СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОБЖ в 5 классе "Как вести себя при пожаре"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОБЖ в 5 классе "Как вести себя при пожаре"»

Конспект урока «Как вести себя при пожаре»



Класс: 5 класс.

Тема: Как вести себя при пожаре

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель урокасоздать условия для усвоения обучающимися знаний пожарной безопасности в быту и формирования навыков грамотного поведения в пожароопасных ситуациях.

Задачи урока:

• проанализировать основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни;

• рассмотреть основные правила пожарной безопасности;

• изучить правила личной безопасности при пожаре в быту.

Планируемые результаты:

• предметные:

уметь анализировать причины пожароопасных ситуаций;

- знать основные правила пожарной безопасности;

- составлять алгоритм своих действий в пожароопасных ситуациях;

• метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

• личностные:

уметь определять мотивы учебной деятельности;

соблюдать правила безопасного поведения в повседневной жизни.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Организационный этап

  1. Приветствие.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и присутствующих гостей. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вас ожидают новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Проверка домашнего задания и постановка проблемы.

На прошлом уроке мы с вами унали какие правила безопасности надо соблюдать, находясь в подъезде, лифте и на детской площадке. Давайте перечислим эти правила.

Правила поведения в подъезде

Правила поведения в лифте

Правила поведения на игровой площадке



Деятельностный этап.

  1. Постановка темы урока.

Ребята, перед вами части пословиц. Вам нужно их соединить, чтобы получилось три пословицы.


Искру туши до пожара, беду отводи до удара


Огонь хороший слуга, но плохой хозяин


Спичка не игрушка, огонь не забава.


Молодцы! Правильно! А теперь скажите, что общего в этих пословицах? О чем Они?( об огне, о пожаре)


- Молодцы! - А как вы думаете, почему мы составляли иенно эти пословицы? (Будем изучать пожары и как их избежать). И тема нашего урока «Как вести себя при пожаре»

Целеполагание:

(На слайде формула ОБЖ:

«Предвидеть опасность, по возможности – избегать её, при необходимости – действовать!»)

Ребята, давайте, опираясь на нашу основную формулу в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», вместе попробуем сформулировать цель урока. (Обучающиеся формулируют цель урока.)

- Цель урока: выяснить причины возникновения пожаров в быту, изучить основные правила пожарной безопасности и научиться вести себя в пожароопасных ситуациях,

Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Как вести себя при пожаре».

(Слайд ) «Прометей и огонь»)

- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?( ответы учащихся)

В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара. (слайд)

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. (назовите ключевые слова в определении)


Наиболее часто пожары возникают в жилых домах. - Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару.

Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

Об этом свидетельствуют следующие слайды

Обсуждение: - Как вы думаете, что может стать причиной пожара? (ответ учащихся) 

Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.

Опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. А какие эти основные правила пожарной безопасности?Обсуждение :

Вот основные из них:

1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;

2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;

8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.


Физминутка Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1-2-3),

Дружно топаем ногами (1-2- 3)

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.


Отдохнули мы немножко. А теперь поговорим о том, что же надо делать, если начался пожар.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

- В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба входит с службу гражданской обороны, которая была создана 4 октября 1932 года

Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

(Слайд 14)

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

(Слайд 15)

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

- У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Один из вас будет: «диспетчер», другой - «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вызовите пожарную команду, следуя указаниям.

- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.

- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?

- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. 

Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Ребята, давайте повторим, что требует помнить пожарная безопасность.

  • О пожаре звонить по телефону «01».

  • Не перегружайте электросеть!

  • Спички детям не игрушка!

  • Не пытайтесь самостоятельно погасить пламя.

  • Не загромождайте пути выхода!

  • Во время пожара пользоваться лифтом запрещается!

  • Накройтесь одеялом и идите к выходу.

Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

  • Определяются основные и запасные выходы;

  • Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;

  • Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;

  • Приводятся в готовность средства пожаротушения.

- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть кабинет. Мы выходим из кабинета, спускаемся вниз по лестнице и выходим со двора школы. Отходим от здания школы на безопасное расстояние

Рефлексивный этап

Подведем итоги!

- Ребята, какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Ответы детей)

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Вытяните, пожалуйста, левую руку вперёд ладонью вверх. С помощью правой ладони покажите, как лично вы усвоили сегодняшний материал.

- Спасибо!

Домашнее задание.

  • Параграф 17

Оценивание работы на уроке.

• Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок! Все свободны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!