I. Организация начала урока (эмоциональное вхождение в урок). | Фронтальная, индивидуальная. Создание ситуации успеха. | Приветствие. Презентация (слайд 2). Прозвенел уже звонок, Начинать пора урок. Приготовьте ручки и пожелаем друг другу успеха на уроке окружающего мира. Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха (указательными) Большого (средними) Во всем (безымянными) И везде. (мизинцами) Здравствуйте! (прикосновение ладонями рук) Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок). | Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок. Дети пальцами рук касаются, выполняют движения. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку. |
II. Актуализация знаний. Работа с интерактивной доской. III. Постановка учебной задачи. IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Фронтальная. Словесный. Наглядно-иллюстративный, словесный. Фронтальная, индивидуальная. Поисковый; Практический, словесный. Деятельностный метод обучения. Проектная работа. Исследовательская работа. | Наш урок я хочу начать со сказки. «Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по листве. - Кто ты? – спросил Муравьишка. А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик) - Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. - Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. И тут Муравьишка увидел в небе… - Как вы думаете, что он увидел? Подсказка-загадка. На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) (слайд 3) - Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему? Солнечный зайчик улыбнулся и ничего не сказал. А давайте мы попробуем ответить на этот вопрос: Почему радуга разноцветная? Наша цель на уроке узнать, почему радуга разноцветная? (слайд 4) - Сегодня мы поговорим о радуге. Какая она? Кто видел радугу? Какие чувства испытывали вы? Все мы любим любоваться радугой и радуемся. Появившись на небе, она привлекает наше внимание. Многие люди думают, что радуга – это волшебство, но это не так: радуга – это научное явление. Попробуем это доказать на нашем уроке. Что бы вы хотели узнать про радугу? 1. Что такое радуга? 2. Сколько цветов у радуги? 3. Как возникает радуга? Мы составили план работы на уроке. Вопросов много, а времени мало. Предлагаю разделиться на группы по рядам. Соблюдаем правила работы в группе. (слайд 5) 1 группа – теоретики. Вам нужно найти в интернете и в толковом словаре, что такое радуга. От какого слова происходит? Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Радуга коп 2 группа – конструкторы. Будут создавать радугу из пластилиновых жгутиков, ваш помощник – учебник по окружающему миру с.40-41. Там и узнаете, сколько цветов у радуги и порядок. 3 группа – исследователи. Вам необходимо изучить, причину появления радуги и объяснить, как она появляется, посмотрев видеоролик по компьютеру, электронное приложение. | Слушают сказку, отвечают на заданные вопросы. Отгадывают загадку про радугу. Продолжение сказки. Дети слушают и отвечают на вопросы. Проблемная ситуация- почему радуга разноцветная? Тема: Почему радуга разноцветная? Цель: узнать, почему радуга разноцветная? Предлагают план урока. 1. Что такое радуга? 2. Сколько цветов у радуги? 3. Как возникает радуга? 1 группа (7 учеников) работает со словарем и интернетом - Википедия. 2 группа (7 учеников) используя материал учебника, создает из пластилиновых жгутиков макет радуги. Распределяют цвета радуги. Каждый делает по жгутику. 3 группа (8 учеников) работает с компьютером. Просматривают видеоролик и делают выводы. | Умение слушать. Совместно с учителем формулируют учебную задачу. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления, чувства, ставят цель и составляют вопросный план. Совместная работа, умение слушать товарища, сотрудничать, умение выделять главное, анализировать. | Устные ответы. Индивидуальный. Фронтальный. Фронтальный. Индивидуальный. Коллективный. Групповой. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Радуга. (слайд 6) В небе дождь, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга стоит. Поскорей, поскорей выбегай из дверей, По траве босиком, прямо в небо прыжком. | Выполняют движения по тексту за учителем движениями рук и ног, глаз. | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. | Коллективный. Правильное выполнение упражнений. |
V. Решение проблемного вопроса. | | Зарядка для глаз «Нарисуй глазами радугу» Выступления групп. 1 группа. Что такое радуга? (слайд 7) Это солнечное свечение. Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть! Слово радуга происходит от слова радость. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Бывает двойная радуга. (слайд 8) 2 группа показывает свой проект радуги из пластилиновых жгутиков и рассказывает про нее. В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” По первым буквам слов и запоминаются цвета. (слайд 9) 3 группа. Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Все думают, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. (слайды 10-12) | Дети рассказывают по очереди, что они узнали про радугу. Для демонстрации продукта используется документ-камера. Делятся информацией. | Умение слушать. Умение пересказывать прочитанное. Умение запоминать последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” | Коллективный. Групповой. |
VI. Закрепление знаний и способов деятельности. 1. Эксперимент. | Групповая, индивидуальная работа. Словесный, практический. | Где можно увидеть радугу? Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… -В брызгах фонтана… -Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… (слайд 13) -Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочке бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги. (слайд 14) | Дети отвечают на вопросы, проводят под руководством учителя эксперимент. На белый лист бумаги ученик надувает мыльный пузырь, замечая на нём «радугу». | | Фронтальный, индивидуальный. |
2. «Живой опрос» работа с системой голосования. 3. Работа с учебником с.41 | Тестирование. Парная работа с цветными полосками. | (слайд 15) Тест (система голосования «Живой опрос»). Вопрос 1. У радуги всего 7 цветов? Да-нет Вопрос 2. Цвета расположены в определённом порядке? Да-нет Вопрос 3. В радуге есть черный цвет? Да-нет Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Да-нет Кто правильно ответил на 4 вопроса – молодец! 3 вопроса – хорошо, 2 вопроса – надо еще поработать. У вас на партах конвертики с цветными полосками. Разложите их по порядку цветов. (слайд 16) | Дети работают с пультами, голосуют, отвечая на вопросы теста. Высвечивается правильный ответ. Дети оцениваю свою работу. Дети работают в паре за партой. Выкладывают по порядку цвета радуги. | Отвечают на вопросы теста на закрепление материала. Умение оценивать свою работу. | Индивидуальный. Тестирование. Парный. |
VII. 1.Итог урока. 2.Рефлексивно-оценочный. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Радуга – это волшебное или научное явление? - Как возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.) - Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку. - Вспомним фразу – подсказку. - Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? (На уроках труда, изобразительного искусства.) - Добились ли мы поставленной цели на уроке? – Кто для себя сделал открытие? (слайд 17) – Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! – Кому на уроке было интересно? – Кому урок подарил хорошее настроение? Если - «да», покажите открытые ладошки, «нет»- закрытые, обратной стороной. | Отвечают. Подводят итоги, обобщают, делают выводы. Дети оцениваю свою работу с помощью показа ладошек. | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения. | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка. |