СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме «Конституция Российской Федерации – это не только правовой акт!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – «динамическая система»  предполагает взаимосвязь традиционных и развивающих форм организации учебной деятельности учащихся. «Динамическая система» строится на взаимодействии и взаимодополнении таких элементов (методов, приёмов, способов и т.д.) как подводящий диалог, выполнение задания с пошаговой самопроверкой, экспресс-контроль, задание на рефлексивную самоорганизацию и самоконтроль, алгоритмизированное задание и др.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме «Конституция Российской Федерации – это не только правовой акт!»»

КОЛОТОВКИНА С.Г.,

МБОУ «Лицей»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме

«Конституция Российской Федерации – это не только правовой акт!»


Методологические основы урока

Выбор и формулировка темы.

  1. Тема урока «Конституция Российской Федерации – это не только правовой акт!» сформулирована на основе федеральной программы по обществознанию для 9 класса и §12-13 учебника «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова (М., Просвещение, 2014). Этот урок является 17-м в учебно-тематическом планировании, 7-м – в разделе «Право».

  2. Авторская идея формулировки темы служит стартовой точкой деятельностной мотивации учащихся, определяющих: что «я хочу» узнать, что «я знаю» и что «я могу» узнать о Конституции РФ на данном уроке.

Тип урока: комбинированный нестандартный

Трактовка типа урока – авторская. Основой урока является синтез нескольких методологических подходов, классических и инновационных типов урока:

а) «открытия» нового знания и рефлексии учебной деятельности (в рамках деятельностного подхода);

б) комплексного применения знаний, умений, навыков (ЗУН) (в рамках традиционного обучения);

в) усвоения нового материала (в зависимости от дидактической цели);

г) образования понятий, установления законов и правил (в зависимости от этапов учебного процесса);

д) формирования универсальных учебных действий (УУД) (по доминирующей цели в рамках компетентностного педагогического подхода)


Форма урока: урок – «динамическая система» - предполагает взаимосвязь традиционных и развивающих форм организации учебной деятельности учащихся. «Динамическая система» строится на взаимодействии и взаимодополнении таких элементов (методов, приёмов, способов и т.д.) как:

- индивидуальная работа,

- групповая работа;

- подводящий диалог;

- фронтальная беседа;

- мнемотехника;

- дидактическая игра;

- бинарная взаимопроверка;

- визуализация;

- рефлексия;

- экспресс-контроль и другие.

Методы в соответствии с технологиями:

  • технология деятельностного метода: подводящий диалог, выполнение задания с пошаговой самопроверкой, экспресс-контроль, задание на рефлексивную самоорганизацию и самоконтроль, алгоритмизированное задание и др.

  • игровые технологии: дидактическая игра «Верите ли вы…», «Мнемотехника»

  • исследовательский метод: работа с документами (выдвижение гипотез, сравнительный анализ, синтез)

  • ИКТ – технологии: использование слайдов компьютерной презентации, анимационных элементов при работе с компьютерными схемами, создание ярких образов посредством визуализации и др.

Триединая цель урока:  

Сформировать целостное представление о сущности и назначении Конституции РФ как основного закона страны, определяющего принципы государственного устройства и правовые основы жизни общества. Формировать универсальные учебные действия, развивать деятельностные компетентности и повышать уровень правовой культуры девятиклассников.

Познавательные задачи:

  • сформировать целостное представление о конституции как нормативно-правовом акте;

  • познакомить со структурой и содержанием основного закона нашей страны;

  • изучить основы конституционного строя Российской Федерации;

  • раскрыть ведущие принципы, черты и функции российской конституции;

  • определить место Конституции РФ в системе российского и международного права.

Развивающие задачи:

  • развивать речь учащихся, обогащать и усложнять её словарный запас на правовую тематику, усложнять её смысловую функцию, усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность);

  • развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;

  • формировать умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемы, вопроса, задания;

  • развивать умения работы с опорными схемами;

  • учить «учиться» посредством самоопределения к действию;

  • добиваться рефлексивной самоорганизации учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • формировать правовую культуру и правосознание;

  • воспитывать уважение к законам, правам и обязанностям гражданина и человека;

  • воспитывать уважительное отношение к другим людям через такие качества как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуализацию общечеловеческих ценностей;

  • способствовать формированию требовательного отношения к себе, своим обязанностям, аккуратности, чувству собственного достоинства;

  • воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;

  • воспитывать толерантность, уважение к политическим и государственным деятелям.

