СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Остывание и усушка хлеба"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме  «Хранение и транспортировка хлеба», урок : «Остывание и усушка хлеба»

Дисциплина: Продажа и упаковка хлебобулочной продукции

Профессия: Пекарь

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Остывание и усушка хлеба"»

1


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



по теме № 1: «Хранение и транспортировка хлеба»

урок № 3: «Остывание и усушка хлеба»

Дисциплина: Продажа и упаковка хлебобулочной продукции

Профессия: Пекарь


Разработал: Заведующий филиалом

ФКП образовательного

учреждения № 233

Ю. В. Воротникова















Керчь

2018

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование раздела

стр.

1.

Основная часть

2

1.1.

Тематическое обоснование

2

1.2.

Планируемые образовательные результаты

2

1.3.

План – хронокарта занятия

3

1.4.

Ход урока

4


Список использованных источников

6


Приложение 1 Конспект урока

7







































1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


1.1. Тематическое обоснование

Урок № 3 «Остывание и усушка хлеба».

Тема № 1 «Хранение и транспортировка хлеба».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: урок смешанный.

Цель урока образовательная:

- обучающаяизучить изменения физико-химических показателей хлеба при остывании, факторы, влияющие на усушку хлеба, способы снижения усушки хлебобулочных изделий.

- развивающаяспособствовать развитию профессионального мышления.

- воспитательнаявоспитание творческого отношения к выбранной профессии, воспитание аккуратности и внимательности при выполнении профессиональных задач.

Средства обучения: вербальные (рассказ, беседа), печатные (конспект занятия, учебник).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, системно-деятельностные.

Формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения занятия: учебный кабинет

Основные понятия и термины: остывочное отделение, остывание, усушка.


1.2. Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: создавать условия для сохранения качества хлеба

Получат возможность научиться: влиять на различные параметры для уменьшения усушки хлебобулочных изделий

Умеют: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами










1.3. План – хронокарта занятия


Этапы
занятия


Содержание занятия

Время

I

Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

2 минуты

II

Изучение нового материала

30 минут

III

Обобщение и систематизация изученного материала

10 минут

IV

Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

2 минуты

V

Сообщение домашнего задания

1 минуты
















1.4. Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный этап

проверка присутствующих, подготовка рабочего места

подготовка рабочих мест


Этап усвоения новых знаний

1. Подготовка к активному восприятию информации. Актуализация опорных знаний проводится в форме игры слова. Преподаватель предлагает обучающимся по очереди по цепочке назвать показатели хлеба и хлебобулочных изделий, например:

Мякиш, корка, консистенция, изделие и т.д.


2. Сообщение новых знаний в соответствии с содержанием конспекта урока. В процессе изложения материала, преподаватель задает вопросы по связанным темам из курса спецтехнологии, основ микробиологии, санитарии и гигиены в форме беседы. Стимулирует обучающихся к формированию выводов по изучаемой теме.

Внимательно слушают преподавателя, по цепочке называют показатели, характеризующие хлебобулочные изделия.







Внимательное вдумчивое слушание, осознание, запоминание, тезисное конспектирование материала, ответы на вопросы преподавателя.

Формируют выводы по изучаемой теме.

На данном этапе обучения активизируется мыслительная деятельность, включаются в работу процессы памяти. Используется метод устного контроля в обучении, элементы системно-деятельностного подхода.





На данном этапе используется объяснительный, частично-поисковый, эвристический методы обучения, элементы системно-деятельностного подхода.

Этап обобщения и систематизации изученного материала

Проводит фронтальный опрос по основным понятиям темы:

1. Что такое усушка?

2.Какие параметры влияют на усушку хлебобулочных изделий?

3. Как изменяется температура хлеба при остывании?

4. Как можно уменьшить усушку хлебобулочных изделий?

Внимательно слушают вопросы, задаваемые преподавателем, отвечают на вопросы.

На данном этапе используется метод фронтального опроса.

Этап подведения итогов занятия

Предлагает двум-трем обучающимся сформулировать общий вывод урока. Выставляет комментированные оценки за урок.

Формулируют вывод урока. Уточняют критерии оценивания.

На данном этапе формируется способность анализа полученной информации.

Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

учебник Т.Б.Мармузова Технология хлебопекарного производства. Сырье и материалы. Глава 10, параграф 10.2 читать.

Учебник Т.Б.Цыганова «Технология и организация производства хлебобулочных изделий», глава 7, параграф 7.3, читать.

Запись дом. Задания, уточняющие вопросы преподавателю






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Т.Б.Цыганова Технология и организация производства хлебобулочных изделий, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2014 г.

