусть я уезжаю в новый город,

Мой Есиль меня и манит, и зовет.

 

Там – вокзал. Перрон. Привычный Ленин,

Там мои друзья давнишних лет,

Там мои родители мне песни пели,

И мне, кажется, там солнечнее свет.

 

Мой Ишим, прекрасно-бесконечный

Мне приятней озера Байкал.

Ты поймешь меня, земляк сердечный,

Если родину ни разу не предал.

 

Я люблю раскатистые громы

И раздолье вспаханных полей.

Возле дома моего сугробы

Жаркой Африки мне все-таки милей.

   

Это Родина!  И мне совсем не нужно

Уезжать в другие города.

Мне достойней, преданней и лучше

Жить в степях родного Есиля.

Ярославна Саржевская г. Есиль. (это стихотворение написала Ярославна Саржевская,  внучка известного хирурга Николая Александровича Алабина, который жил в нашем городе в годы своей молодости)

 

Сейчас обратимся к предложению, записанному на доске.  Прочитайте предложение:

В прошлом году, в середине лета, город отметил свое пятидесятилетие.

Это предложение будет основой изучения новой темы, мы в течение урока будем к нему обращаться.

Перепишите его в тетрадь, сделайте синтаксический разбор.

Нужно сделать синтаксический разбор этого предложения, т.е. выделить главные и второстепенные члены.

Какие мы знаем главные и второстепенные члены предложения. (называют)

 

1 ученик выходит к доске и разбирает предложение с помощью линейки и ручки.

 

Словарная работа.

4.     Ребята, я вам сейчас прочитаю определение одного слова из словаря Ожегова,  вы попробуйте  догадаться, что это за слово.

«Место или принадлежащий какому-либо месту предмет, вещь, заслуживающие внимания, знаменитые».

Маленькая подсказка. Вот как звучит это слово на казахском, английском, французском языках, которыми вы пусть не в совершенстве, но владеете.  

Произношу эти слова

назар аударарлық, point of interest

 

Ответ: достопримечательность. (записать на доске)

Хотя Есиль – городок небольшой, но у нас тоже есть свои достопримечательности, которые известны не только жителям города,  но и всего района.

Сейчас я предлагаю совершить видеоэкскурсию по городу.

 

5.     Слайд ( с музыкой)

 

6.     Давайте вернемся к теме нашего урока.

«Уточняющие обособленные члены предложения». (читаем)

 С понятием обособленный член  мы уже знакомы, совсем недавно мы изучили обособленные определения, обстоятельства, приложения.

Итак, вспомним, какие члены предложения называются обособленными?

( Это  второстепенный член предложения, выделяемый в составе предложения по смыслу и интонационно)

Сегодня мы познакомимся с еще одним обособленным членом предложения, который называется уточняющий член предложения.

А как вы понимаете значение слова «уточнить»?

В словаре Ожегова это слово объясняется так. Читаю.

Давайте посмотрим, как дается определение этого понятия в учебнике

 § 35, читаем правило. ( Он служит для пояснения других членов предложения.)

Вернемся к записанному в начале урока предложению. Попробуйте найти уточняющий член предложения (в середине лета). Уберите уточняющий член и прочитайте предложение без него. Что изменилось? В каком предложении содержится больше информации?

 

Учитель открывает штору. Читаем, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения.

Разграничиваем понятия:   уточняемый и уточняющий член предложения. 

 

Начнем мы экскурсию с нашего детского дома. Давайте запишем такое предложение.

 В городе Есиле, точнее на улице Ауэзова, расположен наш детский дом.

Найдите в этом предложении уточняющий и уточняемый члены предложения, подчеркните уточняющий член.

Какое слово среди уточняющих членов конкретизирует местонахождение детского дома?

 

Открываю слова в примечании

Вернее, точнее, иначе, в особенности, например, в частности, даже, или

 

Прочитайте слова,  чтобы узнать,  как они связаны с темой сегодняшнего урока, нужно прочитать самостоятельно примечание в параграфе 35.

Читают, отвечают.

Действительно, с помощью этих слов, уточняющие члены предложения присоединяются к уточняемым членам.

 

Сравните 1 и 2 предложение, в них есть уточняющие члены, что общего вы заметили. (выделяются запятыми)

Действительно, как и изученные ранее обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения выделяются на письме запятыми, а в разговорной  речи чем? Правильно, интонацией, по смыслу. 

 

Еще Антон Павлович Чехов  в свое время сказал, что знаки препинания являются нотами при чтении. (пустить телеграфную ленту с цитатой)

Как вы понимает это выражение?

Как во время игры на музыкальном инструменте неправильно взятая нота сразу испортит игру, будет заметна, так и неправильно поставленные знаки препинания или их отсутствие могут исказить смысл предложения.

 

Какие вы знаете главные и второстепенные члены предложения? (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)

 

В первом предложении, которое мы записали, какой член предложении уточняется?

 

Давайте попробуем выяснить, все ли члены предложения могут уточняться?

 

7.     Перед вами лежат карточки, те же предложения записаны на доске, вы должны найти уточняемый член и определить, в роли какого члена предложения он выступает. Первый пример я объясняю.

Затем на доске соотносят предложения.  ( 1 ученик выходит и соотносит предложения)

üЖителей города радуют современные, со всеми удобствами дома, на улице Ауэзова.

üВесной лед на Ишиме трескается, даже ломается, когда пытаешься перейти реку.

üНекоторые молочные продукты, например ряженку, кефир, сметану выпускает Есильский маслодельный комбинат.

üУже шестой  год подряд на весенних каникулах, с 25 по 28 марта, будет проводиться областной турнир по баскетболу, посвященный памяти Господаря Анатолия Юрьевича.