Оборудование урока. Интерактивная доска, учебные принадлежности учащихся: учебники, тетради, атласы с современной картой России (для рассмотрения субъектов РФ), текст Конституции РФ, мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями для групп, «Листы самоконтроля», мультимедийные материалы (слайды, схемы. тезисы и т.д.)


Предварительный оргмомент: перед уроком формируются 4 группы так, чтобы ребята одновременно могли работать и в парах; учитель знакомит учащихся с перечнем дидактического материала на столах, знакомит с «Листами самоконтроля» и инструктирует о правилах самооценки и оценивания учащихся в групповой и парной работе.

План новой темы

  1. Этапы развития конституции.

  2. Закон высшей юридической силы.

  3. Основы конституционного строя РФ.

  4. Основы конституционного статуса человека и гражданина в РФ.

Опережающее задание: используя материал учебника, нескольких сайтов, дополнительной литературы, найти информацию об истории российской конституции и оформить их в виде тезисов в рабочей тетради


Описание исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся для данного урока.

На данном этапе у учащихся уже сформированы понятия и представления:

  • о праве, естественном праве, позиционном праве, категорическом императиве, системе права (отрасли права, институты права, субинституты права), норме права, законе, подзаконных актах, законодательстве (§8);

  • правоотношениях, субъектах права, правоспособности, дееспособности (§9);

  • правонарушениях, преступлениях, проступках, юридической ответственности и её видах (§10);

  • правоохранительных органах, судебной власти, прокуратуре. адвокатуре и т.д. (§11).

Во время урока должны быть активизированы ранее изученные понятия:

  • права и свободы человека и гражданина;

  • демократия;

  • парламент, Федеральное Собрание РФ, Совет Федерации, Государственная Дума;

  • субъекты РФ;

  • форма государства, форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим и другие.

Время, отведённое в учебно-тематическом плане: 2 ч


Эпиграф урока: «Конституция не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции содержатся нравственные ориентиры справедливости для нашего общества» Л. А. Окуньков, правовед

План – конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный этап

Приветствие, определение отсутствующих, оценка готовности рабочего места, организация внимания (на доске записаны тема и план урока)

Приветствие (учащиеся приветствуют учителя молча, встав со своих рабочих мест).

Демонстрация учащимися собранности и готовности к уроку.

Приветствие – первый ключ к сотрудничеству. Ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад

2.Мотивационный этап

Актуализация. (Демонстрируется слайд с изображением Конституции в официальном формате. Приложение 1)

Вступление учителя:

- Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции. Это написано в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.. ст.16)

Подводящий (побуждающий) диалог:

- Какой вывод следует из статьи?

- Какими преимуществами наделены государства, в которых провозглашены конституции?

- С какими сферами жизни общества и развития личности связаны эти преимущества?

Если утверждать, что наличие конституции говорит о прогрессивности общества, то что будет считаться антиподом конституционных государств?

(На экране выводятся функции конституции. Приложение 2)

- Попробуйте на основе данных функций конституции дать ей теоретическое определение.

(После обсуждения предложенных вариантов на экране выводится дефиниция – наиболее точное научное понятие конституции)

- Вспоминают, что изучили на предыдущих уроках, как имеющиеся знания помогут при решении поставленной задачи.

- Сообщают об известных им государствах с конституционным строем

- Выдвигают гипотезы о том, в каких областях жизни сказываются преимущества конституционного строя.

- Сталкиваются с возможным затруднением в определении антипода конституционного строя (обнаруживают узость исторических знаний, культурных образцов, теоретических понятий и т.п.)

- Задают встречные вопросы учителю (самый лёгкий способ выхода из затруднения; стандартен для данного возрастного уровня).

- Синтезируют полученные знания, придумывают определение конституции.

