Методическая разработка учебного занятия.
Класс: 3 «А»
Учитель: Белокопытова Юлия Анатольевна
ОУ: МОУ «Павловская СОШ»
Название УМК: «Гармония»
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Размножение животных разных групп. Развитие птиц.
Место и роль урока в изученной теме: 48-й урок по плану: 1-й урок в разделе «Развитие растений и животных»
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о размножении животных разных групп.
Задачи:
- обучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способами размножениями разных групп животных и развитием птиц; расширять знания о многообразии животного мира.
- развивающие: развивать у школьников самостоятельность мышления;
учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
развивать познавательный интерес, любовь к предмету.
- воспитательные: прививать любовь к родной природе;
воспитывать бережное отношение к детёнышам животных
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- групповая.
Методы обучения:
- деятельностный;
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый.
Средства обучения:
- Окружающий мир: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. – 9-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
- Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч .2. /- О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- компьютер, проектор, презентация;
- карточки с заданиями.
Структура урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения
к себе и окружающим вас людям. Садитесь.
А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу:
Я хочу много знать! Я хочу своими знаниями делиться с друзьями. (слайд 2)
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое сделать свое маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным).
-Работать мы будем в группах.
-Вспомните правила работы в группах.
- В начале урока проверим домашнее задание.
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Как на Руси провожали зиму)
- Расскажите как провожали зиму на Руси. (рассказ одного ученика)
- А теперь давайте вспомним, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны. Рассмотрите внимательно картинки на слайдах и расскажите по ним о признаках весны. (Слайд 3-12: солнце, ручьи, капель, проталины, первоцветы, набухают почки на деревьях, грачи, 21 марта, просыпаются медведи, линька животных).
II. Актуализация знаний.
Весна играет важную роль в жизни … Догадайтесь кого?
Домашние ласкаются, а дикие кусаются.
Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их … животные (слайд13)
- Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы.
- У вас на парте есть карточка с загадкой № 1.
- Отгадайте загадку и подумайте, это представитель какой группы?
- Назовите ещё представителей этой группы животных. (слайд 14)
1) Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
- Это насекомое. Ученых, которые изучают насекомых, называют энтомологи. Поэтому ваша группа так и будет называться.
2) Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)
- Это рыба. Ученых, которые изучают рыб, называют ихтиологи. Поэтому ваша группа будет называться ихтиологи.
3) Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле… (лягушка )
- Это земноводное. Ученых, которые изучают земноводных, называют батрахологи. Поэтому ваша группа так и будет называться.
4) Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка
Крошки подбирает,
Сразу улетает… (воробей)
- Это птица. Ученых, которые изучают птиц, называют орнитологи. Поэтому ваша группа будет называться орнитологи.
5) В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет -
Другой вырастает. (Ящерица)
- Это пресмыкающееся. Ученых, которые изучают пресмыкающихся, называют герпетологи. Поэтому ваша группа так и будет называться.
6) Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
- Это млекопитающееся. Ученых, которые изучают млекопитающих, называют териологи. Поэтому ваша группа будет называться териологи.
В каждой группе на столах карточки с названием ученых
Руководителей в каждой группе я назначу сегодня сама.
- Проверим. Готовы ли наши исследователи к работе. Знаете ли вы особенности своей группы животных.
- Задание для групп: выделить основные признаки своей группы животных. (слайд 15)
Справочное бюро: перья; четыре лапы; чешуя; голая кожа; два крыла; шесть ног; роговые чешуйки; две ноги; плавники; шерсть; крылья.
Звери | Четыре лапы, шерсть |
Рыбы | Плавники, чешуя |
Птицы | Две ноги, два крыла, перья |
Насекомые | Шесть ног, крылья |
Земноводные | голая кожа |
Пресмыкающиеся | роговые чешуйки |
III. Определение темы и целей урока.
Я вижу, что вы готовы открывать новые знания.
-Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок
Итак, у людей – ребёнок,
у кошки – котёнок,
у лисы – … (лисёнок);
у утки – … (утёнок);
у бабочки – … (гусеница);
у рыбы – … (малёк);
у кузнечика – … (личинка);
у змеи – … (змейка).
