СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по биологии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по биологии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каранайаульская средняя общеобразовательная школа»



Урок на тему:

ГЛОБАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА





Подготовила:

Учитель биологии

Абдулазизова Э.Х.




2015

Цели и задачи:

  1. Рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, экологии, обществознания и истории.

  2. Определить ответственность каждого человека за принятые решения в отношении глобальных проблем человечества.

  3. Воспитывать толерантность.

  4. Воспитывать способность формулировать собственные нравственные суждения

Форма урока: урок – конференция

Материалы к уроку: анкеты, доклады, сообщения учащихся.

































«Что посеет человек, то и пожнет».

Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательством над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву (слайд №1).

К.Т.Паустовский

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, экологии, географии, обществознания и истории мы рассмотрим глобальные проблемы человечества и попытаемся найти пути решения этих проблем, а также определить ответственность каждого человека за принятые решения в отношении этих проблем (слайд № 2, 3).

Ученица: (слайд №4)

Этот город. Как высок он!

Сколько крыш! И сколько окон!

Смотрит голубь сверху вниз,

Он уселся на карниз,

А на самом первом плане

Нарисован человек.

Выше всех высотных зданий

Получился человек.

Он стоит такой красавец,

В рыжей шубе меховой,

Голубых небес касаясь

Непокрытой головой

Почему он выше крыши?

Он высокой башни выше

Возвышается над ней!

Он зачем такого роста?

Все понятно очень просто

Человек то всех главней!

Учитель: (слайд № 5-11)

Кто – то когда – то сказал:

  1. Работай как будто тебе не надо денег

  2. Люби, как – будто тебе никто никогда не причинял боль.

  3. Танцуй как - будто никто не смотрит.

  4. Пой как – будто никто не слышит.

  5. Удивляйся как – будто вчера родился.

  6. Живи как – будто на земле рай.

Так вот, чтобы все это осуществить, нам необходимо сохранить нашу планету от всех тех проблем, которые нависли над ней «черными тучами».

Какие проблемы называются глобальными?

Ученик: Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных условий, совместных действий всех государств и народов (слайд №12).

Учитель: давайте назовем основные проблемы человечества (слайд № 13).

Ученики:

  1. Загрязнения окружающей среды

  2. Бесконтрольная демографическая ситуация

  3. Терроризм и торговля оружием

  4. Эпидемии неизлечимых заболеваний

  5. Недостаток воды и ресурсов

  6. Уничтожение животных и растений (слайды № 14-15).

Ученица: Загрязнение – это поступление в окружающую среду каких – либо веществ или энергии в больших количествах и в течение длительного времени, и они начинают наносить ущерб окружающей среде. Все чаще мы слышим слова «озоновые дыры», «кислотные дожди», «парниковый эффект».

Учитель: Парниковый эффект. Что это такое, чем он вызван и чем для нас опасен.

Ученица: Парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы ( СО2 углекислый газ, СН4, О3) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности. Причиной парникового эффекта является свойства атмосферных газов поглощать и испускать тепловое и инфракрасное излучение и в природе это явление присутствовало всегда. Тревогу вызывает то, что в последние столетия явление парникового эффекта усиливается, а причиной усиления парникового эффекта является все увеличивающиеся выбросы в атмосферу газов, возникающих в результате жизнедеятельности человека. Автомобильные выхлопы , трубы заводов, ТЭС, а также сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается и последствием его может стать опасное для человечества глобальное потепление климата Земли (слайды № 16-18).

Учитель: В последнее время нас пугают кислотными дождями. Как они образуются, и какой вред приносят человеку и природе?

Ученик: Когда идет дождь, капли воды захватывают из воздуха вредные примеси, попавшие в него из труб какого– либо завода. В результате в некоторых районах Земли выпадают так называемые кислотные дожди. Ни растениям, ни животным это не нравится. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но теперь уже во многих районах планеты дожди превратились в серьезную опасность.

Кислотные дожди – это осадки, кислотность которых выше нормы. Химический состав кислотных дождей – это содержание серной и азотной кислот. При сжигании топлива в воздух попадает диоксид серы, а также диоксид азота.

