1. Значение религии Кто даст определение Духовная сфера? Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Вопрос: напишите на доске основные компоненты духовной сферы? духовная сфера Религия является одним из источников духовной сферы человека. Слово религия имеет два значения. Первое происходит от латинского глагола связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного миров (небо и землю, божество и человека). Второе происходит от латинского существительного — набожность, святыня, предмет культа. В учебнике (стр. 154) прочтите значение слова «религия» и составьте ему определение. Вопрос: Что же такое религия? 2. Признаки религии. На основе понятий термина религия учащиеся дома записывают основные признаки религии. 3. Виды религии. На странице 154 найдете виды религий и запишите их по данной схеме на доске. д уховная сфера р елигия мораль наука искусство образование ________ ___________ К монотеистическим религия относятся еще иудаизм и индуизм, эти религии являются национальными. В свою очередь буддизм, ислам и христианство – это мировые религии. Архаичные религии основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии – более молодые, их основа – религиозная вера. Архаичные верования выступают ранней формой современной религиозной веры. Поэтому они и называются верованиями, а не верой. На верованиях основаны мифы. Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека -
Основные функции (роли) религии 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ. Вопрос: что такое мировоззрение? Это одна из самых главных функций религии. Религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. 2. КОМПЕНСАТОРНАЯ, ИЛИ УТЕШИТЕЛЬНАЯ, Вопрос: в чем состоит суть этой функции? 3. КОММУНИКАТИВНАЯ Вопрос: между кем происходит общение? Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. 4. РЕГУЛЯТИВНАЯ — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Вопрос: Какие заповеди в мировых религиях вы знаете? 5. ИНТЕГРАТИВНАЯ — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. 7. КУЛЬТУРНАЯ — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.) Вопрос: Есть ли в нашем городе религиозные центры, назовите их? 8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Вопрос: Знаете ли вы примеры таких конфликтов в мире и в нашей стране? Нужно помнить о том, что все люди независимо от места обитания и культуры нуждаются в единых религиозных и моральных нормах. Только толерантно воспитанный человек может противодействовать разжиганию вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями. Поэтому миссия религии заключается в том, что она выступает единением человеческого целого рода. В этом выражается ее важная историческая роль. | Ответ учащихся на вопрос учителя: духовная сфера (духовная культура) - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества. Записывают доске и в тетради духовная сфера религия мораль наука искусство образование Составляют и записывают в тетрадь термин: религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Записывают доске и в тетради духовная сфера религия мораль наука искусство образование архаичные мировые политеистические монотеистические религии религии тотемизм анимизм Буддизм ислам фетишизм христианство Ответ учащихся на вопрос учителя: Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Ответ учащихся на вопрос учителя: в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Ответ учащихся на вопрос учителя: общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Ответ учащихся на вопрос учителя: Не убивай, Почитай отца и мать твоих, Бог един, Не кради и т.д. Ответ учащихся на вопрос учителя: Церковь, монастырь, мечеть, костел. Ответ учащихся на вопрос учителя: Походы крестоносцев, гонения на старообрядцев, современные террористические акты и т.д. |