- Анализируют степень самоопределения к деятельности: «знаю», «хочу», «могу»

Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии наличие или отсутствие у себя адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить практическую задачу. Они формулируют конкретные проблемы в виде вопросов или утверждений, в которых должны быть названы те знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

(На экране демонстрируется визуальный ряд конституций нашей страны разных эпох) (Приложение 3)

Мнемотехника (Приложение 4)

Термины для мнемотехники: закон, основной закон, нормативно-правовой акт, иерархия законов, принудительная сила, общеобязательность, народ, референдум, верховенство закона, Конституция РСФСР, права человека, свободы, государственный строй, разделение властей, демократия, республика.

Зачитывается весь список в течение 1 минуты.

Фронтальная беседа: выяснение уровня усвоения пройденного материала, а также актуализация следующего этапа на основе связующего понятия.

- Воспроизводят в рабочих тетрадях в течение 1-2 минут

- В ходе устной беседы раскрывают сущность понятий, терминов, фактов

- Озвучивают противоречия, проблемы, трудности в подготовке домашнего задания

- Решают, какие термины или понятия могут подойти к новой теме.

- Фиксируют в сознании «лишнее» понятие логического ряда – Конституция РСФСР, пытаются связать его с новой темой.

В ходе беседы учитель выясняет, какие термины, понятия усвоены. Если есть сложности, учитель поясняет и дает краткие комментарии. Необходимо так же найти лишнее слово, оно и будет связующим с новым материалом

4. Этап активного усвоения новых знаний

П.1 плана урока. Этапы развития конституции.

Шаг I. Дидактическая игра «Верите ли вы…» .Учитель:

- Обратитесь к вашим рабочим листам (находим значок

игры в бланке №1. Приложение 5), работая

в парах, поставьте галочки рядом с теми утверждениями, которым вы верите.

Затем учитель «раскрывает истину», а ребята проверяют друг у друга, насколько их догадки были верны.

- Происходит первичное ознакомление с историей конституции, при этом используется индивидуальный «багаж» знаний и логическое мышление

- Осуществляется взаимопомощь при работе в парах

- Вырабатывается взаимная ответственность за результаты выполнения задания

- Итог: учащиеся узнают, что Конституция РСФСР была первой конституцией нашей страны и усваивают этапы дальнейшего развития конституции в России.

Одновременно с активным усвоением нового материала в процессе выполнения задания осуществляется экспресс-контроль: работая в парах, учащиеся проверяют результат друг у друга, сравнивают, оценивают и фиксируют проблемы и трудности.

Шаг II.

Проблемно-исследовательское задание

Учитель ставит проблемную задачу:

- Все конституции, предшествующие нынешней Конституции РФ, были социалистическими – значит, устанавливающими справедливость. Тогда почему их не называют демократическими? Для поиска решения сравните статьи конституций разных лет и сделайте выводы.

Задание по группам. Раздаются рабочие листы с выдержками из статей конституций разных лет (бланк №2; Приложение 6):

1 группа сравнивает: право на образование; 2 группа: право на труд; 3 группа: право на охрану здоровья; 4 группа: обязанности граждан

- Обдумывают проблемную задачу.

- Читают и анализируют тексты статей.

- Выясняют и озвучивают, чем отличаются статьи конституций разных лет

(каждая группа озвучивает выводы, сделанные на основе текста источника – см. Приложение 6)

- Отвечают на вопросы.

Итог: формулировка выводов о том, какая конституция является более «правовой», какая конституция больше защищает от безработицы, можно ли сказать, что всеобщая трудовая повинность по конституции СССР ущемляла права гражданина, т. е. «заставляла пользоваться» правом на труд; защищали ли советские конституции право на охрану здоровья и т.п.

Формируется представление о советской конституции, фиксируется модель конституционного строя в СССР, рефлексируется значимость общечеловеческих ценностей, степень их отражения конституционными нормами. Работая в группах учащиеся реализуют деятельностные компетентности, например, историко-познавательную компетентность - овладение элементами исторического анализа явлений прошлого и их связи с современностью; информационную кмпетентность – овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации и др.

П.2 плана урока. Закон высшей юридической силы.

Шаг I. (Демонстрируется схема «Критерии главенства Конституции в иерархии законов» Приложение 7.1)

Аналитическое задание: рассмотрите схему, объясните её содержание, выделите компоненты схемы, охарактеризуйте каждый из них.

