СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающий мир по теме: «Лекарственные растения Дона»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: - познакомить с некоторыми из лекарственных растений донского края;

- выявить знания детей о природе;

- развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления;

- воспитывать бережное отношение к растениям, к природе, любовь к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающий мир по теме: «Лекарственные растения Дона»»

Тема урока

Цель: - дать представление о целебных свойствах растений Дона.

Задачи: - познакомить с некоторыми из лекарственных растений донского края;

- выявить знания детей о природе;

- развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления;

- воспитывать бережное отношение к растениям, к природе, любовь к родному краю.

Познавательные УУД: 

  1. Знакомить с лекарственными растениями нашего края.

  2. Знакомить с особенностями их использования в лечебных целях.

Регулятивные УУД:

  1. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

  2. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать.

  2. Формировать умение договариваться, находить общее решение.

  3. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

  4. Развивать речь учащихся.

Личностные УУД:

  1. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по полю ромашек. Наши ромашки необычные , они приготовили для вас задания.

Первая ромашка поможет узнать как вы усвоили тему предыдущего урока.

Дыщит, растет

А ходить не может

Что это? (растение)

Напомните тему нашего прошлого урока. (Растения Ростовской области)

- Верно. Тема нашего предыдущего урока была «Растения Ростовской области»

- на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники и травы)

- Молодцы, ребята. Вы правы.

- какие растения называют деревьями? (деревья растения, у которых один толстый ствол)

- какие растения называют кустарниками? ( кустарники это растения у которых много тонких стволов)

- Правильно. Какие растения называют травами? (Травы это растения, у которых зеленые сочные стебли)

- совершенно верно, ребята. Правильно ли я поняла, что растения это живые организмы? (Да, растения это живые организмы, они дышат, растут, питаются)

- Кто помнит, где могут использоваться растения? ( Растения используют в пищу, для изготовления лекарств, тканей)

- Молодцы. Вы сказали, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. На кие еще группы можно разделить каждую группу растений?( Растения бывают плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные)

- Очень хорошо, молодцы. Приведите примеры растений , которые встречаются в Ростовской области. ( слива, груша, огурец, помидор, лён, хлопок, малина, клубника)

- Ребята, что было бы, если бы растений не было? ( Растения очень нужны человеку. Без растений не было бы жизни на земле)

- Ромашка помогла мне узнать, что вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

Наша прогулка по ромашковому полю продолжается, и сегодня мы продолжим говорить о растениях Дона.

- Ребята, а что вы мне можете рассказать о ромашке? (ромашка это травянистое растение, ромашка полевой цветок)

- Ваши ответы верны, но это ещё не все. Существует легенда о ромашке

В далекие времена лесная фея полюбила молодого пастуха. В знак своей любви и преданности, открыла она ему тайны врачевания травами. А пастух оказался предприимчивым парнем и стал пользоваться своим даром ради обогащения, стал лечить людей за большие деньги, а фею свою позабыл. Ждала она ждала, а он так и не пришел, стала фея плакать и каждая ее слезинка превращалась в ромашку. Так и превратилась фея в поле ромашек. С каждой слезинкой таящей феи, терял пастух свою волшебную силу врачевания. Вспомнил он о своей фее, пришел к ней, но увидел лишь поле ромашек. С тех пор ромашки дарят людям свои целебные силы в память о чистой  и бескорыстной любви доброй феи к пастуху.

- Кто догадался, каким свойством обладает ромашка? (лечебным свойством)

- Как вы думаете , о каких растениях мы будем говорить? ( о лечебных растениях)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях дона.

Как вы думаете, какие растения называют лекарственными? (Растения, которые используют для приготовления лекарств)

- Верно.

Богата и красива Донская земля, много удивительных растений растет на ней. Они не только привлекают своим красивым видом, но еще являются лекарственными, помогают человеку бороться с болезнями. В далекие времена лечебные растения собирали специальные люди. Чтобы узнать, как называли таких людей предлагаю разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.

1.) Вкусен чай и ароматен,
С листочками душистой …. (Мяты) 

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на  лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два облысела голова,(Одуванчик )

5. Белые горошки на зелёной ножке (Ландыш)

6.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)

  1. Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня. ( Крапива)







М

Я

Т

А










Р

О

М

А

Ш

К

А


В

А

С

И

Л

Ё

К



О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К


Л

А

Н

Д

Ы

Ш


П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К



К

Р

А

П

И

В

А



- Как называли людей, собирателей лечебных трав? (Травники)

- Травникам давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Наш Донской край богат лекарственными растениями. Их применяют для лечения людей, животных и самих растений. 

Природа сделала человеку очень ценный подарок в виде целебной силы лекарственных растений.

Сбором лекарственных трав должны заниматься только специально обученные люди, которые знают когда нужно собрать, то или иное растение и какую часть растения необходимо собрать.

В качестве сырья используются листья, побеги, кора деревьев и кустарников, надземная часть травянистых растений (или трава), цветки, плоды, корни и корневища. Среди многообразной растительности лугов и лесов встречаются и ядовитые растения. Иногда сборщики оказываются в тупике. Многие знают, что есть очень ядовитые растения, и опасаются, чтобы нечаянно не собрать их.

При сборе лекарственных трав необходимо помнить правила:

-Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.

- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.

- Нельзя пробовать растения на вкус.

- Нельзя рвать много растений.

- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.

- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

- Ребята, какие лекарственные растения Ростовской области вам известны? (мята, ромашка, подорожник, одуванчик, крапива)

Людям необходимо знать все о лекарственных травах, умело их использовать для укрепления своего здоровья, но не забывать любить, беречь и охранять природу, так как природа – кладовая лекарственных растений.

Вернемся к нашему полю ромашек, которое поможет мне узнать как вы поняли тему урока.

-как называли людей, которые собирали лечебные травы? (травники)

- что нужно знать, чтоб самому заготавливать растения? ( какие растения необходимо собирать)

- какие части растений используют в качестве сырья? ( кора, листья, побеги, корни, цветки)

- какие правила необходимо помнить при сборе растений? ( не собирать возле проезжей части, не пробовать на вкус, не рвать много…)

Рефлексия.

- Чему был посвящен наш урок? (Растениям Ростовской области)

Закончите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • У меня хорошо получилось…

  • Мне было трудно…

  • Мне было интересно…

Домашнее задание: подготовить сообщение о лекарственном растении Ростовской области.

Спасибо за урок!