СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Органолептическая оценка качества хлеба"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме  «Хранение и транспортировка хлеба», урок «Органолептическая оценка качества хлеба».

Дисциплина "Продажа и упаковка хлебобулочной продукции", профессия "Пекарь" в рамках основной профессиональной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Органолептическая оценка качества хлеба"»

1


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



по теме № 1: «Хранение и транспортировка хлеба»

урок № 1: «Органолептическая оценка качества хлеба»

Дисциплина: Продажа и упаковка хлебобулочной продукции

Профессия: Пекарь


Разработал: Заведующий филиалом

ФКП образовательного

учреждения № 233

Ю. В. Воротникова















Керчь

2018

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование раздела

стр.

1.

Основная часть

2

1.1.

Тематическое обоснование

2

1.2.

Планируемые образовательные результаты

2

1.3.

План – хронокарта занятия

3

1.4.

Ход урока

4


Список использованных источников

6


Приложение 1 Конспект урока

7


Приложение 2 Проверочное задание

10


Приложение 3 Слайды презентации







































1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


1.1. Тематическое обоснование

Урок № 1 «Органолептическая оценка качества хлеба».

Тема № 1 «Хранение и транспортировка хлеба».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: урок смешанный.

Цель урока образовательная:

- обучающаяизучение способов оценки качества готовой хлебобулочной продукции по органолептическим показателям.

- развивающаяразвитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов.

- воспитательнаявоспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ при производстве хлебобулочной продукции.

Средства обучения: вербальные (рассказ, беседа), печатные (конспект занятия, учебник), визуальные (слайды презентации).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, эвристический.

Формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения занятия: учебный кабинет

Основные понятия и термины: органолептические показатели, оценка качества


1.2. Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: определять качество хлебобулочной продукции по органолептическим показателям, ориентироваться в нормативной документации

Получат возможность научиться: проводить отбраковку хлебобулочных изделий, отбирать пробы для лабораторного анализа.


Умеют: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами








1.3. План – хронокарта занятия


Этапы
занятия


Содержание занятия

Время

I

Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

2 минуты

II

Изучение нового материала

30 минут

III

Обобщение и систематизация изученного материала

10 минут

IV

Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

2 минуты

V

Сообщение домашнего задания

1 минуты
















1.4. Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный этап

проверка присутствующих, подготовка рабочего места

подготовка рабочих мест


Этап усвоения новых знаний

1. Подготовка к активному восприятию информации. Актуализация опорных знаний: показ и вопросы по содержанию слайдов презентации №№1-13:

1. Что обуславливает пищевую ценность хлеба? (сл.№3)

2. Какое сырье используется при производстве хлебобулочной продукции? (сл.№4)

3. Назовите этапы технологического процесса выпечки хлеба. (сл.№5)

4. Перечислите способы приготовления теста для хлеба. (сл.№6)

5. Как классифицируют хлеб по виду муки? (сл.№7)

6. Как классифицирую хлеб по способу выпечки? (сл.№9)

2. Сообщение новых знаний в соответствии с содержанием конспекта урока, комментированным показом слайдов презентации №№14-15.

Внимательно слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, вспоминают изученный ранее материал, дают ответы на поставленные вопросы.















Внимательное вдумчивое слушание, осознание, запоминание, тезисное конспектирование материала, просмотр слайдов презентации

На данном этапе обучения активизируется мыслительная деятельность, включаются в работу процессы памяти. Используется метод устного контроля в обучении.















На данном этапе используется иллюстративный метод обучения, основанный на визуальном и аудиальном восприятии информации

Этап обобщения и систематизации изученного материала

Объясняет обучающимся порядок выполнения задания: заполнить таблицу (сл. № 16). После выполнения задания показывает слайд № 17 с эталоном выполнения задания и критериями оценивания. Организует взаимоконтроль и взаимооценивание обучающимися выполненных заданий.

Внимательно слушают порядок выполнения проверочного задания. В тетрадях чертят таблицу, вносят недостающие данные.

После выполнения задания обмениваются тетрадями с соседом по парте, проводят взаимоконтроль и взаимооценку, согласно критерий оценивания задания на слайде презентации.

На данном этапе используется метод контроля и самоконтроля в обучении, воспитывается чувство ответственности и справедливости, развиваются коммуникативные навыки общения.

Этап подведения итогов занятия

Организация обсуждения «Нужны ли полученные на сегодняшнем уроке знания в моей повседневной жизни и в профессиональной деятельности?»; выставление комментированных оценок

Участие в обсуждении, высказывание своего мнения о полезности занятия

На данном этапе используется методика рефлексии «Что нового я узнал? Нужны ли мне в профессиональной деятельности и в быту полученные знания?»

Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

учебник Т.Б.Цыганова Технология и организация производства хлебобулочных изделий. Глава 13, читать, ответить на вопросы №№ 2,3,5,6,7,8,9 на странице 439-440. (сл.№18)

Запись дом. Задания, уточняющие вопросы преподавателю






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Т.Б.Цыганова Технология и организация производства хлебобулочных изделий, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2014 г.

  2. 2. С.В.Ермилова Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2017 г.

  3. 3. Л.В.Мармузова Технология хлебопекарного производства. Сырье и материалы, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2015 г.

Приложение 1

Конспект урока


Основной задачей хлебопекарных предприятий является выпуск хлебобулочных изделий высокого качества. В соответствии с СанПин 2.3.2.1078-01 качество пищевых продуктов – это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Для качества хлеба – традиционного и ежедневного продукта питания важным являются и потребительские свойства. Качество хлеба зависит от качества сырья, в первую очередь, от хлебопекарных свойств муки, способов и режимов технологического процесса приготовления хлеба и применения специальных пищевых добавок различного принципа действия, способствующих улучшению качества хлеба.

Постоянный и правильно организованный технологический контроль производства дает возможность следить за качеством сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, не допускать отклонений от физико – химических норм и позволяет обеспечить выпуск продукции наилучшего качества, соответствующей требованиям государственных стандартов, технических условия, санитарных правил и норм, гигиеническим требованиям и иным нормативным документам.

Все предприятия, выпускающие хлебобулочные изделия, обязаны иметь комплекты нормативных документов на каждый вид вырабатываемой продукции: ГОСТ, рецептуру и технологическую инструкцию, утвержденные в установленном порядке.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» за несоответствие продукции обязательным требованиям, записанным в нормативной документации, к предприятию могут быть применены соответствующие санкции в виде предписаний или штрафов.

Таблица 1. Государственные стандарты на основные виды хлебобулочных изделий

ГОСТ

Изделие

26987-86

Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия

5311-50

Хлеб карельский. Технические условия

9831-61

Хлеб сдобный в упаковке. Технические условия

26982-86

Хлеб любительский. Технические условия

26986-86

Хлеб деликатесный. Технические условия

26983-86

Хлеб дарницкий. Технические условия

27842-88

Хлеб из пшеничной муки. Технические условия

26984-86

Хлеб столичный. Технические условия

26985-86

Хлеб российский. Технические условия

2077-84

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. Общие технические условия

12582-67

Хлеб ржаной простой и ржано-пшеничный простой для длительного хранения, консервированный спиртом. Технические условия

12583-67

Хлеб ржаной простой для длительного хранения, консервированный с применением тепловой ступенчатой стерилизации. Технические условия

13657-68

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный краткосрочного хранения, консервированный спиртом. Технические условия

28807-90

Хлеб из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия

28808-90

Хлеб из пшеничной муки. Общие технические условия

28620-90

Изделия хлебобулочные сдобные. Общие технические условия

28809-90

Изделия булочные. Общие технические условия

12584-67

Батоны нарезные для длительного хранения, консервированные спиртом. Технические условия

28403-89

Сухари панировочные. Общие технические условия

686-83

Сухари армейские. Технические условия

8494-73

Сухари сдобные пшеничные. Общие технические условия

9903-61

Лепешки ржаные. Технические условия

9906-61

Хлебец ленинградский. Технические условия

9846-88

Хлебцы хрустящие. Технические условия

14121-69

Батончики к чаю. Технические условия

9712-61

Булочки повышенной калорийности. Технические условия

28881-90

Палочки хлебные. Общие технические условия

7128-91

Изделия хлебобулочные бараночные. Технические условия

9511-80

Изделия хлебобулочные слоеные. Технические условия

9713-61

Изделия хлебобулочные любительские. Технические условия

11270-88

Изделия хлебобулочные. Соломка. Общие технические условия

24298-80

Изделия хлебобулочные мелкоштучные. Общие технические условия

27844-88

Изделия булочные. Технические условия

25832-89

Изделия хлебобулочные диетические. Технические условия


Государственные стандарты на основные виды хлебобулочных изделий (группа Н32) приведены в сборнике «Государственные стандарты. Хлебобулочные изделия. Технические условия» (М.: ИПК «Из-во стандартов», 1996).

Качество хлебобулочных изделий оценивают в соответствии с требованиями нормативной документации по органолептическим и физико-химическим показателям. Показатели безопасности продукции отражаются в сертификатах соответствия.

