Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса
на тему «Охрана природы. Наурзумский заповедник»,
Форма проведения : ДЕЛОВАЯ ИГРА «АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ»
Тип урока: этап урока изучения нового и обобщение пройденного материала.
Цель: формировать умение высказывать своё предположение в устной и письменной форме.
Задачи.
Образовательные: расширить знания детей о правилах охраны природы, уметь применять эти правила на практике, расширить представления детей о правилах охраны природы посредством частично- поисковой деятельности.Уметь применять знание казахского и английского языка на практике.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; умение составлять текст-заметку, делать выводы из сказанного, применять эти правила практике, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке информаци, умение определять тему урока с помошью учителя.
формирование опыта работы с текстом; развитие речи, мышления, воображения. Уметь решать экологические проблемы.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, навыки самостоятельной работы, умения работать в группах.
Оборудование: физическая карта Казахстана. , Презентация «Красная Книга»,, листочки с заданием для каждой группы, газеты, журналы, Фигурки зверей на красной бумаге, Цветные иллюстрации заповедников. Газеты и журналы.
Надписи для столов: газета «Экологический курьер». Специалисты «Орнитологи, Экологи, и Энтомологи(насекомые), Ихтиологи(рыбы)
Видео фильмы: ПРИРОДА ДЫШИТ, НАУРЗУМ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИЛЬМА «ПРОБУЗДЕНИЕ»! Словарь ОЖЕГОВА.
Ход урока
Организационный момент
ВКЛЮЧАЕТСЯ ролик «природа дышит»
*Какие чувства у вас возникли, когда вы смотрели этот ролик?
*На уроке нас приветствует природа и дарит нам свое тепло, нежность.
2.Актуализация знаний. Постановка темы.
Задание от Баян Байкушкаровны на казахском языке.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-Составляется кроссворд по животным, где прочитывается ключевое слово КРАСНАЯ КНИГА.
ПОЧЕМУ книга называется КРАСНОЙ?
На каз яз.
-Высказывания о природе на каз-яз
ПОСЛЕ БАЯН сразу включить ролик (2мин)
«ПРОБУЖДЕНИЕ»-выступление Алии Назарбаевой.
ВОПРОС классу:
После просмотра ролика ответите на вопрос
-Какую одну главную цель ставит государство перед человечеством
-О чём мы сегодня с вами будем говорить?
ОТВЕТ:О проблемах экологии.
*УЧИТЕЛЬ(знакомство с правилами игры)
Наша деловая игра называется «Авторское мнение». В гостях у нас ЖУРНАЛИСТЫ из областной газеты «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР». Они зададут несколько вопросов специалистам для того, чтобы составить заметку о природе в газету «Зелёное яблоко».Специалисты-ОРНИТОЛОГИ-ЭКОЛОГИ-ЭНТОМОЛОГИ-ИХТИОЛОГИ.
Я предлагаю вам посмотреть ролик.
Просмотр ролика «НАУРЗУМ-проблема экологии»-(3мин)
=КАКУЮ проблему хотели показать создатели этого фильма?
=А журналисты зададут вам несколько вопросов.
Журналисты:
1-Какие можете назвать причины гибели и флоры?-
2--Что по вашему мнению ожидает природу в будущем?
3-Как вы предлагаете решить данную проблему?
ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ:
1вопрос-ответ: СЛАЙДЫ (ученики перечисляют)
-природные катастрофы
-пожары
-браконьерство
-в опытах
-попадание в группы вредителей с\х
-мусор в реке
-столькновение животных с транспортом
-гибель птиц на проводах
-сгорание птиц в газовых и нефтяных факелах
-инфекционные болезни
-строительство
(Ученики называют только несколько причин (они не подчёркнуты)-дать заранее только эти ответы. Потом СЛАЙДЫ и учитель предлагает специалистам назвать ещё причины гибели животных.)
Учитель
-Какие причины вы не назвали?
2 вопрос-ответ а)природа может погибнуть
Б)природа может жить и умножаться ДОКАЗАТЬ ОТВЕТ
ПЛАКАТ
3 вопрос-ответ -Красная книга
заповедники,
заказники,
национальные парки,
природные памятники
(-научное и историческое значение).