Шаг II. Беседа по итогам аналитической работы.

- Какой вывод можно сделать на основании схемы?

- В чём отличие конституции от остальных законов?

- Что закрепляет конституция?

- По каким критериям определяется господствующее положение конституции?

- Что означает признак «высшей юридической силы»? и т.п.

- Работают со схемой, анализируют её содержание

(Приложение 7.2) и содержание сопроводительного текста

- Формулируют выводы о господствующем положении конституции в иерархии законов и системе права.

- Фиксируют в сознании отличия основного закона от других нормативно-правовых актов.

- Оценивают значимость конституции с точки зрения морали и нравственных ценностей.

Итог: формирование представления о конституции как о законе высшей юридической силы.

Данное задание, несмотря на простоту формы и способа действия, имеет многофункциональное значение: базовая функция – запоминание критериев, определяющих главенство конституции; алгоритмическая функция – мотивация выяснения причин главенства, творческая функция – проектирование области личного применения статей конституции, мысленное моделирование ситуаций, когда реализуется принцип прямого действия конституции на человека.

П.3 плана урока. Основы конституционного строя РФ.

Шаг I. Работа с источником (текстом Конституции РФ): на основании статей Конституции РФ охарактеризуйте в таблице основы государственного строя России

(Демонстрируется схема «Основы Конституционного строя РФ» - Приложение 8)

Шаг II.Групповая работа по изучению наиболее значимых аспектов конституционного строя. (Бланк ответов №3)

1 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ» (Приложение 10)

2 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента». (Приложение 11)

3 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».  (Приложение 12)

4 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». (Приложение 13)

- Читают источник и усваивают информацию.

- Озвучивают принципы конституционного строя России.

- Фиксируют основное содержание принципов конституционного строя в таблице (Приложение 9).

- Взаимодействуя в группе, находят необходимую информацию для составления схем или кластеров.

- Проговаривают в устной речи возможные ответы.

- Заполняют схемы проверенным содержанием.

- Изучают расположение субъектов РФ по карте.

- Отвечают на вопрос, как конституционные основы отражаются на характере и форме государства.

- Дают определение триединой форме государства в нашей стране.

Итог: формулируют вывод о характере и форме нашего государства.


Первое задание выполняет дифференцирующие функции при характеристике основ конституционного строя: для низкого уровня способностей учащихся – базовые функции, для среднего уровня – алгоритмические функции, для высокого уровня – творческие функции.

В ходе групповой работы организуется учебное сотрудничество, коллективистское взаимодействие.

Происходит формирование потребности в рефлексии и самооценке.

- При групповой работе с источником

формируется

метапредметная исследовательская компетенция обучающихся, которая предполагает «технологизм учебных практик вместо книжного технологизма» [4, с.32].

П.4 плана урока. Основы конституционного статуса человека и гражданина в РФ

Шаг I. Задание с пошаговой самопроверкой. Учащиеся должны выполнить задание на рабочих листах (бланк №4): опираясь на текст Конституции (ст.2) и учебника (п.5, стр. 115-116), отметить знаком «+» или « - » соответствуют ли тезисы источникам. После выполнения любой желающий называет получившийся у него набор тезисов, а остальные находят совпадения со своими тезисами или дополняют их недостающими.

Шаг II. Самостоятельное формулирование вывода по выявленным принципам правового статуса человека и гражданина.

- Изучают основы статуса человека и гражданина.

- Сравнивают с тезисами, изложенными в рабочих листах (Приложение 14).

- Делают выводы о правильности тезисов.

- Высказывают личное отношение к принципам правового положения человека в современном российском обществе.

- Делают вывод по данному вопросу.


Показывая результаты самостоятельного поиска информации, учащиеся стремятся получить признание своей успешности у одноклассников и учителя. В ходе пошаговой самопроверки осуществляется очередной этап рефлексии: учащиеся обдумывают, что в ходе опережающей подготовки было сделано правильно, а чего не удалось достичь.