В водных экосистемах кислотные дожди вызывают гибель рыб и других водных обитателей. Подкисление воды рек и озер серьезно влияют и на сухопутных животных. Вместе с гибелью озер, становится очевидной и деградация лесов. Кислоты нарушают защитный восковый покров листьев, делая растения более уязвимыми для насекомых. Во время засухи через поврежденные листья испаряется больше влаги. Если разрушается лесная экосистема, то начинается эрозия почвы, засорение водоемов, наводнения и ухудшение запасов Н2О становится катастрофическим. Когда деградирует почвенная фауна снижаются урожаи, ухудшается качество сельско – хозяйственная продукция, а это влечет за собой ухудшение здоровья населения. Под действием кислот из горных пород и минералов высвобождается алюминий, ртуть и свинец, которые затем попадают в поверхностные и грунтовые воды. Алюминий способен вызвать болезнь Альцгеймера (преждевременное старение). Тяжелые металлы, находящиеся в природных водах отрицательно влияют на почки, печень, ЦНС, вызывая различные онкологические заболевания. Кислотные дожди разъедают металлы, краски, синтетические соединения, разрушают архитектурные памятники (слайды № 19-22).

Учитель: А теперь давайте поговорим о проблеме озонового слоя, какова роль озонового слоя для жизни на Земле и что способствует разрушению этого слоя?

Озоновый слой - это часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в которой под воздействием УФ излучения Солнца образуется озон О3 из кислорода О2. Относительно высокая концентрация озона поглощает опасные УФ лучи и защищает все живущие на суше от губительного излучения. Более того, если бы ни озоновый слой, то жизнь не смогла бы вообще выбраться из океанов и не возникли бы высокоразвитые организмы, в том числе и человек.

До самого последнего периода истории Земли живые системы планеты эволюционировали почти в полной гармонии с атмосферой, литосферой, гидросферой, не испытывая влияния человеческой деятельности. Но по мере развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на среду стало заметнее. Повсеместная индустриализация, особенно развернувшаяся за последние два столетия, привела к потенциально опасным уровням загрязнения среды. Из трех стихий, окружающих человека – тверди, воды и воздуха – последняя является самой уязвимой. И не случайно именно в атмосфере появился первый реальный сигнал бедствия. Этот сигнал – озоновая дыра, как вестник возможного глобального уменьшения защитного слоя озона в результате антропогенных воздействий. Причины образования «озоновой дыры» связана с увеличением в стратосфере Земли количества хлора и других галогенов благодаря выбросу в атмосферу фреонов, различных распылителей (лаки для волос). Все это приводит к истощению озонового слоя, что может оказать значительное влияние на экологию Мирового океана. В результате воздействия УФ лучей у водных организмов нарушается адаптивное поведение, подавляется фотосинтез, процессы размножения и развития, а также возникает изменения глобального климата (слайды 23-24).

Учитель: Загрязнение гидросферы – одна из самых важных проблем Земли. Как вы думаете, ребята, какие вещества загрязняют Мировой океан?

Ученик: Катастрофа в Мексиканском заливе выброс нефти (слайды № 25-26).

Учитель: Кто страдает в первую очередь при разливе нефти?(слайды № 27-28)

Ученица: Конечно птицы – пытаясь снять нефтяную пленку с перьев клювом, пернатые заносят ядовитые вещества в организм, тем самым отравляя его и, естественно погибают. Рыбы – у них нет доступа кислорода, так как в воде кислорода на 40 % меньше, чем в атмосфере. Естественно при наличии нефтяной пленки доступ кислорода закрыт (слайды № 29-32) .

Учитель: Следующая проблема - радиоактивное заражение – это одно из самых опасных загрязнений окружающей среды. Что может быть источником радиоактивного загрязнения?(слайды № 33-34)

Ученица: Источником радиоактивного загрязнения служат взрывы атомного оружия, производство ядерного топлива, эксплуатация атомных судов, аварии на АЭС (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Фукусиме в 2011г).

Учитель: К чему может привести доза радиации для человека и животных?

Ученик: Облучение ведет к лейкемии, развитию онкологических заболеваний и генетических мутаций.

Учитель: Почему многими странами был наложен запрет на ввоз продукции из Японии после аварии на Фукусиме?

Ученик: Потому что продукты РЗ накапливаются в почве, заражают воду, животных и растения.

Учитель: Человек – часть природы, и уничтожая растения и животных, он уничтожает мир вокруг себя. Ребята подготовили рефераты и доклады на тему: «Охрана животных и растений». Думаю, все вы знаете, что такое Красная книга. Что вы знаете о черных страницах Красной книги, какие растения и животные в них занесения?(слайды № 35-37)

Ученица: Красная книга – в 1948 году был создан международный Союз охраны природы и природных ресурсов. Его комиссия по редким и исчезающим видам издала Международную Красную книгу (содержит 20 тыс.видов).