1.КАК вы понимаете что такое ЗАПОВЕДНИК? (ответ специалистов)
2.Более точное определение прочитайте в словаре С.И.Ожигова
-( Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.)
Что ещё могут добавить специалисты о заповедниках. Заказниках, национальных парках? Назовите Формы охраны животных
Ответ: Раздать ученикам определения)
В заповедниках охраняется все от травинок, насекомых, до больш зверей.
В заказниках охраняется какой-то один вид животного или растения.
В Национальных парках охраняется все, там можно гулять, только запрещается жечь костры, ставить палатки, и т.д.
- природные памятники-это природные зоны, которые имеют научное и историческое значение.
Что вы можете добавить о заповедниках из газеты «Экологический курьер»?
СПЕЦИАЛИСТЫ:
- 11 января –День заповедников.
(Это Всемирный день . Впервые «День заповедников и национальных парков» начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы)
УЧИТЕЛЬ:
Давайте посчитаем, сколько лет как был издан закон об этом дне? (16лет)
ВЫВОД УЧИТЕЛЬ_-Формы охраны животных разные, но цель одна- надежно защитить их.
Во всех этих местах люди подкармливают животных зимой.
Журналисты:
?
СПЕЦИАЛИСТЫ:
.
Журналисты:
ИГРОВАЯ ПАУЗА ( Янина Алексеевна)
В газетах можно прочесть не только проблемные статьи, рекомендации, но и есть разный занимательный материал.
ЗАГАДКИ
3.Новый материал.
Сегодня я хочу вас познакомить с заповедником, который находится в нашей Костанайской области Наурзумский заповедник
=РОЛИК № 2 НАУРЗУМ-природа
Журналисты:
-Какие есть секреты у животных, птиц, деревьев?
-Есть ли у них память? И что они могут помнить?
СПЕЦИАЛИСТЫ:
-Название Заповедника
-Журавль по приданию.
-Конечно. Память есть у любого живого существа. Даже деревья помнят, кто им помогает.
Журналисты:
ПРОСМОТР ролика «Вальс лебедей».
В это время
СПЕЦИАЛИСТЫ пишут обращение к людям на ФИГУРКАХ животных,
(ПРОЧИТАТЬ 2 ОБРАЩЕНИЯ, а остальное подарить ГОСТЯМ)
ЖУРНАЛИСТЫ
составляют ЗАМЕТКУ в газету.
(Напечатать им на листочках несколько фраз. Предложений для заметки. План.)прочитать
_ ИТОГ: На уроке ЛИТЕРАТУРЫ мы обработает заметку и отправим в областную газете « Зелёное яблоко»
Дополнительная литература -обращение
- Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Это значит, что они должны научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоты, по- хозяйски использовать землю, полезные ископаемые, воду, леса.
Школьники должны украшать в зеленый наряд города и села. Заботиться о наших меньших братьях.
Животные и не только они нуждаются в охране. Что для этого делается?
Формы охраны животных разные, но цель одна- надежно защитить их. В заповедниках охраняется все от травинок, насекомых, до больших зверей. В заказниках охраняется что- то одно. В Национальных парках охраняется все, но можно гулять, только запрещается жечь костры, ставить палатки, и т.д. Во всех этих местах люди подкармливают животных зимой.
Это Всемирный день . Впервые «День заповедников и национальных парков» начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.-читают из газеты.
Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
( Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.)
Заметка в газетуот журналистов
ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ.
Человек находится внутри природы и принадлежит ей. Сегодня в некоторых частях планеты катастрофически ухудшаются условия жизни под влиянием загрязнений атмосферы, водоемов и почвы. Постоянно отмечается также увеличение числа различных вредных раздражителей влияющих и на человека, и на окружающий мир.
Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что современному человеку, всем нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, богатые сады и цветущие луга. Нам нужны свежие озера, звонкие родники, рощи, пересвист птиц, сияние звёзд в бездымном небе и яркие радуги. В нашей стране заповедные места известны очень много лет. В современном мире охрана природы - понятие сложное.
Помните, что от рождения в человечке заложена огромная любвь к природе...
Так давайте же развивать эту любовь в себе, давайте заботиться и любить родительницу всего живого, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!
Беги, жучок,
Сверчи, сверчок,
И бабочка — лети...
Я обижать не буду вас,
Счастливого пути!