5. Этап закрепления новых знаний

Фронтальная беседа: в процессе беседы учащиеся обозначают (с помощью логически вытекающих один из другого вопросов) обозначают черты и элементы структуры Конституции РФ; по ходу беседы эти ответы краткими тезисами выводятся на интерактивной доске.

- Отвечают на вопросы учителя

- Задают вопросы друг другу

- Формулируют лаконичные ответы-тезисы, которые выводятся на экран или записываются на доске.

Вместе с тем, что реализуется аксиологическая цель: воспитывать уважение к греческой культуре, истории, уважение к образу жизни другого народа, происходит упорядочение новых знаний, приведение их в систему

6. Итог урока.

Подводящий (к выводу) диалог:

- Что мы изучали на уроке?

- Зачем мы это изучали?

- Где мы можем использовать полученные знания?

- Как это может пригодиться нам в жизни?

- Как вы понимаете теперь слова Л.А.Окунькова, которые мы вынесли в эпиграф к нашему уроку?


Делают обобщающий вывод.

Проект вывода.

- Конституция в самом концентрированном виде отражает особенности культурно-исторического развития, идеи и ценности конкретного общества;

- принципы Конституции

служат основой для объединения людей;

- Конституция показывает, к каким целям стремится конкретное общество; какие идеи и  нравственные ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития; какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.

Благодаря подводящему диалогу учащиеся осуществляют рефлексию значимости ценностей основного закона страны, а также, отталкиваясь от нравственных норм исторического прошлого и современности, выражают собственное мнение о ценностях Конституции в сравнении с другими нормативно – правовыми актами.

7. Рефлексивное задание. Учитель:

- Оцените свою деятельность и деятельность своих товарищей (в парах или группе) на уроке в «Листах самоконтроля» (Приложение 15)

- Заполняют «Листы самоконтроля» Если задание выполнялось в парах, то идёт взаимопроверка двух учащихся, если в группе – выставляется согласованная всеми членами оценка

Учащиеся деятельностно оценивают свою успешность, в результате чего учебная деятельность становится воспроизводимой и позволяет ученику самому определять цели и проектировать индивидуальную или групповую траекторию своего обучения, учитывая при этом тре­бования стандартов образования

8. Этап информации о домашнем задании. Учитель проговаривает и записывает на доске домашнее задание и раздаёт рабочие листы с алгоритмизированным заданием.

(Приложение 16)

- Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание: используя §12-13, выполнить

алгоритмизированное задание на карточках (индивидуальное пошаговое сравнение с эталоном)

Цель алгоритмизированного задания: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особый приоритет принципов минимакса и психологической комфортности).


Список использованной литературы


  1. Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности. – М.: Педагогика, 1976

  2. Гин. А. Приемы педагогической техники. – М., 2003.

  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, 1995.

  4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий. – М.-Рига, 1998.

  5. Кларин М.В. Процессуально-ориентированное обучение // Школьные технологии, М., 2004, №4.

  6. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М., 2002.

  7. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. – М., 2001, №1.

  8. Новиков А.Н. Методология учебной деятельности. – М., 2005.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

  10. Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.

  11. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

  12. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.

  13. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании //Школьные технологии. – М., 2004, №4.

  14. Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. – М., 2003, №2.

  15. Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М, 2012.

  16. Шахрай С.М. Материал для подготовки к занятию, посвященному 20-летию Конституции Российской Федерации РИА Новости 

http://ria.ru/study_history/20130830/959160941.html#ixzz2gAP2vTto

  1. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - М., 2004, №2.


Приложения

Приложение 4

Мнемотехника.

Термины для мнемотехники:

Термины для мнемотехники: закон, основной закон, нормативно-правовой акт, иерархия законов, принудительная сила, общеобязательность, народ, референдум, верховенство закона, Конституция РСФСР, права человека, свободы, государственный строй, разделение властей, демократия, республика.

Зачитывается весь список в течение 1 минуты.

- Учащиеся воспроизводят понятия в рабочих тетрадях в течение 1-2 минут

- В ходе устной беседы раскрывают сущность понятий, терминов, фактов

- Озвучивают противоречия, проблемы, трудности в подготовке

В ходе беседы учитель выясняет, какие термины, понятия усвоены. Если есть сложности, учитель поясняет и дает краткие комментарии. Необходимо так же найти лишнее слово, оно и будет связующим с новым материалом



Бланк №1 Приложение 5


Дидактическая игра «Верите ли вы…»

Верите ли вы, что современное понимание конституции стало складываться в XVII-XVIII вв, в период буржуазно-демократических революций?


