Методическая разработка
открытого урока по химии
по теме: «Кислородные соединения углерода»
9 класс
Учитель химии
МБОУ- СОШ №2
Бусарова Елена Васильевна
г. Сураж
2018 г.
ЗАДАЧИ:
Развивающие: Развивать навык работы с текстом учебника, умение анализировать и делать выводы.
Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и реактивы: мрамор, прибор для получения газов, соляная кислота, стаканы, известковая вода.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.
1. Организационн-мотивационный момент
Мотивация:
Учитель: В произведении Одоевского В.Д. «Мороз Иванович» есть следующий отрывок: «…а я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно».
О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Учитель: В другом произведении В. Короткевича «Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «… - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?... есть такая пещера – яма. Человек войдёт и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…»
Закончите фразу. Объясните « загадочную гибель животных»
ОТВЕТ: (А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остаётся внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?
Тема сегодняшнего урока «Оксиды углерода (II) и (IV)». Предложите план изучения данной темы (план заносится в таблицу, таблица на доске)
Признаки сравнения | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (IV) |
I Состав молекулы, вид химической связи | | |
IIФизические свойства | | |
III Получение | | |
IV Химические свойства | | |
V Применение | | |
Учитель: Владеете ли вы всей необходимой информацией, чтобы сейчас заполнить данную таблицу???
2. Изучение нового материала
Инструктаж к работе:
Вначале вы изучите материал данной темы. Затем внутри группы вы самостоятельно определите роли каждого в выполнении общего задания. Каждый член группы работает над своей частью. Информацию по своему вопросу заносите в таблицу с помощью схем записей и т.д.. Каждый ученик свой вопрос рассказывает всем членам группы и вместе заполняем таблицу на доске.
После ответа вы сами выставляете себе отметку в лист «Оценки» за основной ответ и в конце урока предусмотрен тест, т. е. ещё одна отметка будет за тест и выводите итоговую отметку на основании средней арифметической (в пользу ученика)
№ | ФИ отвечающего | За основной ответ | Тест + 1 балл за доп. задание | Итоговая |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
3. Заполнение таблицы на доске, обсуждение результатов, формулирование выводов.
4. Тестовый контроль знаний (6 вариантов)
1 вариант:
1. Связь в молекуле угарного газа
А. Одинарная Б. Двойная В. Тройная
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3. Степень окисления углерода в углекислом газе
А. + 2 Б. + 4 В. – 4
4. Оксид углерода (IV) имеет следующую кристаллическую решётку
А. Молекулярную Б. Атомную В. Ионную
5. С каким веществом не взаимодействует оксид углерода (IV)
А. С водой Б. С гидроксидом калия В. С оксидом серы (IV)
2 вариант:
1. Связь в молекуле углекислого газа
А. Одинарная Б. Двойная В. Тройная
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3. Степень окисления углерода в угарном газе
А. + 2 Б. + 4 В. – 2
4. Алмаз имеет следующую кристаллическую решётку
А. Молекулярную Б. Атомную В. Ионную
5. С каким веществом взаимодействует оксид углерода (IV)
А. С водой Б. С оксидом фосфора (V) В. С оксидом серы (IV)
3 вариант:
1. Из перечисленных химических элементов минимальную электроотрицательность имеет
А. Углерод Б. Фтор В. Кислород
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3 . Степень окисления углерода в ряду СО2 СО С СН4
А. Не изменяется Б. Увеличивается В. Уменьшается
4. Оксид углерода (IV) имеет следующую химическую связь
А. Ковалентную полярную Б Ковалентную неполярную В. Ионную
5. С каким веществом не взаимодействует оксид углерода (IV)
А. С оксидом натрия Б. С гидроксидом калия В. С оксидом серы (IV)
4 вариант:
1. Из перечисленных химических элементов минимальную электроотрицательность имеет
А. Фтор Б. Углерод В. Азот
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3 . Степень окисления углерода в ряду СН4 С СО СО2
А. Не изменяется Б. Увеличивается В. Уменьшается
4. Графит имеет следующую кристаллическую решётку
А. Молекулярную Б. Атомную В. Ионную
5. С каким веществом не взаимодействует оксид углерода (IV)
А. С оксидом натрия Б. С гидроксидом калия В. С оксидом фосфора (V)
5 вариант:
1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома углерода соответствует электронной конфигурации
А.ns2np1 Б.ns2np2 В. ns2np3
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3. Степень окисления углерода в углекислом газе
А. + 2 Б. - 4 В. +4
4. Оксид углерода (IV)
А. Легче воздуха Б. Тяжелее воздуха В. Весит столько же, сколько воздух
5 . Определите вещество X в схеме превращений FeO + CO X + CO2
А. Кислород Б. Углерод В. железо
6 вариант:
1. Из перечисленных химических элементов наибольшую электроотрицательность имеет
А. Фтор Б. Углерод В. Азот
2. Реактивом на углекислый газ является
А. Вода Б. Известковая вода В. Гидроксид натрия
3 . Степень окисления углерода в ряду СН4 С СО
А. Не изменяется Б. Увеличивается В. Уменьшается
4. Графит имеет следующую кристаллическую решётку
А. Молекулярную Б. Атомную В. Ионную
5. С каким веществом не взаимодействует оксид углерода (IV)
А. С оксидом калия Б. С натрием В. С гидроксидом калия
5. Самопроверка (заполнение таблицы «Оценки»)
6. Рефлексия:
Вопросы к учащимся по восприятию урока:
- Что на уроке было новым?
- Что было главным?
- Что было интересным?
- Какие задания и почему вам показались наиболее сложными? На какие моменты при подготовке домашнего задания вам следует обратить внимание?
7. Д/З: Пп. 29 до слов «Именно наличие этой соли и объясняет временную жёсткость воды, упр. 5,6,7б, по желанию тест по данной теме из 5 вопросов.
Литература:
- Учебник О.С. Габриелян «Химия, 9 класс»
- Настольная книга учителя химии, 9 класс, Дрофа, Москва, 2002
- Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «химия 9», Дрофа, Москва, 2003
- Открытые уроки «Химия 8 – 11 классы», Волгоград, 2002 год
- Современный урок, часть 1, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Издательство «Учитель», 2005 год
- С.В. Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии». М. «5 за знания» 2008г