СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока Отечественной истории 9 класс  «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью учащихся. Данная модель обеспечивает все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации обучающихся, играет важную роль в формировании общих и личностных компетенций и соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Отечественной истории 9 класс  «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»»

Методическая разработка урока истории «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью учащихся. Данная модель обеспечивает все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации обучающихся, играет важную роль в формировании общих и личностных компетенций и соответствует требованиям ФГОС.

Ученики получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться, отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Данная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 Методическая цель: внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

Тип занятия: Урок изучения нового материала

Вид занятия: урок-диалог.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

-         работа с историческими источниками;

-         беседа с элементами дискуссии.

Цели занятия.

Образовательные:

  • усвоение обучающимися сущности понятия «холодная война», причин возникновения холодной войны, ее влияния на международные отношения и последствий для развития мировой политики; приобретение новых знаний,

  • применение умений самостоятельно применять полученные ранее знания, умения и навыки и осуществлять их перенос в новые условия,

  • cовершенствовать умения работать с учебной литературой (учебником), дополнительным материалом

  • создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений,

  • формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать вывод и актуализировать свои знания, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.



Развивающая:

- развитие мыслительных навыков обучающихся;

-развитие умений работать с историческими источниками;

- развитие умений формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения;

-развитие навыков работы в коллективе.

 

Воспитательная:

воспитание неприятия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности.  

 Формируемые компетенции и ценностные ориентации

1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

3. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

1. Личностно-значимые и коммуникативные:

-         позитивный настрой, ориентация на успех;

-         умение взять на себя ответственность за принятое решение.

2. Учебно-познавательные компетенции:

-         умения и навыки решения ситуационных задач;

-         умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения;

-         умение проводить анализ полученных результатов; формулировать выводы.

3. Коммуникативно-речевые компетенции:

-         умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;

-         умения и навыки монологической и диалогической речи;

-         умения и навыки использования в речи исторических терминов.

 Обеспечение занятия:

 - Политическая карта мира

-мультимедийный проектор; ПК,

- презентация «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»;

-раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

1. орг. Момент

2. Изучение нового материала

4. Заключение

 

1. Темополагание.  Целеполагание. (5 мин.)

 Создание мотивации: обучающиеся по материалам периодической печати и интернет ресурсов (газеты «Российская газета», «Аргументы и факты») представляют  современные международные отношения и задают вопросы: Почему сегодня так много вопросов, по которым Россия и США не могут прийти к единому мнению? Кто виноват в противостоянии великих держав? Куда, к чему приведет противостояние России и США?

Учитель: Действительно, современная международная обстановка заставляет нас задумываться о том, что происходит, почему так складываются отношения между государствами, что будет дальше.

Изучение этой темы для нас особенно актуально.  Сегодня мы тоже будем говорить о международных отношениях, об отношениях двух держав. Начать нам нужно с истоков, поэтому давайте вернемся в середину 40-х гг. 20 века. Тема нашего урока: «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».  Откройте тетради, запишите тему урока.

Сколько вопросов сейчас прозвучало, и на эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы на уроке. Определите цели нашего урока.

Предполагаемые ответы:

Цели нашего урока:

- рассмотреть послевоенное устройство мира; выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

Учитель:

Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно будем говорить об уроках «холодной войны».

Обратите внимание на перечень высказываний знаменитых людей мира (Приложение №1). Я предлагаю вам внимательно прочитать их и выбрать эпиграф к нашему уроку в соответствии с целью, обосновывая свой выбор.

Обучающиеся предлагают варианты эпиграфа, аргументируя свой выбор. В качестве эпиграфа выбирают слова Е. Евтушенко:

«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила», т.к. в них характеризуется послевоенное состояние мира.



2. Изучение нового материала (30 мин.)

Учитель:

Итак, мы выбрали эпиграф, определили цели нашего урока и начинаем работать по следующему плану:

1.     «Холодная война»: понятие, причины, признаки.                        

2.      «Биполярный мир».

3.     Последствия «холодной войны». Локальные конфликты.

Посмотрите на фото (Приложение №2). Кто здесь изображен?

Предполагаемые ответы:

Главы правительств СССР, США и Великобритании – И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль.

Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?

Предполагаемые ответы:

Основной урок, который был вынесен в результате войны, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

Учитель:

2 сентября 1945 г. закончилась вторая мировая война, самая тяжелая и кровопролитная. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: разгромлены государства, ставшие на путь грубого нарушения норм международного права и откровенной агрессии. Это означало поражение политики грубой силы, попыток построения «нового порядка» на принципах воинствующего национализма и расизма.

Главный урок, который вынесло   человечество, — сохранить мир — нашел свое отражение в создании  ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.
Объективное развитие ситуации вело к «холодной войне».

«Холодная война» - это не просто термин, не просто метафора, это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня выяснить, как создавался образ этой эпохи. Для этого вам нужно будет изучить  исторические источники.

Сегодня у нас присутствуют представители США, СССР и сторонние наблюдатели, которым предстоит   выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

На парте у каждого есть задание, с которым вы будете работать в микрогруппе. Время работы – 5 мин.

