Поурочный план по географии.
Урок № 36. Класс: 8- . Дата: 2020г.
ТЕМА УРОКА: Южные безлесные зоны
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: · выявить особенности полупустынь и пустынь;
· установить особенности занятий жителей полупустынь;
· развивать умение создавать образ природной зоны;
· развивать умение характеризовать природные зоны;
· решать проблему в игровой ситуации.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны - зонах полупустынь и пустынь, о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать в группе; 2) создавать презентации о южных безлесных зонах России; 3) находить и отбирать информацию; 4) работать с текстом.
Личностные: осознание уникальности каждой природной зоны.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка знаний
Определите природную зону по описанию.
1) Сумрачные леса, большая заболоченность. Еловые леса к югу сменяются сосновыми борами.
2) Летом всё в природе оживает, буквально наполняется стаями пернатых птиц — гусей, уток, куликов. На берегах озёр гнездятся даже белые лебеди. Главное домашнее животное — олень.
3) Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами.
4) В растительном покрове преобладают дубы, липы, вязы с густым травянистым покровом на серых лесных почвах.
5) На территории зоны формируются самые плодородные почвы — чернозёмы.
6) Увлажнение избыточное, в растительном покрове преобладают хвойные породы, черника, брусника. В лесу животный мир расселяется ярусами.
3. Мотивационный этап.
Что вам известно о южных природных зонах?
4. Изучение нового материала.
Изучение данного параграфа осуществляется на основе самостоятельной работы обучающихся с текстом, создания графических схем, раскрывающих особенности полупустынной и пустынной зон.
Сначала обучающиеся определяют географическое положение полупустынной и пустынной зон. Учитель обращает внимание на то, что площадь полупустынь и пустынь постоянно увеличивается (в том числе и вследствие чрезмерного выпаса скота).
Ученики дают оценку климату: малое количество осадков (200—300 мм), высокие испаряемость (до 1000 мм) и летние температуры (+22…+25о С), холодная зима, почвы, бедные перегноем и засоленные. Затем они устанавливают особенности растительного и животного мира. На основе выявленных особенностей школьники составляют графическую схему.
Полупустыни и пустыни
Юго-восток Восточно-Европейской равнины, Прикаспий, Восточное Предкавказье
Б. величины солн.радиации Коэффициент увлажнения меньше единицы Удалённость от океанов
Высокая испаряемость Небольшое количество осадков
Растительность, приспособленная к климату
Почвы светло-каштановые, бурые, бедные перегноем, засоленные
Животный мир, приспособленный к жизни в пустыне
Затем обучающимся предстоит установить особенности хозяйственной деятельности жителей полупустынь. С этой целью они изучают текст на с. 141—142 и рисунок 68 учебника.
Закрепление.
На завершающем этапе урока школьники делятся на группы. В игровой форме они представляют турагентства, предлагающие экзотические туры по полупустыням и пустыням.
Каждая группа изучает особенности ландшафтов полупустынь и пустынь с точки зрения их интереса для туристических маршрутов. Каждая группа:
1) предлагает место для стационарных туристических баз;
2) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах);
3) наносит все виды маршрутов на контурную карту;
4) разрабатывает рекламные буклеты.
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры. Эксперты оценивают деятельность групп по следующим критериям:
а) активность; б) самостоятельность; в) оригинальность; г) проработанность проекта;
д) наличие оформленной картосхемы; е) командный дух.
Обучающиеся в свои туристические маршруты могут включить посещение Волго-Ахтубинской поймы.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: 1) изучить § 35; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;