Методическую разработку урока окружающего мира составила учитель начальных классов первой квалификационной категории МОКУ «Высоконодворская средняя школа имени трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба» Бутенко Татьяна Алексеевна.
Тема: Кто такие птицы? (1 класс) УМК «Школа России»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.
Задачи: Учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности; способствовать развитию интереса к изучению и познанию своего родного края.
Воспитывать чувство ответственности через бережное отношение к природе
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход.
Используемые технологии: игровые, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), карточки с заданием, фонограмма с пением соловья;
у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать учебную задачу урока; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя), осуществлять контрольи оценку результатов своей деятельности, фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке,
позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из видеофрагмента, из иллюстраций в учебнике понимать схему строения птицы в учебнике, передавать содержание схемы в словесной форме; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков.
Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре.
Личностные: воспитывать ответственность через бережное отношение к природе.
Ход урока:
Мотивация.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Какое замечательное название урока «Мир вокруг нас»! Как красив, удивителен мир, и как интересно его познавать. В руках у меня конверт. В нём небольшое письмо. Ребята детского сада просят помочь им разобраться: кто такие птицы?
2. Определение темы и задач урока. Постановка проблемного вопроса.
Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока «Кто такие птицы?» (слайд1)
Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (слайд 2)
- узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
3. Нахождение выхода из проблемной ситуации.
Посмотрим видеофрагмент «Кто такие птицы?» (Слайд 3)
1)1-я часть (птицы те, которые летают).
-Что умеют делать птицы?
-А кто еще умеет летать?(Бабочки, стрекозы, летучие мыши и др.)
В нашем воображении птицы всегда связаны с полётом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц? (Умение летать – не главная особенность птиц.) Значит, мы не нашли ответ.
2) 2 часть видеосюжета
- Согласны, что птицы поют?
Но «поют» и дельфины, косатки, значит, это не главная особенность птиц.
3) 3часть
-Вы согласны, что птицы вьют гнёзда?
(Да, вьют гнёзда)
Но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делает гнездо оса.)
4) 4-й куплет песни
- Птицы несут яйца?
(Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца ещё и крокодилы, черепахи, змеи.)
Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнёзда.)
А другие животные умеют это делать? (Да.)
Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)
- Чтобы правильно ответить на вопрос «кто такие птицы», нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных.
5)Знакомство с главным отличительным признаком птиц.
- Откройте учебник «Окружающий мир» стр. 36. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил? (Летягу, бабочку, курицу, летучую мышь.)
Кто из них птица?
Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело её покрыто перьями.)
Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями). Сравнить наш вывод с выводом Мудрой черепахи (стр.37)
4. …….
1)Игра «Кто больше?»
-Вспомните, каких птиц вы знаете.
-Молодцы! Сколько птиц назвали!
- А как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)
2) Знакомство со строением птицы.
- Рассмотрите рисунок (стр.36). Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
- Рассмотрите тело птицы. Форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Я буду называть части тела голубя, вы показывайте её указкой.
Ученик у доски
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
- Какой части тела у них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят)
Повторяем, работая в парах и по вариантам.
– Что интересного знаете о голубях? (В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)
5. Физминутка.
-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?
-Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера.
6. Практическая работа.
Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- А еще у пера есть бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.
- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят.Они легкие.)
- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
- Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)
- Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.)
Вывод по практической работе:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.
- Взгляните на мудрую черепаху (с.36). Как же она украсила себя? (Перьями.)
- Чьи это перья? (Павлина.)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …павлин.
Релаксация.
- А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте пение птицы (фрагмент фильма).
- Пение какой птички вы слушали?
На доску прикрепляются рисунки соловья.
- Опишите соловья. Какая голова по цвету, туловище, крылья, хвост.
Соловей получил своё название, как ни странно, не за песни, не за голос, а за невзрачный серый – «соловый» по- старинному – цвет оперения.
- Кто видел соловья?
Соловей – птица-невидимка. Он селится обычно рядом с людьми – в садах и парках. Не видим мы его потому, что среди бела дня не обращаем внимания на маленькую, чуть крупнее воробья, серо-бурую птичку. Обыкновенные соловьи строят гнёзда на земле или очень низко в кустах, пеньках, на кочках, при этом очень хорошо его маскируют.
Соловей давно и по праву считается живым символом Курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи. Они были известны далеко за пределами Курска, да и ценились они недёшево.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
-Наше путешествие по царству природы завершается.
-Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.)
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
– О чем вы задумались?
- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)
-Оцените свою работу на уроке.
8. Рекомендации для занятий дома.
Нарисовать птичку (Рабочая тетрадь С.26, №3)
На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир – прекрасен!»
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 18 веке возникла городская мода на содержание певчих птиц в неволе для «песенного услаждения» и лидерство среди певчих пернатых держал соловей и особенно курский. Их отлавливали в окрестностях города, главным образом в Коренной пустыни. Цена курских соловьёв доходила до 2000 тысяч рублей. Сочетание слов «курский соловей» стало применяться в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом – к сладкоголосым и вычурным говорунам-краснобаям
На девятой неделе после Пасхи тысячи людей со всех концов государства Российского съезжались в Коренную пустынь, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней.
Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку. Возвратясь домой, богомольцы и купцы ещё с порога спешили сообщить о диковине: «О-о-о-о! Как поют курские соловьи!» Соловьятники отлавливали лучших певцов и продавали их по круглой цене - 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!) Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету. Так появился на курщине соловьиный промысел.
После царского указа от 3 февраля 1892 года (о запрете отлавливания птиц в период весеннего гнездования) курские умельцы стали лепить глиняных соловьёв и продавать их на ярмарках. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями».
Проводятся зимние автогонки «Курский соловей», фестивали бардовской песни в Курске «Соловьиная трель», марафон «Курский соловей» , праздник дружбы и партнёрства «Курский соловей», детский исполнительский конкурс «Курский соловей».