СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Персидская держава «царя царей»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке предлагается организовать  работу по группам с историческими текстами, итогом работы является заполнение таблицы с последующим обсуждением результатов работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Персидская держава «царя царей»"»

Чайка Е.К., учитель истории МБОУ СОШ №71 г. Нижний Тагил

Методическая разработка урока истории в 5-ом классе

Тема урока: Персидская держава «царя царей»

Цель урока: выделить основные этапы создания Персидской державы как самого мощного государственного объединения Древнего Востока, определить основной критерий определения данных этапов. (Правление персидских царей: Кира Великого, Камбиза и Дария I на этапах завоеваний и созиданий)

Задачи:

1.Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов.

 2.Составитьтаблицу: «Завоевания персов», выяснить причины успешных завоеваний. 

3. Оценить деятельность персидских царей по созданию персидской державы


Вводная часть. Постановка проблемы.

Почему Персия стала державой «царя царей», которой подчинились богатые и мощные государства Азии, а древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что персы называли Кира отцом, Камбиза - владыкой, Дария – торгашом. Объясните, почему.

1 этап урока. Работа с картой. Характеристика географического положения Персии. (Смысловое чтение карты - уметь читать легенду карты, знать обозначения объектов, владеть алгоритмом географического описания)

Основные занятия, образ жизни. (Беседа). Учитель знакомит обучающихся с легендой происхождения царя Кира, основателя Персидской державы.


2 этап урока. Изучение нового материала. Вводим смысловое чтение по завоеваниям персов. Организуем работу в группах (в силу большого объёма информации)

После гибели Ассирийской державы, самыми богатыми были Вавилонское царство, Лидия и Мидия.

Каждая группа изучает свой текст по определённому государству, заполняет таблицу и предлагает свои записи с устными комментариями для обсуждения с классом.

Обучающимся предлагается заполнить сравнительную таблицу, найти ответы на поставленные вопросы. Комментируем вопросы перед началом работы. Указываем, что тексты разбиты на смысловые части, что поможет в поиске верных ответов. После 5-7 минут работы с текстами предлагается обсуждение в группах и представление результатов работы на электронной доске с комментариями учеников. Учитель может попросить зачитать часть текста.

Вопросы для сравнения

Мидия

Лидия

Вавилон

1.Столица государства




2.Кто возглавлял страну во время завоевания персов?




3. Уровень развития хозяйства, основные занятия




3. Название легенд, связанных с этими государствами




3.Когда страну завоевали персы?




4.Какой персидский царь завоевал страну?




5. Причины победы персов




В предложенных текстах дана фактуальная информация – это даты, географические названия, имена, уровень развития государств, основные занятия

Подтекстовая информация проходит через легенды – беспечность правителей побеждённых государств, с одной стороны, и организованность, сплочённость персов, с другой, стало причинами их побед.

Концептуальная информация - стремление персов к свободе, единству и независимости стали основой создания сильной армии и сильного государства.











Г





Группа 1. Нововавилонское царство.

Вавилон славился своими богатствами. Здесь устраивали самые огромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив, тут находилось одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды. Они были выращены на стенах города. С ними связана одна легенда.

Вавилонский царь Навуходоносор II (605— 562 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, — заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери индийского царя Семирамиде.


Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии.

Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести висячие сады. Сады поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота ярусов достигала почти 28 м и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустарников. Росли в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата с помощью насосов подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии. Великолепные сады в знойной Вавилонии были поистине чудом.


Вавилон в свое время был крупнейшим городом Древней Месопотамии, столицей Вавилонского царства в XIX-VI вв. до н. э. и важнейшим торговым и культурным центром Западной Азии. В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи.

Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что Кир придумал военную хитрость для взятия Вавилона. Были прорыты каналы и река Евфрат обмелела, по сухому руслу персидские войска проникли в город и взяли его в 538 г. до н.э. Правитель Валтасар устроил пир накануне вторжения персов, где ему было предначертано, что он и его царство погибнут, так и случилось.







Группа 2. Государство Лидия. «Лидия» переводится, как золотая.

Столицей Лидийского царства был большой город Сарды. Царство Лидия имело высокоразвитую экономику, особенно хорошо было развито земледелие на плодородных почвах. Кроме того, земли Лидии были очень богаты металлами: золотом, серебром, железом, медью, цинком, что позволило развить металлургию. Особенно успешно проводились работы по производству изделий из золота. На реке Пактол добывали песок, насыщенный золотом, и золотые самородки, из которых с помощью специальных приспособлений получали золото.

Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в поговорку: «Богат, как Крез». Сохранились разные версии легенды о том, как было сделано предсказание для Креза. Одна из версий гласит, что его единственный сын был немым от рождения и, когда Крез отправил к дельфийскому оракулу послов с богатейшими дарами и вопросом, стоит ли ему начинать войну с персами, ответ пифии (жрицы-прорицательницы оракула) гласил: «Лучше бы сын твой

Навеки остался немым, горьким станет тот день, когда уста он откроет». Крез не смог понять смысл данного ему пророчества, который прояснился позже.


В сражении с персами войска Креза потерпели поражение. Крез выступил навстречу персам с конным войском. Персы прибегли к военной хитрости: пустили впереди своего войска верблюдов. Лошади лидийцев, напуганные видом этих животных, обратились в бегство. Войско Креза было разбито

Персидский царь Кир распорядился убить всех жителей столицы Лидии, города Сарды, кроме самого Креза. Но воины Кира не знали Креза в лицо, и, когда один из воинов, наткнувшись на царя, уже занес над ним свой меч, на его руке повис немой от рождения сын лидийского правителя: «Воин, не убивай Креза!» — закричал он. Это были его первые слова, и, получивший пощаду, Крез потерял власть, богатство и свободу, став пленником царя Кира. Только в этот день ему открылась истинная суть дельфийского пророчества. Это произошло в 546 г.до н.э.

Группа 3. Государство Мидия.

Третьим государством, образовавшимся на территории Западной Азии, была Мидия — самое крупное из грех. Именно здесь в VI в. до н. э. жили племена персов. В середине VI в. до н. э. персидские племена восстали против мидийского царя. Борьбу персов возглавил мудрый и отважный Кир.

Согласно наиболее распространенной версии его отцом был персидский царь Камбис I, а матерью – Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. По свидетельству Геродота, однажды Астиагу приснился сон, истолкованный придворными жрецами-магами следующим образом: его внук Кир станет царем вместо него. Поэтому Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у нее родился сын, решил погубить его. Но, мальчик вырос, жизнь ему была сохранена, так как жрецы сказали, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, когда он был в столице Экбатане, вместе с родителями, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Кир возглавил восстание против мидийского царя. Он обратился к персам с призывом: «О воины-персы, если вы согласитесь следовать за мною, у вас будут блага… Если откажетесь, вас ожидает лишь бесконечный тяжкий труд. Идите за мной, и вы обретете свободу».

Кир был бесстрашным и талантливым полководцем. Постепенно вся Мидия была завоевана персами. Продолжая завоевания, Кир создал очень мощную и сильную армию, основу которой составляла конница. Наиболее боеспособной частью персидских войск была постоянная армия отборных пеших воинов — «бессмертных». Это название они получили благодаря тому, что численность их отряда оставалась неизменной на протяжении многих поколений. «Бессмертные» неотступно находились при персидском царе и вступали в бой лишь по его личному приказу. В 550 г. Мидия пала.



Результаты работы

Вопросы для сравнения

Мидия

Лидия

Вавилон

1.Столица государства

г. Экбатана

г. Сарды

г. Вавилон

2.Кто возглавлял страну во время завоевания персов?

Астиаг

Крез

Царевич Валтасар

3. Уровень развития хозяйства, основные занятия

Крупное и богатое.

Богатое государство. Земледелие, ремесло

Высокий. Технические изобретения. Торговля

3. Название легенд, связанных с этими государствами

Легенда о происхождении царя Кира

«Богат, как Крёз»

Валтасаров пир. Сады Семирамиды

3.Когда страну завоевали персы?

550 г до н. э.

546г. до н. э.

538г. до н. э.

4.Какой персидский царь завоевал страну?

Кир

Кир

Кир

5. Причины победы персов

Мощная и сильная армия, конница, «бессмертные» (гвардия)

Военная хитрость

Военная хитрость



После обсуждения, предлагается вернуться к началу урока, к проблеме и ответить на вопрос, почему древнегреческий историк Геродот называл царя Кира отцом персов. (Начало Персидской державы, победы над самыми богатыми государствами, создание армии, призыв к свободе, независимости и т.д., указываем причины побед) Работаем с концептуальной и подтекстовой информацией.

В конце урока ещё раз возвращаемся к словам Геродота с характеристиками правителей, и делаем вывод, что Персия действительно держава «царя царей», мощное государство, сумевшее подчинить себе огромные территории.


Скачать

© 2022, 196 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!