СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Восток"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока-путешествия по истории древнего мира в 5 классе. Форма проведения - командно-развивающая игра.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Восток"»

Тема урока: Древний Восток

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации учебной деятельности: групповая /командная/

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.


Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).


Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.


Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.


Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.



План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация, формулирование темы урока и целеполагание.

3. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

А) Разминка – Терминологический диктант

Б) Конкурс путешественников. Работа в группах.

Тематическая физкультминутка

В) Конкурс «Кот в мешке»

Г) Конкурс мудрецов

4. Оценивание, подведение итогов.

5. Рефлексия.



Ход урока:

Учитель: Ребята!

Мы совсем недавно побывали с вами в путешествии по странам Древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе Востока с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем наши знания о странах Древнего Востока. А что именно хочет проверить Клио?

Знание местоположения, знание карты, умения ориентироваться по карте, достижений народов Древнего Востока.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока: «Древний Восток».

Совместное формулирование темы урока и целеполагание

- Почему тема сегодняшнего урока «Древний Восток»?

- Что она в себя включает?

- Какая основная цель нашего урока?

- Что мы должны для этого сделать?

Отвечают на вопрос:

«Она объединяет все государства, которые мы изучили»



Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. И вот к нам пришло письмо от нее самой. Читаем письмо.





  1. Разминка - Терминологический диктант

  2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

  3. Скульптура льва с головой человека (Сфинкс).

  4. Обязательные правила поведения в государстве (законы).

  5. Жрец в Индии (брахман).

  6. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).

  7. Большое сильное государство (держава).

  8. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

  9. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы).

  10. Гробницы египетских фараонов (пирамиды)

  11. Денежный сбор в казну государства (налог).



Взаимопроверка с соседом по парте.



Конкурс №2

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились из стран Древнего Востока на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране, в которой вы побывали.



1 группа



п/п

Вопросы

Египет

1.

Географическое положение


2.

Климат, природа


3.

Крупные реки


4.

Города


5.

Занятия жителей


6.

Правители


7.

Культурно-исторические достижения и их значение




2 группа



п/п

Вопросы

Индия

1.

Географическое положение


2.

Климат, природа


3.

Крупные реки


4.

Города


5.

Занятия жителей


6.

Правители


7.

Культурно-исторические достижения и их значение




3 группа



п/п

Вопросы

Китай

1.

Географическое положение


2.

Климат, природа


3.

Крупные реки


4.

Города


5.

Занятия жителей


6.

Правители


7.

Культурно-исторические достижения и их значение




Тематическая физкультминутка

Кинезиологическая гимнастика для развития памяти, мышления, мелкой моторики,

синхронизации работы полушарий головного мозга.



Конкурс № 3 «Кот в мешке»

По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.

  1. Этот напиток в Древнем Китае считался лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. Листы складывали под деревянным прессом. (Бумага)

  3. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями, на которой было изображено звездное небо и знаки зодиака. О каком изобретении идет речь? (Компас)

  4. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская императрица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным ногтем императрица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (Шелк)

  5. Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают, что их изобрели арабы.(цифры)

6. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

4. Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

Командам даются листы с заданием.

Н КРСТ____________________ (не красть)

Н ЛГТ_____________________ (не лгать)

Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

ПЧТТ ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)

Н ХВСТТЬС _____________________

Какие заповеди здесь написаны?

Конкурс мудрецов

1 группа. Найдите ошибки.

Один врун и хвастун утверждал, что с помощью «ма­шины времени» побывал в Древнем Египте.

  • Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до перво­го порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в ко­торой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...

  • Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти ошибки.



2 группа В Древнем Вавилоне богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании деревянные дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?



3 группа В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? (Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. Впервые железо начали обрабатывать в Ассирии.)



4 группа Китайская легенда рассказывает: «Был у Цинь-Шихуанди конь. Не простой он был, а волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня».

О чём эта легенда?



5 группа

Ответьте на вопрос.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим биб­лиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по исто­рии. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библи­отека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выго­рело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фан­тастами

6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, сар­кофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).



  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он на­учил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).



  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).



  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень обра­зованным человеком. Именно по его приказу была собрана библио­тека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

(Ашшурбанапал).





  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его пер­вым властелином (Цинъ Шихуан).



  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).


  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/



  1. Китайский мудрец/Конфуций/

III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Древний Восток», состоящий не менее чем из 10 слов.