Яна Георгиевна Гераськова
Урок русского языка в 8 классе по теме:
Обособленные приложения
Цели:
1) обеспечить усвоение понятия «Обособленное приложение»;
2) отработать практическое умение нахождения обособленных приложений в заданном тексте, объяснять условия обособления и расставлять знаки препинания при приложениях;
3) воспитывать творческую активность, пробудить интерес к изучению темы.
Ход урока
I. ОНУ
II. Этап мотивации и актуализации знаний
Работа с афоризмом о языке:
1. Объяснить, что имел в виду автор высказывания.
2. Расставить знаки препинания.
«Язык – это брод через реку времени, ведущий нас к жилищу ушедших. Туда не сможет прийти боящийся глубокой воды человек». (В.М. Иллич-Свитыч)
III. Пунктуационная разминка с постановкой проблемного вопроса
Расставить знаки препинания, объясняя условия обособления второстепенных членов.
1. Нагретая солнцем листва издавала терпкий запах.
2. Дождь холодный и пронизывающий забарабанил на корме.
3. Продирающий до костей колет иголками лицо ветер.
4. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.
- Почему возникли сложности в работе с последним предложением?
- Чем четвёртое предложение отличается от предыдущих?
- Как называется член предложения, дающий второе название предмету, явлению или лицу?
- Какие знания вам необходимы, чтобы верно расставлять знаки препинания в подобных предложениях?
IV. Запись темы урока. Целеполагание (Приём «Два вопроса»)
- Что мы будем изучать?
- Зачем нам это изучать?
V. Изучение нового материала
1. Работа с термином «приложение»
Задание: записать в тетради определение термина «приложения», заполняя пропущенные сведения (на слайде).
Приложение – это разновидность такого члена предложения, как________________, выраженная именем __________ и дающая __________ ____________ предмету, явлению или лицу.
Ответы: определение, существительным, второе название.
- Почему перед словом «выраженная» стоит запятая?
2. Самостоятельная работа с учебником
Задание:
1. Изучите информацию об обособлении приложений на 172 стр. и оформите её в тетради – в виде тезисов, кластера, таблицы и т.п. (5 мин.)
2. Выполните упражнение 307
VI. Текущий контроль с взаимопроверкой
Приём «Правда или ложь»
1. Приложение может выделяться не только запятыми, но и тире.
2. Приложение всегда находится после определяемого слова.
3. Приложение может быть только распространённым.
4. В предложении "Кредит – предоставленные товары или деньги в долг" есть обособленное приложение.
5. Определяемое слово при приложении может выражаться именем собственным.
Взаимопроверка:
1. +
2. –
3. –
4. –
5. +
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия