2021 г.
Класс: 4 | |
Тема урока: Этикет | Тип урока: урок обобщения знаний | Форма урока: урок-игра |
Цель урока: Продолжить формирование у обучающихся знаний правил столового этикета. |
Задачи/Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
▪ Содействовать обобщению и расширению знаний по владению правилами этикета; ▪ Учить осуществлять поиск и обработку информации. ▪ Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм. | ▪ Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; ▪ Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | ▪ Учиться элементарным приемам взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; ▪ Осознавать необходимость самосовершенствования; ▪ Приобретать опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях. |
Технологии, методы, приемы обучения: ИКТ, практические, игровые, словесные, работа с текстом, кроссенс. |
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. |
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, английский язык. |
Средства обучения: Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2010. Листочки: один листочек с надписью: «Капитан I команды», один листочек с надписью: «Капитан II команды», 14 листочков с надписями: «Участник команды». Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, PocketBook – карманная книжечка, столовый сервиз, деревянные палочки, тексты стихотворений – вредных советов Григория Остера; англо-русские словари; ножницы. |
Понятия и термины: этикет, столовый этикет, правила поведения, pocket book, сервировка. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательный эффект | Форма контроля |
Этап I. Организационно-мотивационный этап 5 мин. |
1 | Создает эмоциональный настрой на урок: Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Предлагает совместно определить форму работы на уроке: Ребята, я вам предлагаю определить, в какой форме мы проведем сегодня урок: ▪ урок-конференция; ▪ урок-зачет; ▪ урок-игра. Проводит голосование: Поднимите, пожалуйста, руки, кто за какой урок голосует. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Учащиеся определяют форму урока путем общего голосования. | Положительный настрой на работу; проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя. | Абсолютное большинство поднятых рук определяет форму урока: урок-игра. |
2 | Организует форму работы на уроке: 1) Выбор капитанов. Случайный выбор – учащиеся вытягивают предложенные учителем листочки, на двух листочках есть надписи: «Капитан I команды», «Капитан II команды»; на остальных листочках есть надписи: «Участник команды». 2) Выбор команд. Капитаны самостоятельно набирают себе по очереди участников команды из присутствующих учащихся. 3) Выбор ведущего. Совместное определение учащимися ведущего игры, единогласное решение по выбору в качестве ведущего игры учителя. 4) Выбор жюри. Выдвигаются мнения учащихся, кого назначить в жюри: кого-то из учеников или учителя. Учитель предлагает подумать, кого можно позвать в жюри, чтобы у каждого участника урока была только одна определенная роль. Ученики предлагают попросить поработать в качестве жюри гостей на уроке – учителей, которые присутствуют на этом открытом уроке. Право официально пригласить в жюри гостей-учителей делегировано капитанам команд. Гости открытого урока – учителя принимают приглашения, им выдаются бланки для выставления баллов (Приложение 1). | Развитие навыков сотрудничества. | |
Этап II. Этап актуализации знаний. 8 мин. (проверка домашней работы по усвоению теоретического материала учебника) |
3 | Предлагает игру «Разгадай кроссворд». – Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Разгадай кроссворд». Учитель читает задания. (Приложение 3) Организует проверку правильности решения кроссворда. - Ребята, посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Cлайд 2) | Всем ученикам выданы бланки с кроссвордом, каждый решает кроссворд индивидуально. (Приложение 2) Осуществляют самопроверку. Сверяют правильные ответы со своими. | Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Осуществление самоконтроля; самоанализ правильности выполнения задания. | Бланки учащихся с решением заданий кроссворда. |
Этап III. Этап целеполагания 5 мин. |
4 | Учитель предлагает решить задание в форме кроссенс (Слайды 3-4). (Приложение 4). Чтение стихотворения: Что такое этикет? Кто-то знает, кто-то – нет! Это правила такие Поведения, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил этикет – И дурных привычек нет! - Существуют разные виды этикета. Какие вы знаете? Учитель способствует проектированию урока учащимися. - Ребята, я предлагаю поиграть в игру по теме «Этикет». Вы согласны? - А как вы думаете, какие у нас могут быть задания в игре? | Учащиеся решают задание, выдвигают своё мнение, находят верный ответ: - Этикет. Учащиеся дают определения понятия «этикет». Ответы учеников: Этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях, деловой этикет. - Согласны! Предположения учащихся. | Оформление своих мыслей в устной форме. Развитие коммуникативной компетенции. Построение проекта работы на уроке. | Беседа. |
Этап III. Применение знаний и способов действий. 20 мин. (Обобщение и закрепление знаний по теме урока проводится в форме игровых заданий по командам) |
5 | Задание № 1. Составление правил столового этикета. - Ребята, вам даются «Вредные советы» Григория Остера. (Приложение 5) Ознакомьтесь с ними и составьте свои правила столового этикета. | Учащиеся читают в группах выданные «Вредные советы» Г. Остера, формулируют самостоятельно правила столового этикета. Зачитывают записанные правила. Листы с ответами отдают жюри. | Работа с текстом: анализ прочитанного материала определение собствен-ной точки зрения. Развитие умения рабо-тать коллективно, навы-ков взаимного уваже-ния, сотрудничества. | Листы с сформулиро-ванными правилами столового этикета. |
| Ознакомление с новым материалом (дополнительные сведения). | | |