Учитель просит встать представителей США и СССР, задает им вопросы по документам, обучающиеся отвечают на вопросы.

 - Документ «Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)» (Приложение 3)

Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

- Документ «Реакция руководства СССР на выступление Черчилля» (Приложение 4, на 2-х  листах)

Какова была реакция советского руководства на  выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля.

- Исторические факты (Приложение5)

 Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

- Документы (Приложение 6, на 2-х листах)

 Сформулируйте кратко главную  цель США в отношении СССР  после второй мировой войны? Можно ли расценить борьбу  США с ненавистным, несправедливым советским  режимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия? Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.

- Документ  «Доктрина Трумэна. План Маршалла» (Приложение 7)

Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть  «плана Маршалла»?

Предполагаемые ответы:

- Документ «План Маршалла».  (Приложение 8, на 2-х листах)

Как советское руководство отнеслось к «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла?  Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

Учитель

Я хочу спросить у представителей СССР и США, стоящих друг против друга, каковы были ваши ощущения? Что испытывали? Как сторонние наблюдатели оценивают происходившее?

Чувство борьбы, противостояния, конфликт, с другой стороны – желание сблизиться, пойти навстречу друг другу.

А теперь давайте сделаем выводы по обсуждаемым вопросам.

Что такое «холодная война»?   В чем состояли причины «холодной войны»?  Кто, на ваш взгляд, был ее виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»?

Предполагаемые ответы:

 «Холодная война» — состояние военно-политической конфронтации между Советским Союзом и США, а также между их  союзниками после Второй мировой войны.

Причины «холодной войны»: с появлением у США ядерного оружия возрастающую роль в международных отношениях стала играть военная мощь. Политики и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах оказались заинтересованы в создании образа врага. В условиях, когда судьба освобожденных от фашизма стран оставалась неопределенной, между СССР и США развернулось противоборство за право определять пути их дальнейшего развития.

Главной причиной «холодной войны» стали глобальные, геополитические, непримиримые противоречия между мировыми общественно-политическими системами – капитализмом и социализмом, отягощенные идеологией и субъективными качествами лидеров великих держав.

Лидеры и Советского Союза, и  Соединенных Штатов проявляли неконструктивность, нежелание идти на компромиссы, считаться с интересами друг друга.

Учитель:

В «холодную войну» оказались вовлечены не только сверхдержавы, формируется биполярный мир. Вашим микрогруппам необходимо было определить последствия «холодной войны». (Приложение 9, на 3-х  листах,)

Что такое «биполярный мир»? Как он сложился?  Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?                   

  Предполагаемые ответы:

Биполярный мир – мир, разделенный на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад. Соперничество СССР и США привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов.

Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (работа с картой). СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран. Со своей стороны страны Запада 4 апреля 1949г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО) (работа с картой). Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы (работа с картой). Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса (работа с картой).

Западные державы не желали мириться с установившимся на востоке Германии советским влиянием. Берлинский кризис сделал разделение Германии неизбежным. 

Создание двух военно-блоковых систем привело к значительному обострению международной обстановки и сказалось на политическом развитии многих стран.                                                                              

Учитель:

В противостояние были вовлечены и страны Азии.

Документ «Корейская война» (Приложение 10, на 3-х  листах)

 Что такое локальные конфликты? Почему они были опасны для международной безопасности? Почему началась Корейская война?  Каковы были итоги Корейской войны? Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итогов  Корейской войны?

  Предполагаемые ответы:

Учитель:

Подведем итоги нашего диалога.(5 мин.)

Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них?

 Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953г. г.

Какие из этих уроков актуальны в современном мире?

Чем опасна «холодная война»?

Предполагаемые ответы:

Обе страны претендовали на лидирующую роль в мире. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. Локальные конфликты стали неизменной приметой послевоенных лет. Во многих регионах мира «холодная война» послужила детонатором кровавых «горячих конфликтов».

Учитель:

Представьте, что вы присутствуете на встрече руководителей государств, с какими словами, пожеланиям, вопросами вы бы обратились к руководителям России и США.

Обучающиеся высказывают свои пожелания.

Предполагаемые ответы: Откажитесь от противостояния. Откажитесь от санкций. Берегите мир.

Давайте пожмем друг другу руки и направим наши усилия на использование атома в мирных целях.

Учитель:

Да, действительно, только сотрудничество, взаимодействие, желание пойти на компромиссы сблизят государства и помогут решить существующие проблемы. Все должны объединиться, чтобы не допустить «холодной войны» и перерастания ее в «горячую».

 Учитель:

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам продолжить фразу: «После нашего урока я могу……»

Предполагаемые ответы:

- проводить поиск необходимой информации в исторических источниках; 

-формулировать понятия, выделять существенные признаки;

-анализировать исторические события;

-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов;

-определять свое отношение и объяснять  оценку наиболее значительных личностей и событий  в истории;

-объяснять смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;

- работать в группе;

- уважительно относиться к оппоненту.

 

Домашнее задание: Написать эссе, темой которого послужит высказывание Т. Карлейля  «Любая война есть непонимание».

Выставление и комментирование оценок.

Спасибо, урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!