  2. 2. С.В.Ермилова Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2017 г.

  3. 3. Л.В.Мармузова Технология хлебопекарного производства. Сырье и материалы, учебник, Москва, издательский центр Академия, 2015 г.

Приложение 1

Конспект урока

План.

1. Изменение физико-химических показателей хлеба при остывании.

2. Усушка. Факторы, влияющие на усушку хлеба.

3. Способы снижения усушки хлебобулочных изделий.



1. Изменение физико-химических показателей хлеба при остывании. Хлебобулочные изделия, вынутые из печи остывают и теряют в массе, т.е. происходит их усушка. При остывании хлеба изменяются его температура, кислотность, влажность и масса.

Остывание и усушка протекают одновременно.

Усушка – это уменьшение массы выпеченных изделий в процессе хранения, т.е. разница между массой горячего и остывшего хлеба

Температура корок хлеба в момент выхода из печи составляет 160-180 градус, а в центре мякиша – 96-97 градусов. Попадая в хлебохранилище, в котором температура 18-20 градусов, хлеб начинает быстро остывать, начиная с поверхностных слоев, постепенно перемещаясь к центру мякиша. Горячий хлеб остывает до температуры помещения за 2-6 часов в зависимости от его массы, формы и условий хранения. Чем ниже температура в остывочном отделении, тем меньше масса и толщина хлеба, и чем больше расстояние между хранящимися изделиями, тем быстрее остывает хлеб.

Кислотность хлеба при остывании несколько уменьшается, вследствие испарения летучих кислот мякиш становится более упругим, влажность его уменьшается, а влажность корки увеличивается в пределах 14-16% (после выпечки влажность корки практически равна нулю).

Часть влаги с поверхности корки испаряется в окружающую среду, в результате чего масса хлеба уменьшается – происходит усушка.


2. Усушка. Факторы, влияющие на усушку хлеба. Усушка выражается в процентах, которые показывают, на какую часть уменьшилась при хранении масса горячего хлеба:

Мус.= 100*(Мг.х.-Мо.х.)/Мг.х.

Усушка начинается сразу после выхода хлеба из печи. Она вызывается тем, что при хранении влага из мякиша перемещается к корке, а затем испаряется в окружающую среду. Усушка за максимальный срок хранения изделий на предприятии составляет 3-4% от массы горячего хлеба.

Величина усушки зависит от нескольких параметров:

1. Температура в остывочном отделении: чем ниже температура воздуха, в котором находится хлеб, тем скорее он остынет до температуры окружающей среды.

2. Влажность в остывочном отделении: чем более влажный воздух, тем медленнее должна идти усушка.

3. Движение воздуха в остывочном отделении: движение воздуха со скоростью 0,3-0,5м/с приводит к ускорению охлаждения хлеба, и, следовательно, к уменьшению процента усушки. Поэтому, в остывочных отделениях рекомендуется устанавливать специальные устройства (охладители, кулеры) для охлаждения горячего хлеба, при этом усушка снижается на 0,5-0,9%.

4. Влажность хлеба: чем выше влажность, тем выше усушка. Например, увеличение влажности мякиша хлеба из ржаной обойной муки на 2% вызывает увеличение усушки хлеба: при хранении в течении 4 часов – на 0,26-0,42%, а в течении 7 часов – на 0,42-0,5%.

5. Упек хлеба: чем больше упек, тем меньше усушка. Более высокий упек у подового хлеба, чем у формового, вследствие этого усушка формового больше, чем у подового.

6. Объем хлеба: чем больше объем, тем выше усушка.

7. Масса хлеба: чем больше масса хлеба, тем меньше его усушка.

Таким образом, хлебобулочные изделия, имеющие высокую влажность, тонкие корки и значительную величину удельной поверхности, усыхают при прочих равных условиях более интенсивно. Чем ниже влажность и выше температура воздуха в остывочном отделении, тем интенсивнее происходит усушка.


3. Способы снижения усушки хлебобулочных изделий. Для снижения усушки следует быстро охладить изделия, а затем хранить их в условиях, замедляющих усыхание. Для быстрого охлаждения хлеба снижают температуру в остывочном отделении, усиливают вентиляцию воздуха и укладывают хлеб менее плотно. Усушка снижается при хранении хлеба в закрытых камерах при повышенной влажности воздуха или в закрытых контейнерах. На некоторых хлебозаводах вагонетки и контейнеры с выпеченными изделиями закрывают специальными чехлами. Эти меры способствуют не только снижению усушки, но и замедляют черствение изделий. Упаковка изделий также снижает усушку.