-Всё ли мы знаем о животных?
Почему получились разные ответы? (не всё знаем о животных)
-Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!
-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?
Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она: «Размножение животных разных групп. Развитие птиц» (слайд16)
IV. Изучение нового материала.
- Откройте учеб. на стр. 73 прочитайте и определите способ размножения вашей группы животных.
- Результаты работы поэтапно занесем в таблицу (Слайд 17)
Группа животных | Способ размножения |
Насекомые | Откладывают яйца |
Рыбы | Мечут икру |
Земноводные | Мечут икру |
Пресмыкающиеся, или рептилии | Откладывают яйца |
Птицы | Откладывают яйца |
Звери, или млекопитающие | Рождают детёнышей |
- У зверей и птиц потомство появляется в той среде, где они обитают. Некоторые пресмыкающиеся проводят жизнь в воде, но яйца откладывают на суше, в теплый песок. Стрекозы обитают в воздухе, но яйца откладывают в водоем, где происходит их развитие.(слайд 18-20)
Подробно говорить о развитии большинства групп животных мы будем на следующих уроках. А сегодня подробнее поговорим о развитии птиц.
Орнитологи нам уже рассказали, что птицы размножаются, откладывая яйца. А что же происходит дальше?
Сейчас все ученые будут искать ответы на этот вопрос.
Каждая группа получает вопрос, ответ ищите в учеб. стр. 74-75
1. Что находится внутри яйца?
2. Что содержится в желтке?
3. Какую роль играет яичный белок?
4. Для чего в скорлупе имеются поры?
5. Что такое инкубатор?
6. Чем различаются яйца птиц?
Ответы:
1. Внутри яйца находится белок и желток, на поверхности которого расположен зародыш. (слайд 15)
2. В желтке содержатся питательные вещества, необходимые для роста и развития зародыша.
3. Белок предохраняет зародыш от ударов о стенки яйца – скорлупу.
4. Через них во время развития зародыша постепенно испаряется белок и на его место поступает свежий воздух.
5. Инкубатор – устройство, которое создает условия для развития зародыша. В нем одновременно может находиться много яиц. (слайд 16)
6 . Яйца птиц отличаются размером, формой, цветом. (слайд 17)
-Весной птицы строят гнёзда. Для чего? (В гнезде птицы откладывают яйца и насиживают их – согревают своим теплом)
- Кто появляется из яйца птиц? (птенцы)
-Кто знает, какими появляются птенцы у утки? (У утки из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда и выводком ходят за своей матерью, ныряют и самостоятельно собирают корм.)
-А у других птиц, какими появляются птенцы? Беспомощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Самка и самец ухаживают за птенцами, кормят их, так скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, а синицы – 400 раз. Кормом в основном являются насекомые. В конце весны – начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Летают они ещё плохо, питаться самостоятельно тоже пока не могу. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Я предлагаю вам закрепить полученные знания, и самостоятельно определить способы размножения данных групп животных.
Группы животных | Способы размножения |
Откладывают яйца | Откладывают икру | Рождают детёнышей |
Насекомые | + | | |
Рыбы | | + | |
Земноводные | | + | |
Пресмыкающиеся | + | | |
Птицы | + | | |
Млекопитающие | | | + |
-Самопроверка. Сверьте свои ответы, с моими ответами на доске и оцените себя.
2. РТ № 8 стр. 22
VI. Итог урока
-Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?
-Какими способами размножаются животные? (Откладывают яйца, откладывают икру, рождают детёнышей)
-Какие группы животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)
-У кого рождаются детёныши? (У зверей или млекопитающих)
-У кого способ размножения – откладывание икры? (рыбы, земноводные)
- Назовите основные этапы развития птиц (яйцо – птенец – взрослая птица)
-Выскажите свое мнение об уроке, опираясь на фразы:
1. «Я узнал (а) …».
2. «Мне бы хотелось…».
Теперь сами оцените свою работу на уроке. (Прикрепить солнышко)
Получил удовольствие | | Удивился |
Узнал что-то новое | Расстроился |
Ничего не понял | Научился |
VII. Домашнее задание:
Учеб. стр. 73-75 (пересказ), ТПО № 9 стр. 22