-систематизировать и обобщить знания учащихся о таких геометрических фигурах, как прямоугольник и квадрат;
-актуализировать необходимость отличать эти геометрические фигуры.
• совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.
• использовать приобретённые знания в практических работах.
• уметь слушать и слышать других.
• учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.
Этап урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
Мотивационный этап (1 мин) | Урок математики мы начинаем, Ещё одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайся, внимателен будь, За новыми знаниями отправимся в путь! - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный мир Геометрии. | | Личностные: Развитие интереса к математике, воспитание внимательности и дисциплинированности. Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку. | Фронтальная | Устный |
Актуализация знаний (4мин) | - Предлагаю вам вспомнить, с какими геометрическими фигурами мы уже знакомы. - Послушайте внимательно и попробуйте догадаться о каких геометрических фигурах идёт речь. В тире первый раз стреляла, Прямо в точку я попала! В мишень прицелюсь метко- Приз получу – конфетку! На доске крепится табличка. Точки две соединяем – Получается прямая. Пальчиком ведем прямую, Ровную, а не кривую. Хоть сто лет по ней идти, Не найти конца пути. Хоть тоже без начала и конца, Но я могу вилять туда – сюда. Ласковое солнышко Днем по небу бродит! Лучики из центра В стороны отходят! Отрезаю ленту я- Отрезок получается. Где-то есть его начало, А где-то он кончается! Мама мой взяла листок, И загнула уголок, Угол вот такой у взрослых Называется ПРЯМЫМ. -Молодцы! | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Точка Прямая Кривая линия Луч Отрезок Прямой угол | Познавательные: Вспомнить известные факты о геометрических фигурах, их названиях и основных характеристиках. Регулятивные: Осознать необходимость повторения и актуализации старых знаний для успешного усвоения новой темы. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем и одноклассниками в ходе выполнения заданий. Личностные: Проявлять интерес к повторению и закреплению знаний. Оценивать свои знания и готовность к освоению новой темы. | Фронтальная | Устный |
Самоопределение деятельности (5мин) | -Ребята, какие ещё геометрические фигуры вы знаете? Перед вами лежат наборы геометрических фигур. Ваша задача — собрать из этих фигур картинку. Работаем в парах. -Давайте повторим правила работы в парах. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Работать тихо, не мешать другим. | -Молодцы! Теперь посмотрите внимательно на свою картинку. Среди всех фигур есть одна, которая отличается от остальных. Попробуйте её найти. -Почему эта фигура оказалась лишней? Правильно она другой формы. - Итак, какие фигуры мы видим на нашей картинке? -Верно! Сегодня на уроке мы будем говорить именно о них. | Собирают рисунок из геометрических фигур. Треугольник Четырёхугольники | Коммуникативные: Умение объяснить, какие свойства характерны для прямоугольника и квадрата. Работа в парах, обсуждение с одноклассниками характеристик фигур, выполнение совместных заданий. Восприятие и понимание объяснений учителя, вопросов и ответов одноклассников. Регулятивные: Осознание цели урока — изучение свойств прямоугольника и квадрата. Составление плана действий для достижения поставленной цели | Групповая | Устный Практическая работа |
Открытие новых знаний (7 мин) | - Возьмите конверт и выложите на стол геометрические фигуры. -Как одним словом их можно назвать? -Почему? -А можно ли их назвать прямоугольниками? -Почему? -Докажите. -Проверьте каждый из углов с помощью линейки-угольника. - Возьмите красную фигуру. -Как называется этот прямоугольник? -Посмотрите на его стороны. -Что вы можете сказать про них? -А как это можно доказать? -Измерьте каждую сторону с помощью линейки. -Каков результат? -Какой вывод мы сделаем? | Четырёхугольники. -4 угла,4 вершины и 4 стороны. -Да -Все углы прямые. -Квадрат -Они одинаковые. Измерить линейкой. -Все стороны - 5 см. Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину. | Познавательные: Умение сравнивать фигуры между собой, выделять общие признаки и различия. Формирование понятий "прямоугольник" и "квадрат" на основе выявленных общих признаков. Способность увидеть связь между изучаемыми фигурами и уже известными понятиями. Личностные: Проявление интереса к новым знаниям, стремление разобраться в материале. Формирование положительного отношения к учению: радость от познания нового, желание применять полученные знания на практике. | Фронтальная Индивидуальная | Устный |