Да, само слово конституция означало «установление», «утверждение», то есть конституция устанавливала новый строй. Как мы знаем из истории, новый строй устанавливался почти везде в ходе буржуазных революций.




Верите ли вы, что короли в государствах с абсолютной монархией сами могли вводить конституции?

Нет, конституция ограничила бы их власть.



Верите ли вы, что принятие конституции является условием последовательного утверждения демократии?

Нет, в демократии единственным источником власти является народ, а мы знаем много государств, где конституция есть, а власть принадлежит не народу.


Верите ли вы, что есть писаные и неписаные конституции, что в Англии XVII века была неписаная конституция?

Нет, таких конституций не бывает, ведь одним из важнейших признаков конституции как закона является формальная определённость, то есть фиксация в официальных документах.


Верите ли вы, что первая официальная конституция была издана в 1787 г. в США, в результате победы американцев в войне за независимость?

Да, это правда. Конституция США, принятая в 1787 году, действует до сих пор и является самой долголетней.



Верите ли вы, что конституции «первого поколения» были в последствие существенно изменены?

Нет, конституции являются устойчивыми нормативно-правовыми актами, характеризующимися стабильностью.

Верите ли вы, что Конституция РФ относится ко «второму поколению», то есть к числу новейших?

Да, Конституция РФ принята всеобщим голосовании на референдуме 12 декабря 1993 года и относится к новейшему времени.


Верите ли вы, что первая Конституция России была принята императором Николаем II в качестве уступки революционно настроенным народным массам?

Да, это было возможно в октябре 1905 года. когда царь подписал Манифест об учреждении Государственной Думы. Ей надлежало утвердить российскую конституцию.


Верите ли вы, что российская история насчитывает 8 конституций?

Да: 1) 1918 – Конституция РСФСР, 2) 1924 – Конституция СССР, 3) 1925 – Конституция РСФСР в составе СССР, 4)1936 – сталинская Конституция СССР – «зрелого социализма», 5) 1937 – новая конституция РСФСР, закрепившая «победу социализма»,

6) 1977 – Конституция СССР – «развитого социализма», 7) 1978 – новая Конституция РСФСР – «развитого социализма», 8) 1993 – Конституция РФ.




Бланк №2 Приложение 6

Рабочие листы для групп

«Сравнительный анализ статей, характеризующих права человека»

_____________________________________________________________________________

1 группа


Задание: сравните содержание статей о праве на образование в Конституциях

1918, 1977, 1993 гг

1918

  • Статья 17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

1977

  • Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников.

1993

  • Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

_____________________________________________________________________________

2 группа


Задание: сравните содержание статей о праве на труд в Конституциях

1924, 1936, 1977, 1993 гг

1924

  • Статья 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

1936

  • Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

  • В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

1977

  • Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

1993

  • Статья 37.

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род дейтельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

_____________________________________________________________________________

3 группа

Задание: сравните содержание статей о праве на охрану здоровья в Конституциях

1977 и 1993 гг

1977

  • Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

  • Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения.

1993

  • Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.


Примечание. В текстах предыдущих Конституций право на охрану здоровья не затрагивалось, либо упоминалось лишь мельком.


_____________________________________________________________________________

4 группа


Задание: сравните содержание статей об обязанностях в Конституциях

1918, 1977 и 1993 гг

1918

  • Статья 18. РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

  • Статья 19. РСФСР признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность.

1936

  • Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда.

  • Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность.

  • Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом.

  • Основы конституционного строя

    Статьи Конституции

    Содержание

    1. Народовластие

    Ст. 1, ч. 1, ст. 3

     

    2. Федерализм

    Ст.1, ч. 1, ст. 5

     

    3. Правовое государство

    Ст. 1, ч. 1

     

    4. Разделение властей

    Ст. 10

     

    5. Приоритет прав человека

    Ст. 2

     

    6. РФ – социальное государство

    Ст. 7

     

    7. Суверенитет

    Ст. 4

     

    8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

    Ст. 8, ст. 9, ч. 2

     

    9. Политическое многообразие

    Ст. 13, ч. 3–5

     

    10. Идеологический плюрализм

    Ст. 13, ч. 1–2

     

    11. Светский характер государства

    Ст. 14

     

    Статья 133. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

1977

  • Статья 59. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

  • Статья 60. Добросовестный труд.

