Учитель начальных классов: Евстафьева Елена Анатольевна
ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга, Красносельского района.
Класс: 1
УМК: «Школа России».
Технологии: проблемно - посковая, коммуникативная.
Учебный предмет: Окружающий мир.
Автор учебника, учебных пособий: Плешаков А.А.
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: решение частных задач.
Цель урока:
Задачи урока:
Предметные:
развивать умение определять зверей с помощью атласа – определителя;
создать условия для исследования строения тела и шерсти зверей;
установить связь между строением тела зверя и его образом жизни.
Метапредметные:
Познавательные:
способствовать умению поиска и выделения информации;
способствовать умению выбора оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
упражнять учащихся в установлении причинно-следственных связей, выдвижении гипотез и их обосновании.
Регулятивные:
содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
Коммуникативные:
формировать умение работать в парах;
формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог;
формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД:
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы: учебник и рабочая тетрадь Плешакова А.А. «Окружающий мир 1 класс, презентация на тему «Кто такие звери?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru/articles/532870
http://www/shkola-abv.ru
Планируемые результаты учащиеся: научатся исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; ; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Беседа Игра «Бал птиц» | Проверяется готовность обуча- ющихся к уроку. Беседа - Отгадайте загадки. На реке он очень ловко Треплет цепкие головки, Сыплет семечки на пол, Птичка бойкая … (щегол) Кто живёт в лесу сосновом, Носит крестик на носу И гнездо плетёт в ту пору, Когда пурга поёт в лесу? (Клёст) «Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их, Дай зерна, воды налей. Белых, сизых и кофейных Ты увидишь … (голубей) - Кто дома приготовил рассказ о птице? Проводит игру «Бал птиц» | Слушают и обсуждают тему урока - Щегол - Клёст - Голубей Выполняют | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| | - Если я назову птицу, то вы машете руками и кружитесь, а в других случаях стоите на месте. | задание | | | |
II. Актуализация знаний | Игра «Раздели на группы». К доске прикреплены фотографии и рисунки с различными группами животных (воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы). Слайд 1 Слайд 2 | Знакомит с правилами игры, осуществляет контроль, следит за ее ходом; организует беседу. Вы должны сгруппировать рисунки и объяснить свой выбор. – На какие группы можно разделить данных животных? - Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки. Отгадайте их. 1 Надела коняшка морскую тельняшку. (Зебра) 2 На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) | Активно участвуют в игре, разделяя животных на группы, отвечают на вопросы: – Воробей и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями и т. д. - Зебра - Волк | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) | Устные ответы |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Слайд 3 | 3 Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень) 4 З)верь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд) 5 За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало – Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) - Какое слово открылось в выделенных клетках? - О ком пойдёт речь на уроке. - Прочитайте тему урока на с.38 учебника. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. | - Олень - Верблюд - Лиса - О зверях. | | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
III. Изучение нового материала | Соревнование по рядам. Работа по материалам учебника (с. 38). | - Вспомните, каких зверей вы знаете. Следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше зверей. - А как же можно отличить зверей от других животных? Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Рассмотрите верхний рисунок на с.38. Кого вы здесь видите? - К каким известным нам группам принадлежат некоторые из них? Почему? - Кто остался? - Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь? Предположите почему? | Учащиеся с каждого ряда называют зверей. Отвечают на вопросы. - Орла, щуку, мышь, жука Жук – насекомое, у него шесть ног, орёл – птица, его тело покрыто | Фронтальная. | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. | Устные ответы. Самостоятельное задание, самопроверка. Проверка заданий, взаимопроверка |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных Слайд 4-5 | - Чтобы у вас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных. - Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери. Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … (жираф) Посреди двора стоит копна: Спереди - вилы, сзади – метла. (Корова) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка) - Что общего у всех этих животных? Показ презентации | - Жираф - Корова - Кошка Просмотр презентации | | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Физкультминутка Практическая работа «Исследование шерсти животных» Слайд 6-14 Учебник с.38 | - Рассмотрите жирафа на с.38. Какие части тела вы сможете выделить? Проводит физкультминутку. Лучшие качели – гибкие лианы Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается – да-да-да Тот не огорчается ни-ког-да! - Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые. - А что ещё является общим для всех этих зверей? - Вспомните, чем покрыто тело птиц и рыб? Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания Показ презентации - А чем покрыто тело зверей? - Вывод: Этот признак, который является общим для всех зверей. - А что изображено на фотографии внизу справа на с.38? | – Голова, шея. туловище, хвост, ноги. раскачивания, взмахи руками, подпрыгивания - Их тело покрыто шерстью - Птиц – перьями, рыб – чешуёй Выполняют упражнение. Выполняют задание Просмотр презентации - Шерстью - У собаки появились щенки, и она их кормит | Работа в парах Фронтальная. | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Слайд 15– 19 Слайд 20 По мере отгадывания показ презентации Слайд 21 Слайд 22 | Показ презентации - Повторите признаки зверей. - На какие две группы можно разделить всех зверей? - Назовите домашних зверей. - Назовите диких зверей. - Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) - Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам; их нет у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинками и берёзками. Они щиплют траву, а также едят грибы, папоротники и другие растения. Лоси проводят много времени у водоёмов. Они – отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосёнка плавать. Лето ходит без дороги Возле сосен и берёз, | молоком Просмотр презентации - Наличие шерсти. Кормление детёнышей молоком - Домашних и диких - Лось - Медведь | Рассказученика Рассказ | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Слайд 23 Слайд 24 | А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) - Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель мёда, даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью он заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. - А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц) - Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы зимой он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шёрстки вырастает снежно – белая. Словно надел зайчик шапку – невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам; Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка) - Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают корм на зиму: сушат грибы, выбирают | - Заяц - Белка | ученика Рассказ ученика Рассказ ученика | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Физкультминутка Учебник с.39 Слайд 25-29 | спелые орехи. Всё это прячут во мху или в дуплах. Лето белки носят рыжую шубку, а поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Проводит физкультминутку Зарядка бельчат В лесной глуши на ёлке Жили – были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Изображали кенгуру. За уши лапками хватались И вправо – влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись, словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили. - Рассмотрите рисунок на с.39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Показ презентации | Потянуться Прыжки Руки поднести к ушам Наклоны в стороны Хлопки в ладоши Круговые движения руками, потянуться) Ходьба на месте с притопом Поморгать глазами Повороты головы вправо влево Ходьба на месте Просмотр | Работа в парах | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| Практическая работа «Исследование строения некоторых животных» | Знакомит с особенностями строения некоторых животных - Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного. - Как вы думаете, почему? - - Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй, есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро, он выкапывает свои ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. - Что необычного в строении летучей мыши? - - Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. - Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного. | презентации - Передние лапы больше - Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы - У неё вместо лап крылья | Фронтальная | | |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
IV. Первичное осмысление и закрепление | Выполнить задания 1, 4 в рабочей тетради (с. 27–28) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке Игра «Узнай животных» Карточки с изображением различных животных Слайд 30 Слайд 31 | Проводит игру «Узнай животных» - Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая справится первой без ошибок Проводит беседу по вопросам: – Назовите основные признаки зверей. Приведите примеры зверей. - Посмотрите, с какими группами животных мы ещё не знакомились? -- Оцените свои достижения на уроке. -На столе у вас лежат вырезанные фигурки животных, а на доске нарисован зоопарк. Давайте мы сейчас вместе | Выполняют задание Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Работа в группах Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.
| | «заселим» наш зоопарк животными. Если ты считаешь, что у тебя всё получилось отлично, заселяй в зелёную клетку, а если возникли трудности, то в красную. | | | | |
Список используемой литературы:
Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : 1 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
Разумовская О. К., Козловский Е. Г. Наша Земля. Кроссворды, викторины, задания. – М.: РОСТ, 1999.
Языканова Е. В. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения 1 класс. 6-е изд. стереотип. – М. Экзамен, 2012.
Моя первая энциклопедия: Дикие животные. – Смоленск: Русич, 1997.
Нуждина Т. Д. Чудо всюду. Мир животных и растений: Энциклопедия для малышей / Худож. В. Г. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К., 1999.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир : пособие для учителя. Новое издание. – М. ВАКО, 2012.
16