Тема урока: Древний Восток
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: командная развивающая игра.
Форма организации учебной деятельности: групповая /командная/
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
- Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
- Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
- Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,
схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
План урока:
Оргмомент.
Актуализация, формулирование темы урока и целеполагание.
3. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.
А) Разминка – Терминологический диктант
Б) Конкурс путешественников. Работа в группах.
Тематическая физкультминутка
В) Конкурс «Кот в мешке»
Г) Конкурс мудрецов
4. Оценивание, подведение итогов.
5. Рефлексия.
Ход урока:
Учитель: Ребята!
Мы совсем недавно побывали с вами в путешествии по странам Древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе Востока с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем наши знания о странах Древнего Востока. А что именно хочет проверить Клио?
Знание местоположения, знание карты, умения ориентироваться по карте, достижений народов Древнего Востока.
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока: «Древний Восток».
Совместное формулирование темы урока и целеполагание
- Почему тема сегодняшнего урока «Древний Восток»?
- Что она в себя включает?
- Какая основная цель нашего урока?
- Что мы должны для этого сделать?
Отвечают на вопрос:
«Она объединяет все государства, которые мы изучили»
Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. И вот к нам пришло письмо от нее самой. Читаем письмо.
Разминка - Терминологический диктант
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
Скульптура льва с головой человека (Сфинкс).
Обязательные правила поведения в государстве (законы).
Жрец в Индии (брахман).
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).
Большое сильное государство (держава).
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы).
Гробницы египетских фараонов (пирамиды)
Денежный сбор в казну государства (налог).
Взаимопроверка с соседом по парте.
Конкурс №2
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились из стран Древнего Востока на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране, в которой вы побывали.
1 группа
№ п/п | Вопросы | Египет |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат, природа | |
3. | Крупные реки | |
4. | Города | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Правители | |
7. | Культурно-исторические достижения и их значение | |
2 группа
№ п/п | Вопросы | Индия |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат, природа | |
3. | Крупные реки | |
4. | Города | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Правители | |
7. | Культурно-исторические достижения и их значение | |
3 группа
№ п/п | Вопросы | Китай |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат, природа | |
3. | Крупные реки | |
4. | Города | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Правители | |
7. | Культурно-исторические достижения и их значение | |
Тематическая физкультминутка
Кинезиологическая гимнастика для развития памяти, мышления, мелкой моторики,
синхронизации работы полушарий головного мозга.
Конкурс № 3 «Кот в мешке»
По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.
Этот напиток в Древнем Китае считался лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. Листы складывали под деревянным прессом. (Бумага)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями, на которой было изображено звездное небо и знаки зодиака. О каком изобретении идет речь? (Компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская императрица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным ногтем императрица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (Шелк)
Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают, что их изобрели арабы.(цифры)
6. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
4. Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТТ ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Н ХВСТТЬС _____________________
Какие заповеди здесь написаны?
Конкурс мудрецов
1 группа. Найдите ошибки.
Один врун и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти ошибки.
2 группа В Древнем Вавилоне богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании деревянные дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?
3 группа В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? (Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. Впервые железо начали обрабатывать в Ассирии.)
4 группа Китайская легенда рассказывает: «Был у Цинь-Шихуанди конь. Не простой он был, а волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня».
О чём эта легенда?
5 группа
Ответьте на вопрос.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.
Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами
6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
(Ашшурбанапал).
При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/
Китайский мудрец/Конфуций/
III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Древний Восток», состоящий не менее чем из 10 слов.