  • Статья 62. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

  • Статья 63. Воинская служба.

  • Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

  • Статья 68. Забота культурных ценностей.

  • Статья 69. Содействовать поддержанию и укреплению всеобщего мира.

1993

  • Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги.

  • Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Статья 59. Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ в соответствии с Федеральным законом.

Приложение 9



Бланк №4. Приложение 14.

Основы конституционного статуса человека и гражданина в РФ

Тезисы

«+» / «-»

Человек – высшая ценность.


Права и свободы человека – высшая ценность.


Государство оставляет за собой право – признавать соблюдение и защиту прав человека и гражданина.


Государство обязано признавать человека высшей ценностью.


Государство обязано признавать права, свободы и обязанности высшей ценностью.


Права и свободы человека равнозначны с правами и свободами гражданина.


Человеку гарантированы его естественные права и свободы.


Правовую связь человека и государства называют гражданством.


Жизнь человека ограничивается статусом гражданина.


Гражданское общество создано и гарантировано государством.


Государство обязано защищать своих граждан от посягательств на их права.


Государство не обязано защищать от вмешательства чиновников, так как они – представители власти.


Приложение 15

«Лист самоконтроля» с пошаговой оценкой

выполненных на уроке заданий»

(образец заполнения)


п/п

Перечень выполнявшихся на уроке заданий

Пошаговая оценка

самооценка

оценка группы

оценка учителя

1

Ответы на вопросы учителя входе обсуждения проблем

1

1

1

2

Активность в игре «Верите ли вы…»

1

1

1

3

Правильные решения в групповой работе над исследовательским заданием

1

0

0

4

Правильные решения в групповой работе над заполнением схем

1

0

1

5

Правильные решения при взаимопроверке

1

1

1

Итого

5

3

4

Общая (средняя) оценка

4*

* Примечание: первую и вторую колонки учащиеся заполняют самостоятельно; учитель

заполняет последнюю колонку, после чего выставляет общую оценку за урок.

Приложение 16

Рабочий лист с алгоритмизированным домашним заданием на основе индивидуального пошагового сравнения с эталоном

Вопрос

Ответ

Алгоритм

1. Что такое конституция


1.Подумайте, какие компоненты необходимы, чтобы дать определение.

2.Объедините наиболее важные признаки конституции в одно связное предложение.

3. Сравните получившееся определение с тем, которое даётся в учебнике (стр.103)

2. Какую главную роль играет в обществе Конституция


1.Соотнесите Конституцию с другими НПА.

2.Укажите место в иерархии законов.

3. Проверьте по учебнику свой ответ.

3. Каковы этапы развития конституции?


1. Вспомните, в результате каких событий они принимались.

2. На основе текста учебника (стр.104-105) выделите три этапа развития конституции.

2. Выучите даты и названия конституций в истории нашей страны (стр. 105-106)

4. На каких ценностях базируется Конституция РФ?


1.Вспомните тему урока.

2. Вспомните, что имел ввиду правовед Л.А Окуньков.

3. Назовите три важнейших ценности. лежащих в основе конституции.

4.Сравните совпадают ли они с учебником (стр.107)

5. Какова структура Конституции РФ?



1.Внимательно рассмотрите оглавление Конституции РФ.

2.Запомните основное содержание каждого из 3 заголовков.

3. Выучите названия глав первого раздела.

4. Проверьте себя, прочитав стр.110-116)

6. В чём выражаются основы Конституционного строя России?



1.Изучите таблицу, заполненную на уроке.

2.Ещё раз обратитесь к стр. 110-116, чтобы зафиксировать в сознании требуемое.

3. Мысленно раскройте понятия суверенитет, федерализм, народовластие, разделение властей. правовое государство, светское государство, плюрализм, социальное государство, демократия, республика.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!