СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс УМК "Школа России" на тему: "Кто такие звери?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс УМК "Школа России" на тему: "Кто такие звери?"»

Турыгина Е.Н.

учитель начальных классов

МОУ « Павловская СШ»

25 октября 2016г.


Конспект открытого урока


УМК «Школа России»

1 класс

Окружающий мир


Тема: «Кто такие звери?

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Задачи урока:

Предметные:

- учить определять принадлежность животного к своей группе.

- познакомить с разнообразием  зверей, их внешним строение.

- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Метапредметные:

- развивать речь, активный словарный запас, внимание, наблюдательность, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение, внимание.

Личностные:

- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе.

- формировать самооценку, навыки коллективной работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей; узнавать зверей с помощью атласа-определителя, знакомство с редкими зверями, занесенными  в Красную книгу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением животных, презентация.








  1. Мотивация к учебной деятельности.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок окружающего мира начнем.

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать учителя, думать, правильно отвечать на вопросы).

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.


  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Ребята, от Муравьишки  пришло приглашение:

«Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».

- Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать,  бегать, чтобы не напугать жителей леса.
– Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? ( насекомые, рыбы, птицы)

Эти знания нам сегодня пригодятся.


– Сейчас мы будем работать группами.

- Как вы думаете, чем хороша такая работа? ( Можно посоветоваться, тебе подскажут, помогут и т. д.)

- Такая работа очень ответственная, потому что отвечаешь не только за себя, но и за товарищей.)

- Ребята, скажите, а мы умеем работать в группах? ( Нет.)

- А как умеем? ( В парах.)

- Вспомните правила работы в паре. Эти правила помогут нам сегодня вывести правила работы в группе.

- В паре должны работать оба, а в группе-… (должны работать все на общий результат.)

- В паре- один говорит, а другой слушает. А в группе? ( Один говорит, другие слушают.)

- В паре- если не понял, переспроси. А в группе? ( Также.)

- В паре- своё несогласие высказывай вежливо. А в группе? ( Также.)

- А ещё, ребята, в группе должен быть ответственный. Он главный, ему подчиняются, с ним не спорят.

- Сегодня ответственных выберу я.

- Что же мы получили? ( Правила работы в группе.)


1 группа.
– На классной доске распределите насекомых, рыб, птиц. (Среди животных 1 картинка звери – собака, овца).

2 группа.

– Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка – рыба, 3 картинка – корова.

3 группа – работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами, среди них 1 картинка со зверем.

– Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?

  1. Постановка учебной задачи.

– Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло?
– Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? (насекомые – это животные, у которых шесть ног, рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй, птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)
– К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?


  1. Открытие новых знаний.

1. Работа по учебнику.

– Чтобы путешествовать дальше мы должны знать, кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. В этом нам поможет учебник. С его помощью мы разгадаем особенности зверей. (учебник стр.38)
– Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь?
– Какие у вас предложения?
– Давайте исключим тех, кто не зверь. Закройте фишками.
– Какое животное осталось? (Мышь )
– Как вы думаете, мышь - это зверь?

2. Знакомство  со строением тела зверей.

– Чтобы у нас не было никаких сомнений , мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.
- Если вы отгадаете загадки Мудрой Черепахи , то узнаете , что это за звери.(на проекторе появляются фото-отгадки).

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф)


Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)


Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка)


- Что общего у всех этих животных?

- Рассмотрите жирафа на стр. 38. Какие части тела вы сможете выделить?

(Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями)

– Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем? (Мышка – это зверь, потому что у неё есть голова, шея, туловище, хвост, ноги)
– Что вы заметили?

Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.

– А что ещё является общим для всех этих зверей?
– Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
– Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха.

Вывод: тело зверей покрыто шерстью

– Вот теперь мы можем ответить на вопрос: мышь - это зверь?


- А что изображено на фотографии внизу справа на стр. 38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком)

- Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие.

- Объясните это название.


- Мы с вами рассмотрели зверей. Среди них жираф, мышь, кошка, корова… Подумайте, на какие две группы можно разделить этих зверей? (На домашних животных и на диких животных.)

- Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные.)


Игра «Девочки – мальчики» 

- Девочки приведут примеры домашних зверей, а мальчикидиких.

  1. Физкультминутка

Все мы думали, решали,
И друг другу помогали,
Поработали опять,
Настало время отдыхать!


  1. Первичное закрепление


1)Работа по учебнику.

– Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел.

2) Рассказ учеников о зверях.

Загадка.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.

Загадка.

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.


Загадка.

А кто зимой бывает белым, а летом серым?
Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Загадка.

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом

Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.

– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему?

3) Интересные животные

- Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.

- Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы больше)

- Как вы думаете, почему? (Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы)

Крот

Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.


- Что необычного в строении летучей мыши? (У неё вместо лап крылья)

Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.


Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного.


  1. Включение нового знания в систему знаний. Повторение.

  1. Работа в тетради

2 стр.27 (соревнование по группам)

3 стр. 27-28

- Рассмотрите рисунки.

- Какие из этих животных водятся в наших лесах?

- Что вы о них знаете?

- Выполните задание. (проверка в парах)

4 стр. 28

(самостоятельная работа)

- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке?


2) Знакомство с Красной книгой

-   Многие звери стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Знаете ли вы, ребята, почему она так называется?

- Красная книга, красная

Значит природа в опасности!

-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных. Перед вами Красная книга России и Красная Книга Архангельской области.

-Посмотрите некоторых редких животных России и Архангельской области.


  1. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Продолжите:

Я узнал…

- Был ли урок для вас интересен и полезен? Если да, то чем? Если нет, то почему?

Продолжите:

Мне было интересно…

- Кого называют зверями?

- Почему второе название зверей – млекопитающие? (звери выкармливают детёнышей молоком)

- Приведите примеры зверей.


- Оцените свой труд на всём уроке.


Игра «Светофор»:

«зелёный» - работал с интересом, я доволен своей работой;

«жёлтый» - работал с интересом, но иногда уставал, кое-что не понял;

«красный» - устал, кое-что не понял, урок не понравился.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!