ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»
Тема: «Княгиня Ольга и ее личность в истории»
Составитель: Фомичева Ю.В., преподаватель истории
Липецк,
2024
Тема: Княгиня Ольга и ее личность в истории
«Простой народ называл ее хитрой,
Церковь-святой,
История – мудрой»
Цели урока:
Образовательная цель: сформировать у учащихся представление о роли личности в истории. Дать общую целостную характеристику личности, раскрыть понятие «историческая личность», показать воздействие на общество княгини Ольги.
Развивающая цель: способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером (интернет-ресурсы)
Воспитательная цель: воспитать интерес к историческому прошлому своего Отечества, пониманию роли личности в истории.
Базовые учебные действия:
Формирование умения выделить главное;
Формирование умения выполнять простые сравнения, классификацию, обобщение;
Формирование умения работать с несложной по содержанию и структуре текстовой информацией и изображениями.
Формирование заинтересованности в посещении занятий;
Принятие доступных для понимания обучающихся ценностей;
Формирование доступных для понимания учащихся собственных моральных норм.
Формирование умения вступать в контакт (преподаватель-студент, студент-студент, студент-группа);
Формирование умения обращаться за помощью и принимать её;
Формирование умения слушать и понимать инструкции к заданию.
Создание условий для осмысления учащимися своих действий;
Формирование умения осуществлять действия по образцу, заданному правилу;
Формирование умения оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев.
Основные понятия и определения: реформы, погост, уроки
Исторические личности: Князь Игорь, Княгиня Ольга, Святослав, Византийский император Константин.
Предполагаемые результаты:
перечисляют личные качества княгини Ольги;
называют и (или) подписывают иллюстрации, на которых изображены способы мести древлянам за убийство князя Игоря;
соотносят и (или) объясняют смысл новых понятий (реформы, погост, уроки);
находят и (или) показывают на карте древнерусский город Киев и соседнее государство Византию со столицей в городе Константинополь;
перечисляют и (или) находят в тексте изменения в жизни правительницы и самого Древнерусского государства после посещения Византии.
Дополнительные источники:
Документальный фильм «Рюриковичи», серия 1 (кинокомпания StarMedia, при поддержке Министерства культуры РФ, 2018 г.) [электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BbFZkkvIaDM
Межпредметные связи: обществознание, элективный курс «Личности в истории», история, литература, информатика.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, документальный фильм (фрагмент), фрагменты летописи, карточки с заданиями, словарь терминов к уроку, доска «fleepchart», раздаточный материал.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: интегрированный урок-исследование
Методы: интерактивные методы: «Мозговой штурм», синквейн, дебрифинг, работа в малых группах; эвристичевская беседа, работа с опорными конспектами и словарями, работа с историческими источниками, объяснительно-иллюстративные методы, методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка цели.
Актуализация знаний
Усвоение, осмысление новых знаний
4.1 Просмотр фрагмента документального фильма о княгине Ольги.
4.2 Работа в малых группах с историческими источниками (фрагментами летописи) и построение «дерева-личности в истории», доской «fleepchart»
4.3 Постановка проблемного вопроса: Можем ли мы назвать княгиню Ольгу исторической личностью?
4.4 Демонстрация презентации о качествах личности в истории
4.5 Работа со словарем терминов и опорным конспектом, работа в группах с карточками – заданий, доской «fleepchart»
Составление синквейна:
Схема составления синквейна:
Кто? Что? | 1 существительное |
Какой? | 2 прилагательных |
Что делает? | 3 глагола |
Что автор думает о теме? | Фраза из 4 слов |
Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
5.1Дискуссия по проблемному вопросу
Обсуждение эпиграфа
Дебрифинг, который содержит вопросы:
-Какую новую информацию (опыт) вы получили на уроке?
- Какие умения и знания вы хотели бы развить в большей степени?
6. Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя.
7.Выдача домашнего задания
Приложение 1
Фамилия, имя _____________________________________ класс _______________ |
Задание 1. О каком понятии идет речь? Выбери правильный ответ. Это такая организация жизни общества, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории: А) Государство; Б) Политическая партия; В) Человеческое стадо. Задание 2. Найди лишний признак государства: Территория; 2. Князь; 3. Полюдье 4. Законы; 5. Армия; 6. Население 7. Налоги. З адание 3. Рассмотри иллюстрацию, о каком событии идет речь? Вставь пропущенные слова в тексте: В 944 году, князь ________________ вместе со своей дружиной, пошел к ________________ собирать дань. Сбор дани на Руси назывался _____________________ |
Фамилия, имя ______________________________________ класс _________________ |
Задание1. Какие черты характера были свойственны княгине Ольги? |
В летописи «Повесть временных лет», говорится, что княгиня Ольга была родом из варягов. До замужества жила в Пскове где и познакомилась с Игорем. Ему понравилась скромная, умная девушка. В Киеве, княгиня пользовалась уважением. Она умела управлять государственными делами, даже имела право разбирать споры, пока Игоря не было в городе. |
Задание 2. Рассмотри иллюстрации. Подпиши способы мести Княгини Ольги древлянам. |
__________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ |
Задание 3. Соотнеси исторический термин (реформа, погост, урок) с определением. |
_____________________________ - место сбора дани; _____________________________ - размер дани; _____________________________ - изменения в жизни людей, которые имеют силу закона. |
Задание 4. Подчеркни исторические ошибки в тексте. |
В 2021 году правительница Руси Екатерина отправилась в Царьград. В Византии с большими почестями ее принял император Константин. Ей показали самые богатые церкви и христианские службы, объяснили в чем смысл веры в Иисуса Христа. Ольга поняла, что идолы которым поклоняются славяне настоящие боги. Она захотела принять христианство, а сам император Алексей стал ее крестным отцом. Княгиня Ольга – первая женщина – христианка среди правителей Древнерусского государства. |
|