СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ФГОС для 1 класса "Прямоугольник. Квадрат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока математики по ФГОС для 1 класса по теме: "Прямоугольник. Квадрат" 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ФГОС для 1 класса "Прямоугольник. Квадрат"»


Методическая разработка урока по ФГОС


Математика

УМК: «Школа России». 1 класс.

Тема урока : «Прямоугольник. Квадрат»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о том, какой четырехугольник называют прямоугольником, а какой квадратом;

Образовательные задачи:

-систематизировать и обобщить знания учащихся о таких геометрических фигурах, как прямоугольник и квадрат;

-научить соотносить прямоугольники и квадраты;

-актуализировать необходимость отличать эти геометрические фигуры.

Развивающие задачи урока: развивать мыслительные процессы, внешнюю и внутреннюю речь, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи урока: формирование уважительного отношения друг к другу, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Планируемые УУД:

Предметные:

• различать виды четырехугольников, выделяя их из многоугольников;

• получат возможность узнать отличительные признаки прямоугольника и квадрата

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

• определять и формулировать цель деятельности на уроке;

• устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

• высказывать свое предположение на основе учебного материала;

• осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

• совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.


Познавательные УУД:

• исследовать ситуацию: чем похожи, чем отличаются прямоугольник и квадрат;

• использовать приобретённые знания в практических работах.

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное высказывание, мнение;

• уметь слушать и слышать других.

• учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Личностные УУД:

формулировать собственное высказывание, мнение;

уметь слушать и слышать других;

учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.



Оборудование и учебно-наглядное пособие:

  • Для учителя: презентация по теме урока, учебник, набор разных геометрических фигур, учебник, таблички с геом. фигурами.

  • Для учащихся: учебник, раздаточный материал (набор геометрических фигур), цветные карандаши.

















Этап урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Мотивационный этап

(1 мин)


Урок математики мы начинаем,

Ещё одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимателен будь,

За новыми знаниями отправимся в путь!

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный мир Геометрии.


Личностные: Развитие интереса к математике, воспитание внимательности и дисциплинированности.
Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку.

Фронтальная


Устный

Актуализация знаний

(4мин)


- Предлагаю вам вспомнить, с какими геометрическими фигурами мы уже знакомы.

- Послушайте внимательно и попробуйте догадаться о каких геометрических фигурах идёт речь.


В тире первый раз стреляла,

Прямо в точку я попала!

В мишень прицелюсь метко-

Приз получу – конфетку!

На доске крепится табличка.

Точки две соединяем –
Получается прямая.
Пальчиком ведем прямую,
Ровную, а не кривую.

Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути.

Хоть тоже без начала и конца,
Но я могу вилять туда – сюда.

Ласковое солнышко

Днем по небу бродит!

Лучики из центра

В стороны отходят!

Отрезаю ленту я-

Отрезок получается.

Где-то есть его начало,

А где-то он кончается!


Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.


-Молодцы!


Слушают учителя и отвечают на вопросы.




Точка







Прямая







Кривая линия






Луч





Отрезок






Прямой угол





Познавательные:
Вспомнить известные факты о геометрических фигурах, их названиях и основных характеристиках.
Регулятивные: Осознать необходимость повторения и актуализации старых знаний для успешного усвоения новой темы.
Коммуникативные:
Взаимодействие с учителем и одноклассниками в ходе выполнения заданий.
Личностные:
Проявлять интерес к повторению и закреплению знаний.
Оценивать свои знания и готовность к освоению новой темы.

Фронтальная


Устный

Самоопределение деятельности (5мин)

-Ребята, какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

Перед вами лежат наборы геометрических фигур. Ваша задача — собрать из этих фигур картинку. Работаем в парах.

-Давайте повторим правила работы в парах.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • Работать тихо, не мешать другим.


-Молодцы! Теперь посмотрите внимательно на свою картинку. Среди всех фигур есть одна, которая отличается от остальных. Попробуйте её найти.

-Почему эта фигура оказалась лишней? Правильно она другой формы.

- Итак, какие фигуры мы видим на нашей картинке?

-Верно! Сегодня на уроке мы будем говорить именно о них.





Собирают рисунок из геометрических фигур.














Треугольник



Четырёхугольники



Коммуникативные:
Умение объяснить, какие свойства характерны для прямоугольника и квадрата.
Работа в парах, обсуждение с одноклассниками характеристик фигур, выполнение совместных заданий.
Восприятие и понимание объяснений учителя, вопросов и ответов одноклассников.
Регулятивные:
Осознание цели урока — изучение свойств прямоугольника и квадрата.
Составление плана действий для достижения поставленной цели


Групповая

Устный


Практическая работа

Открытие новых знаний

(7 мин)

- Возьмите конверт и выложите на стол геометрические фигуры.


-Как одним словом их можно назвать?

-Почему?

-А можно ли их назвать прямоугольниками?

-Почему?

-Докажите.

-Проверьте каждый из углов с помощью линейки-угольника.

- Возьмите красную фигуру.

-Как называется этот прямоугольник?

-Посмотрите на его стороны.

-Что вы можете сказать про них?