üПривокзальная площадь, место стоянки такси, наиболее оживлена во время прихода поездов.

 

8.      По одному учащемуся выходят, находят предложения с уточняющим членом.

Выпишите предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставьте знаки препинания. (выходят по одному к  доске и ручкой проставляют запятые)

1.Как хорошо отдыхать на песчаном берегу Ишима летом.

Как хорошо там на песчаном берегу Ишима отдыхать летом веселой компанией.

2.В прошлом году во время празднования 50-летия города Есиля состоялось открытие мемориала воинам-интернационалистам.

В прошлом году  состоялось открытие мемориала воинам-интернационалистам.

3.Зимой фонари на улицах города зажигаются вечером.

Зимой фонари на улицах города зажигаются вечером часу в восьмом.

4.В разгар дачного сезона базарная площадь напоминает огородные грядки.

В середине лета в разгар дачного сезона базарная площадь напоминает огородные грядки. 

 

9.     Работа с электронным учебником ( 1 человек выходит, делает 5 заданий – сразу оценка)

Выделите уточняющий член вместе со словом, к которому он относится (№3)

Определите тип уточняющего члена предложения (№4)

 

10.               И это все о нас…

Вместо точек подставьте в предложения уточняющие члены (выбрать из рисунков), расставьте знаки препинания. Проверка у доски, ученик выходит, открывает клавиатуру, впечатывает слово и запятую, подставляет картинку.

 

1.     Каждую осень мы собираем большой  урожаи овощей, в частности капусты, моркови,  для зимнего хранения.

2.     Незабываемые впечатления о лете связаны с  вечерними посиделками возле отряда, у костра.

3.     Некоторые виды спорта, например хоккей, баскетбол, находят среди наших воспитанников многочисленных поклонников.

4.     В детском доме есть много кружков, в том числе это и духовой оркестр, получивший приглашение на поездку в Москву от Елены Александровны Дмитриенко.

5.     Каждый из нас знает, что наша главная обязанность, то есть учеба, откроет дорогу в будущее.

 

11.А сейчас проверим, как вы поняли тему урока. Проведем мини-тестирование, состоящее из 5 вопросов на время. Вопросы на доске, на задание дается 2 минуты (включаю время, обратный отсчет), поменялись листами, взаимопроверка. Убираю штору, один идет к доске и выделяет маркером правильные ответы. ( или я выделяю, если времени мало.На листочках дети выставляют количество баллов, подписывают и оставляют на краю стола.

 

Тест по теме

«Обособление уточняющих членов предложения»

 

1.     Уточняющие члены предложения – это …

А. те члены предложения, которые стоят перед уточняемыми членами предложения;

Б. те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения;

В. те члены предложения, которые не выделяются на письме запятыми.

 

2.     Уточняются такие члены предложения:

А. главные;

Б. второстепенные;

В. главные и второстепенные.

 

3.     Найди предложение с уточняющим обстоятельством места:

А. Сегодня в конце дня, мы закончим строительство.

Б. В лесу, возле развесистого дуба, мы разбили лагерь.

В. Лексика, или словарный запас русского языка, изучается в курсе русского языка в пятом классе.

 

4.     Союз или выступает в значении союза то есть в предложении:

А. К дому лесника можно пройти по еле заметной тропинке или по широкой дороге.

Б. Нам нужно было идти вперёд или возвращаться назад, прячась в лесу.

В. Бегемот, или гиппопотам, привлекал внимание детей в зоопарке.

 

5.     Данная схема когда?, когда именно?, … соответствует предложению:

А. Утром все были на ногах.

Б. Вечером, около девяти часов, мы вышли на прогулку.

В.Осенью мимо нашего дома пролетел огромный журавлиный клин.   12.      По следам ошибок (наполовину шторка, закрывает вторую часть задания)

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Предложения записаны на доске. Исправьте ее, удалите ненужные запятые.

 

1)Деревья весной покрыты нежной зеленью.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

    Итог. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства места четвёртого предложения.

 

                                              (по-ясн-ени-е)

 

                    Учитель пишет эти морфемы на доске, задает вопросы:

 

Подводим итог урока:

 

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

Вот мы и подвели в такой форме итог всему сказанному сегодня об уточняющих членах предложения.


УТОЧНЯЮЩИЕ члены 

I

Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег. Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные. Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.

(167 слов)

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

II

Вечером, после ужина, я пошел немного побродить по галечниковой отмели. Дни стояли хорошие, с ясным небом и с прозрачным воздухом, похожие на наши осенние дни. Вдали за озером тянулся высокий берег реки, бурый и угрюмый. В нижнем течении река разбивается на протоки, попарно образуя острова, покрытые лесом. Справа, у подножья сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой. Около гати росли две ивы, старая и молодая, нежно прислонившись друг к друг. Вследствие этого здесь образовалась болотина.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги, шёл всё время заливным лугом по тропинке. Говорят, будто за последнее время вследствие порубок и лесных пожаров соболь удалился от населённых мест в более дальние леса. Громовая туча, сверкая молниями и издавая сердитый ропот, спешила на северо-восток, всё более и более открывая голубое звёздное небо. Огоньки такие, как будто словно от серы. Быть может, это только так казалось вследствие контраста остроконечных сопок ровной поверхностью моря.

На опушке, прислонившись к мокрой березке, стоял старик-пастух, тощий, в рваной сермяге и без шапки. Уши Емельяна торчали, как два лопуха и, казалось, чувствовали себя не на своём месте. И теперь, даже несмотря на седину, морщины и очки, иногда его худощавое лицо, особенно в про филь, казалось прекрасным...

(160 слов)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!