В книге выделяют 5 категорий:

  1. Виды, исчезнувшие, не обнаруженные в течение ряда лет.

  2. Находящиеся под угрозой исчезновения, которым грозит опасность вымирания.

  3. Редкие виды, не находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения, но встречающиеся в небольшом количестве, могут исчезнуть.

  4. Сокращающиеся виды, численность и ареал которых уменьшается в течение определенного времени.

  5. Не определенные виды, недостаточно изученные.

В 19 веке с лица Земли исчезли около 70 видов животных и птиц. В 1627 году подстрелили последнего тура (дикий бык). В 1879 году не стало тарпана (дикая лошадь). С 1741-1768гг истребили всего за 27 лет морскую корову. Последний странствующий голубь был убит в 1914году.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайд - фильм на песню М.Джексон «ЗЕМЛЯ» (слайд – фильм и музыка №1).

Учитель: Недостаток питьевой воды – это еще одна проблема человечества (слайд № 38). Скажите, как в нашем городе обстоит ситуация с пресной водой (особенно летом)? Как вы думаете, откуда мы, избербашцы, получаем питьевую воду? (слайды № 39).

Ученик: В городе Избербаш остро чувствуется нехватка питьевой воды, особенно в летний период. Источником питьевой воды в городе являются воды реки Сулак через канал Октябрьской революции.

Учитель: А теперь поговорим о демографии. Что же такое демография?

Ученица: Демография – это наука, изучающая население и закономерности ее развития.

Учитель: Чем отличается демографическая ситуация в слабо развитых странах от ситуации в развитых странах мира?

Ученица: В слабо развитых странах наблюдается неконтролируемая рождаемость, а в развитых, наоборот – демографический кризис (слайды № 40-41).

Учитель: Я предлагаю просмотреть вам фильм, над которым задумаемся как мы с вами – взрослые, так как у нас у всех есть дети, так и юноши, и девушки, сидящие в этой аудитории (слайд-фильм «дневник новорожденного ребенка»).

Учитель: к глобальным проблемам человечества относятся и проблемы эпидемий, которые появились в конце 20-го века (слайд № 42-44).

Ученица: Новые страшные заболевания одолевают человечество. Это СПИД, атипичная пневмония, гепатит В, птичий и свиной грипп. Очень остро стоит проблема онкологических заболеваний.

Ученик: Дербент – на 2 месте по России по числу ВИЧ - инфицированных. Пусть передачи инфекции – инъекционный. На данный момент зарегистрировано более 400 больных. Избербаш – зарегистрировано более 100 ВИЧ-инфицированных (слайды № 45-47).

Учитель: Одна из самых страшных проблем 20-21-го веков является проблема терроризма. Что такое терроризм?

Ученик: Терроризм – устранение смертными казнями, убийствами, всеми ужасами неистовства (по толковому словарю Даля).

Ученица: Есть еще одно определение «Терроризм – преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели. В 1999 году в августе с территории Чечни на Республику Дагестан было совершено вооруженное нападение чеченских и международных террористов, которые хотели провозгласить у нас в Дагестане «Исламскую Республику» и мы все знаем, что из этого у них вышло.

Учитель: Но нам известны и другие примеры действий террористов. Назовите их?

Ученики: Взрывы домов в Москве, в Буйнакске, взрывы в метро, пуск под откос пассажирских поездов, взрывы башень-близнецов в городе Нью-Йорке, захват заложников в больнице в Буденновске, в школе Беслана.

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть слайд – фильм «Беслан».

Учитель: Наш урок подходит к концу. Я хотела бы, чтобы вы сделали выводы, опираясь на анкеты, которые лежали у вас на столах с начала урока и которые вы заполнили.

Какие, на ваш взгляд, проблемы являются самыми насущными и первостепенными, и почему?

АНКЕТА

  1. Я узнал(а), что

  2. Меня удивило

  3. Мне кажется…

Учитель: Какой вывод вы бы сделали в конце урока?

Ученица: Если человечество не будет сообща решать проблемы, то подведет себя к черте, за которой только гибель цивилизации.

Ученик: Наше здоровье, здоровье наших детей, образ жизни - зависит от воздуха, которым мы дышим, продуктов питания, которые мы употребляем, дома, в которых живем, одежда, которую носим… Все это экология, в которой важнейшую роль играет ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Наше будущее, будущее наших детей зависит от решения глобальных проблем всем мировым сообществам. Это и есть экология выбора.

Ученица:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные…

Сотрешь ли, человек?





























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!