Тема урока
Цель: - дать представление о целебных свойствах растений Дона.
Задачи: - познакомить с некоторыми из лекарственных растений донского края;
- выявить знания детей о природе;
- развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления;
- воспитывать бережное отношение к растениям, к природе, любовь к родному краю.
Познавательные УУД:
Знакомить с лекарственными растениями нашего края.
Знакомить с особенностями их использования в лечебных целях.
Регулятивные УУД:
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные УУД:
Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Формировать умение договариваться, находить общее решение.
Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Развивать речь учащихся.
Личностные УУД:
Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по полю ромашек. Наши ромашки необычные , они приготовили для вас задания.
Первая ромашка поможет узнать как вы усвоили тему предыдущего урока.
Дыщит, растет
А ходить не может
Что это? (растение)
Напомните тему нашего прошлого урока. (Растения Ростовской области)
- Верно. Тема нашего предыдущего урока была «Растения Ростовской области»
- на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники и травы)
- Молодцы, ребята. Вы правы.
- какие растения называют деревьями? (деревья растения, у которых один толстый ствол)
- какие растения называют кустарниками? ( кустарники это растения у которых много тонких стволов)
- Правильно. Какие растения называют травами? (Травы это растения, у которых зеленые сочные стебли)
- совершенно верно, ребята. Правильно ли я поняла, что растения это живые организмы? (Да, растения это живые организмы, они дышат, растут, питаются)
- Кто помнит, где могут использоваться растения? ( Растения используют в пищу, для изготовления лекарств, тканей)
- Молодцы. Вы сказали, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. На кие еще группы можно разделить каждую группу растений?( Растения бывают плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные)
- Очень хорошо, молодцы. Приведите примеры растений , которые встречаются в Ростовской области. ( слива, груша, огурец, помидор, лён, хлопок, малина, клубника)
- Ребята, что было бы, если бы растений не было? ( Растения очень нужны человеку. Без растений не было бы жизни на земле)
- Ромашка помогла мне узнать, что вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
Наша прогулка по ромашковому полю продолжается, и сегодня мы продолжим говорить о растениях Дона.
- Ребята, а что вы мне можете рассказать о ромашке? (ромашка это травянистое растение, ромашка полевой цветок)
- Ваши ответы верны, но это ещё не все. Существует легенда о ромашке
В далекие времена лесная фея полюбила молодого пастуха. В знак своей любви и преданности, открыла она ему тайны врачевания травами. А пастух оказался предприимчивым парнем и стал пользоваться своим даром ради обогащения, стал лечить людей за большие деньги, а фею свою позабыл. Ждала она ждала, а он так и не пришел, стала фея плакать и каждая ее слезинка превращалась в ромашку. Так и превратилась фея в поле ромашек. С каждой слезинкой таящей феи, терял пастух свою волшебную силу врачевания. Вспомнил он о своей фее, пришел к ней, но увидел лишь поле ромашек. С тех пор ромашки дарят людям свои целебные силы в память о чистой и бескорыстной любви доброй феи к пастуху.
- Кто догадался, каким свойством обладает ромашка? (лечебным свойством)
- Как вы думаете , о каких растениях мы будем говорить? ( о лечебных растениях)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях дона.
Как вы думаете, какие растения называют лекарственными? (Растения, которые используют для приготовления лекарств)
- Верно.
Богата и красива Донская земля, много удивительных растений растет на ней. Они не только привлекают своим красивым видом, но еще являются лекарственными, помогают человеку бороться с болезнями. В далекие времена лечебные растения собирали специальные люди. Чтобы узнать, как называли таких людей предлагаю разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.
1.) Вкусен чай и ароматен,
С листочками душистой …. (Мяты)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денёчка через два облысела голова,(Одуванчик )
5. Белые горошки на зелёной ножке (Ландыш)
6.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня. ( Крапива)
| | | | | | М | Я | Т | А | |
| | | | | | | | Р | О | М | А | Ш | К | А |
| В | А | С | И | Л | Ё | К | |
| О | Д | У | В | А | Н | Ч | И | К |
| Л | А | Н | Д | Ы | Ш | |
П | О | Д | О | Р | О | Ж | Н | И | К | |
| К | Р | А | П | И | В | А |
- Как называли людей, собирателей лечебных трав? (Травники)
- Травникам давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.
Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
Наш Донской край богат лекарственными растениями. Их применяют для лечения людей, животных и самих растений.
Природа сделала человеку очень ценный подарок в виде целебной силы лекарственных растений.
Сбором лекарственных трав должны заниматься только специально обученные люди, которые знают когда нужно собрать, то или иное растение и какую часть растения необходимо собрать.
В качестве сырья используются листья, побеги, кора деревьев и кустарников, надземная часть травянистых растений (или трава), цветки, плоды, корни и корневища. Среди многообразной растительности лугов и лесов встречаются и ядовитые растения. Иногда сборщики оказываются в тупике. Многие знают, что есть очень ядовитые растения, и опасаются, чтобы нечаянно не собрать их.
При сборе лекарственных трав необходимо помнить правила:
-Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
- Ребята, какие лекарственные растения Ростовской области вам известны? (мята, ромашка, подорожник, одуванчик, крапива)
Людям необходимо знать все о лекарственных травах, умело их использовать для укрепления своего здоровья, но не забывать любить, беречь и охранять природу, так как природа – кладовая лекарственных растений.
Вернемся к нашему полю ромашек, которое поможет мне узнать как вы поняли тему урока.
-как называли людей, которые собирали лечебные травы? (травники)
- что нужно знать, чтоб самому заготавливать растения? ( какие растения необходимо собирать)
- какие части растений используют в качестве сырья? ( кора, листья, побеги, корни, цветки)
- какие правила необходимо помнить при сборе растений? ( не собирать возле проезжей части, не пробовать на вкус, не рвать много…)
Рефлексия.
- Чему был посвящен наш урок? (Растениям Ростовской области)
Закончите предложение:
Домашнее задание: подготовить сообщение о лекарственном растении Ростовской области.
Спасибо за урок!