6 | - Ребята, как вы думаете, правила столового этикета в разных странах мира одинаковые или отличаются друг от друга? - Давайте познакомимся с особенностями столового этикета еще в одной стране. Смотрите внимательно! Вы сможете заработать баллы, если правильно ответите на вопрос, который будет задан после просмотра видеофильма. | Ответы учащихся. Приводят примеры особенностей столового этикета в Англии (актуализируют знания, полученные на уроках по изучению английского языка). | Актуализация знаний, полученных на уроках по другим предметам (осуществление межпредметных связей). | Беседа. |
Демонстрация видеофайла. (Слайд 5) Видеоматериал заранее подготовлен двумя учениками в виде театрализованного выступления в костюмах; во время демонстрации видео ученики-актёры его комментируют. (Приложение 6) | Способность уважительно относиться к выступающим, их творческой деятельности. | Эмоциональная атмосфера в классе во время просмотра видеофильма. |
Задание № 2. - Ребята, посовещайтесь и напишите, пожалуйста, как называется страна, про которую нам рассказали? | Команды записывают ответы и отдают их жюри. Верный ответ: Япония. | | |
| Физминутка | | |
7 | Задание № 3. Игра с палочками. Учитель предлагает всем попробовать воспользоваться «японскими» палочками, озвучивает задание: Взять палочками конфетку и отнести ее в конфетницу своей команды. Выигрывает команда, которая принесет больше конфеток, не уронив их. Жюри подсчитывает конфетки, определяет количество баллов. | Активная смена вида деятельности; применение подвижной игры как элемента здоровьсберегающих технологий. |
8 | Задание № 4. Игра «Сервировка». - На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами сервировки стола. Сейчас мы проверим, кто сможет без ошибок справиться с сервировкой. (Далее учитель объясняет следующее задание – выполнение домашней работы. Во время подготовки учениками материала к домашней работе учитель фотографирует сервировки команд, размещает фото в слайды демонстрации (в режиме Frozen) для дальнейшего анализа правильности выполнения практического задания командами. | У каждой команды на столе находится столовый сервиз, участникам нужно расставить все предметы в соответствии с правилами сервировки столовых приборов. | Практическое применение изученного теоретического материала (связь с жизнью). | Сервировка стола. |
| Задание № 5. Заполнение PocketBook. Учитель на доске пишет на английском языке «Pocket Book», просит перевести эти слова на русский язык, вместе с учениками определяют название следующего задания. В случае возникновения трудностей с переводом выдаются англо-русские словари. Команда, которая быстрее переведет название, получает дополнительный балл. Book – книга. Pocket – карман. Pocket Book – карманная книжечка, небольшая по размеру. | Работа со словарем, осуществление межпредметных связей. | Беседа. |
9 | Каждому ученику выдается лист А4. (Приложение 7) - Ребята, посмотрите внимательно, лист разделен пунктирными линиями и обозначениями на несколько граф. Вам нужно сложить из этого листа книжечку. Чтобы это сделать, прочитайте инструкцию «Как сложить PocketBook». (Приложение 8) - Учитель хвалит детей за выполненное задание, в случае необходимости помогает воспользоваться инструкцией, чтобы сложить книжечку. | Ученики изучают инструкцию, складывают карманные книжечки. | Работа с информацией в виде инструкции. | Правильно сложенная книжечка. |
10 | Анализ выполнения задания № 4 «Сервировка». После окончания работы с книжечками учитель демонстрирует фото сервировки каждой команды для сравнения с правильной расстановкой приборов. (Слайды 6, 7, 8) | Участники команд сравнивают свои сервировки с образцом, анализируют ошибки. Жюри оценивает правильность выполнения задания, выставляет баллы. | Развитие аналитических способностей, сравнение выполненной работы с образцом; осуществление самоконтроля, взаимного контроля. | Сервировки стола. |
Этап IV. Оценочно-рефлексивный этап. 7 мин. |
11 | Объявление домашней работы. Учитель объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карманные книжечки, которые мы с вами недавно сложили. Что вы там заметили? - Это будет ваша домашняя работа: выполнить задания в книжечке. | Ученики замечают, что в книжечке нужно выполнить разные задания: дописать, найти лишнее, самостоятельно подобрать нужный материал и т.д. | Анализ задания для самостоятельной работы. | PocketBook. |
12 | - Ребята, выберите, пожалуйста, фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня: ▪ Шевелить мозгами. ▪ Краем уха. ▪ Хлопать ушами. | Поднимают руки, отвечают. | Открытое осмысление и оценивание своей деятельности на уроке. | Беседа, само-регуляция. |
13 | Подведение итогов игры. Слово жюри. Определение команды-победителя. Краткий анализ выполнения заданий. | Благодарность учителям-гостям за участие в игре и выполнение работы жюри. | | |
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (Этика).
2. Уважительное общение с другими людьми (Тактичность).
3. В какой стране впервые появились карточки, в которых были записаны правила поведения за столом по время приема у короля (Франция).
4. Искусство правильной расстановки посуды и столовых приборов, а также особенное декорирование стола (Сервировка).
5. Основы поведения воспитанного человека в обществе (Манеры).
6. Забота о людях, внимание к их нуждам и запросам (Чуткость).
На востоке есть экзотическая страна, которую называют «Страной восходящего Солнца». Это страна, сохранившая национальные традиции, передающиеся их поколения в поколение.
Эта страна – родина древнего боевого искусства «карате», воины-самураи использовали эту технику рукопашного боя для самообороны и нападения. В настоящее время карате распространено по всему миру.
Жительницы этой страны носят необычный костюм – кимоно, подвязанный широким поясом оби. У женщин с давних пор существует традиционный необычный способ макияжа и укладки прически.
В этой стране правила столового этикета, имеющие многовековую историю, неукоснительно соблюдаются жителями на протяжении всей жизни. Свою трапезу люди начинают словами «Итадакимас» – в России вместо этого говорят: «Приятного аппетита». Основной столовый прибор – палочки. Любимая еда жителей этой страны – рис, из напитков очень распространен зеленый чай.