Контроль качества начинают с отбора образцов, который осуществляют согласно ГОСТ 5667-65 «Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей и массы изделий». Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета, которые контролируют на 2-3 лотках от каждой вагонетки, контейнера или стеллажа – 10 % с каждой полки), а также наличия посторонних включений, хруста от минеральной примеси, признаков болезни от представительной выборки отбирают 5 единиц продукции.

К органолептическим показателям относят: внешний вид изделий по форме, состоянию поверхности, цвету, состоянию мякиша по пропеченности, промессу, пористости, вкусу и запаху.

Вкус, запах, наличие или отсутствие хруста определяют дегустацией; цвет мякиша, пористость, промесс – путем осмотра среза хлеба.

Форма хлеба должна соответствовать их названию и характеристике, указанной в нормативной документации. У хлеба формового она должна быть правильной, соответствующей хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. У хлеба подового форма должна быть округлой, овальной или продолговато – овальной, не расплывчатой, без притисков, за исключением отдельных видов изделий.

Поверхность изделий не должна иметь крупных трещин и подрывов, на поверхности изделий могут быть надрезы, наколы, продольный или круговой рельеф, различные виды отделки и т.д. в соответствии с технологическими инструкциями приготовления изделий. Для отдельных видов хлебобулочных изделий допускается мучнистость, наличие шва от делителя – укладчика, заваренных комочков смазки для саратовского калача, мелкой сетки трещин для русского каравая, незначительная морщинистость для дорожного хлеба в упаковке.

Мякиш изделий должен быть без комочков и следов непромеса, пропеченный, не влажный на ощупь, после легкого надавливания мякиш должен принимать первоначальную форму. У заварного хлеба из ржаной или смеси ржаной и пшеничной муки мякиш может быть с небольшой липкостью. Пористость – развитая, без пустот и уплотнений, для заварного хлеба мякиш может быть немного уплотненным.

Вкус и запах должны соответствовать данному виду изделия, без постороннего привкуса и запаха.

Строго нормируется масса изделия. Среднюю массу изделия определяют как среднеарифметическую величину одновременного взвешивания 10 изделий. Если невозможно разместить 10 изделий на платформе весов, а также при общей массе изделий, превышающей наибольший предел взвешивания весов, допускается взвешивать изделия поштучной или по нескольку штук на одних и тех же весах с суммированием результатов отдельных взвешиваний.

Дополнительно можно оценивать цвет мякиша.

Результаты анализа изделий заносят в журнал результатов анализа хлебобулочных изделий.


Приложение 2


Проверочное задание

Заполнить характеристику или по приведенной характеристике показатель органолептической оценки качества хлебобулочной продукции:

Таблица 2. Органолептическая оценка качества хлебобулочной продукции

показатель

характеристика

внешний вид

1) форма поверхности -

2) форма корки –

3) цвет корки –

состояние мякиша:

- цвет



- Равномерность ……….


- эластичность


………



Равномерная, неровномерная


……….

…………..

1) Крошащийся

2) не крошащийся

комкуемость при разжевывании

…………..

…………..

хруст

……………

……………

…………..

1)Нормальный, свойственный изделию,

2)отмечается наличие посторонних привкусов

Пористость:

- по крупности

- по равномерности

- по толщине стенок пор

- липкость


…………..

…………..

…………..

……………

запах

…………….


Таблица 3. Эталоны ответов:

показатель

характеристика

внешний вид

1)форма поверхности - правильна, неправильная

2) форма корки – гладкая, неровная (бугристая или со вздутиями, с подрывами, рваная)

3)цвет корки – бледная, светло-желтая, светло-коричневая, коричневая, темно-коричневая

состояние мякиша:

- цвет




- Равномерность окраски


- эластичность


Белый, серый, темный, темноватый (для муки высшего и первого сорта), светлый, темный, темноватый (для муки второго сорта и обойной)


Равномерная, неровномерная


Хорошая, средняя, плохая, отмечается плотность мякиша при надавливании

крошковатость

1) Крошащийся

2) не крошащийся

комкуемость при разжевывании

1) наличие

2)отсутствие комкуемости

хруст

1) наличие

2) отсутствие

вкус

1)Нормальный, свойственный изделию,

2)отмечается наличие посторонних привкусов

Пористость:

- по крупности

- по равномерности

- по толщине стенок пор

- липкость


Мелкая, средняя, крупная

Равномерная, неравномерная

Тонкостенная, толстостенная

Отмечается в случае обнаружения

запах

1) Свойственный изделию

2) отмечается наличие посторонних запахов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!