-А как это можно доказать?

-Измерьте каждую сторону с помощью линейки.

-Каков результат?

-Какой вывод мы сделаем?



Четырёхугольники.

-4 угла,4 вершины и 4 стороны.





-Да

-Все углы прямые.







-Квадрат


-Они одинаковые.


Измерить линейкой.


-Все стороны - 5 см.

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину.


Познавательные:
Умение сравнивать фигуры между собой, выделять общие признаки и различия.
Формирование понятий "прямоугольник" и "квадрат" на основе выявленных общих признаков.
Способность увидеть связь между изучаемыми фигурами и уже известными понятиями.
Личностные:
Проявление интереса к новым знаниям, стремление разобраться в материале.
Формирование положительного отношения к учению: радость от познания нового, желание применять полученные знания на практике.

Фронтальная

















Индивидуальная

Устный


Физкультминутка.

(3 мин.)


Раз, два, три, четыре, пять-

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


Выполняют движения за учителем.

Регулятивные:
    Поддержание интереса к учебной деятельности: физическая активность помогает снять усталость и восстановить внимание.


Фронтальная


Первичное закрепление (12мин)

-Откройте учебник на с.20.

-Найдите номер 1.

-Прочитайте задание.

-Под какими номерами изображены четырёхугольники, у которых все углы прямые?

-Как называются такие фигуры?

-Рассмотрите 2 четырёхугольника на рисунке во 2 номере.

-Можно ли их назвать одним словом «прямоугольники»?

-Почему?

-Чем различаются эти прямоугольники?

Откройте тетрадь.

-Отступите вниз от предыдущей работы 4 клетки. На 5 поставьте точку.

-Запишите по середине строки число.

Отступите вниз одну клетку и запишите - Классная работа.

На минутке чистописания пропишите цифру 5 до конца строчки.

-Возьмите карандаш и линейку.

-Начертите квадрат со стороной 4 см.

-Чему равны другие его стороны?

-Почему?


-Как правильно приложить линейку?

-Начертите в тетрадь.

-Отметьте на фигуре все углы.

-Сколько их?

-Какие углы у квадрата?


-Посмотрите на доску.

-Что вы видите?

-Геометрические фигуры?

-Какие?

-Продолжите закономерность у себя в тетради.

-Договоримся, что прямоугольник 2 клеточки обводим, а квадрат одну.


-Отложите карандаши и тетради на край стола.



-Один из учеников читает задание вслух.


1,3,4


-Прямоугольники



Можно


У них все углы прямые.



Записывают число и Классная работа








Тоже 4 см

Все стороны у квадрата ровны.



Познавательные:
Использовать новые сведения о прямоугольнике и квадрате для решения практических задач. Устанавливать связи между различными свойствами фигур, строить умозаключения на основе полученной информации.
Регулятивные:
Контролировать правильность выполнения заданий, корректировать действия в случае обнаружения ошибок.
Коммуникативные:
Обсуждать выполненные задания с одноклассниками, делиться своими мыслями и идеями.
Обосновывать свои решения, приводить доводы в поддержку своих выводов.
Личностные:
Оценивать свои успехи и трудности в освоении учебного материала.
Ответственно подходить к выполнению заданий, стремиться к качественному выполнению работы.

Фронтальная

Индивидуальная


Устный

Письменный

Включение в систему знаний и умений

(5мин)

-А сейчас мы поиграем в игру "Найди фигуру".

-Я буду показывать различные фигуры, а вы должны поднять руку, когда увидите квадрат или прямоугольник.

- А сейчас назовите среди окружающих предметов такие, которые имеют форму прямоугольника.


Познавательные: Развитие умения различать геометрические фигуры.
Формирование представления о признаках прямоугольника и квадрата.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Регулятивные:
Контроль правильности выполнения задания путем сравнения найденной фигуры с образцом.
Коммуникативные:
Участие в коллективной работе, обмен мнениями с одноклассниками.
Личностные:
Проявление интереса к изучению новой темы.

Фронтальная


Устный

Письменный

Рефлексия

(3 мин)


- С какими геометрическими фигурами мы сегодня на уроке познакомились?

-Что нового мы про них узнали?


Рисование "Мой любимый квадрат и прямоугольник"
- Я предлагаю вам нарисовать свои любимые предметы, которые имеют форму квадрата или прямоугольника. Например, телевизор, книгу, коробку конфет. Возьмите листочки на парте.

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Все рисунки я размещу на доске, и вы сможете на переменке их внимательно рассмотреть.



Познавательные:
Ученики упорядочивают полученные знания о прямоугольниках и квадратах, выделяют ключевые моменты.
Предлагают нестандартные подходы к применению новых знаний, создают ассоциации с окружающей действительностью.
Регулятивные:
Отслеживают свое продвижение, сравнивают свои действия с целью урока.
Коммуникативные:
Каждый ученик делится своим мнением о проведенном уроке, рассказывает, что узнал нового.
Личностные:
Признание своих успехов и понимание, что они могут справляться с новыми задачами.
Выражают эмоции по поводу урока, отмечают, что понравилось больше всего.

Фронтальная






Индивидуальная


Устный







Письменный