Физкультминутка. (3 мин.) | Раз, два, три, четыре, пять- Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют движения за учителем. | Регулятивные: Поддержание интереса к учебной деятельности: физическая активность помогает снять усталость и восстановить внимание. | Фронтальная | |
Первичное закрепление (12мин) | -Откройте учебник на с.20. -Найдите номер 1. -Прочитайте задание. -Под какими номерами изображены четырёхугольники, у которых все углы прямые? -Как называются такие фигуры? -Рассмотрите 2 четырёхугольника на рисунке во 2 номере. -Можно ли их назвать одним словом «прямоугольники»? -Почему? -Чем различаются эти прямоугольники? Откройте тетрадь. -Отступите вниз от предыдущей работы 4 клетки. На 5 поставьте точку. -Запишите по середине строки число. Отступите вниз одну клетку и запишите - Классная работа. На минутке чистописания пропишите цифру 5 до конца строчки. -Возьмите карандаш и линейку. -Начертите квадрат со стороной 4 см. -Чему равны другие его стороны? -Почему? -Как правильно приложить линейку? -Начертите в тетрадь. -Отметьте на фигуре все углы. -Сколько их? -Какие углы у квадрата? -Посмотрите на доску. -Что вы видите? -Геометрические фигуры? -Какие? -Продолжите закономерность у себя в тетради. -Договоримся, что прямоугольник 2 клеточки обводим, а квадрат одну. -Отложите карандаши и тетради на край стола. | -Один из учеников читает задание вслух. 1,3,4 -Прямоугольники Можно У них все углы прямые. Записывают число и Классная работа Тоже 4 см Все стороны у квадрата ровны. | Познавательные: Использовать новые сведения о прямоугольнике и квадрате для решения практических задач. Устанавливать связи между различными свойствами фигур, строить умозаключения на основе полученной информации. Регулятивные: Контролировать правильность выполнения заданий, корректировать действия в случае обнаружения ошибок. Коммуникативные: Обсуждать выполненные задания с одноклассниками, делиться своими мыслями и идеями. Обосновывать свои решения, приводить доводы в поддержку своих выводов. Личностные: Оценивать свои успехи и трудности в освоении учебного материала. Ответственно подходить к выполнению заданий, стремиться к качественному выполнению работы. | Фронтальная Индивидуальная | Устный Письменный |
Включение в систему знаний и умений (5мин) | -А сейчас мы поиграем в игру "Найди фигуру". -Я буду показывать различные фигуры, а вы должны поднять руку, когда увидите квадрат или прямоугольник. - А сейчас назовите среди окружающих предметов такие, которые имеют форму прямоугольника. | | Познавательные: Развитие умения различать геометрические фигуры. Формирование представления о признаках прямоугольника и квадрата. Развитие зрительного восприятия и внимания. Регулятивные: Контроль правильности выполнения задания путем сравнения найденной фигуры с образцом. Коммуникативные: Участие в коллективной работе, обмен мнениями с одноклассниками. Личностные: Проявление интереса к изучению новой темы. | Фронтальная | Устный Письменный |
Рефлексия (3 мин) | - С какими геометрическими фигурами мы сегодня на уроке познакомились? -Что нового мы про них узнали? Рисование "Мой любимый квадрат и прямоугольник" - Я предлагаю вам нарисовать свои любимые предметы, которые имеют форму квадрата или прямоугольника. Например, телевизор, книгу, коробку конфет. Возьмите листочки на парте. -Что больше всего понравилось на уроке? -Все рисунки я размещу на доске, и вы сможете на переменке их внимательно рассмотреть. | | Познавательные: Ученики упорядочивают полученные знания о прямоугольниках и квадратах, выделяют ключевые моменты. Предлагают нестандартные подходы к применению новых знаний, создают ассоциации с окружающей действительностью. Регулятивные: Отслеживают свое продвижение, сравнивают свои действия с целью урока. Коммуникативные: Каждый ученик делится своим мнением о проведенном уроке, рассказывает, что узнал нового. Личностные: Признание своих успехов и понимание, что они могут справляться с новыми задачами. Выражают эмоции по поводу урока, отмечают, что понравилось больше всего. | Фронтальная Индивидуальная | Устный Письменный |