СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по краеведческому курсу «Морянка» в 4 классе по теме: «Герой земли русской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества. Именно поэтому необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.  Данная статья посвящена героическому прошлому Архангельской области. В статье использовано сравнение подвига архангельского кормщика Ивана Рябова и русского героя Ивана Сусанина. Описаны формы и методы работы с детьми на уроке по краеведческому курсу «Морянка».

Ключевые слова: подвиг, герой, привязанность к Родине, Новодвинская крепость, поморы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по краеведческому курсу «Морянка» в 4 классе по теме: «Герой земли русской»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ КУРСУ «МОРЯНКА» В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ГЕРОЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Богородская Анна Константиновна,

учитель начальных классов высшей категории,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Катунинская средняя школа»

Аннотация: интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества. Именно поэтому необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. Данная статья посвящена героическому прошлому Архангельской области. В статье использовано сравнение подвига архангельского кормщика Ивана Рябова и русского героя Ивана Сусанина. Описаны формы и методы работы с детьми на уроке по краеведческому курсу «Морянка».

Ключевые слова: подвиг, герой, привязанность к Родине, Новодвинская крепость, поморы.

Тема урока: Герой земли русской.

Цель урока: расширить представления детей о героях русского севера.

Задачи урока: познакомить детей с жизнью и подвигом Ивана Рябова; воспитывать любовь к истории Поморья.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.

Личностные УУД: иметь представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, сметливости, щедрости поморов.

Оборудование: репродукции картин (А. Баранов «Подвиг Ивана Сусанина», Максим Фаюстов «Иван Сусанин», М. Канеев «Подвиг Ивана Рябова»); грамзаписи (М. Глинка ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Напоминать юношеству о подвигах предков –

вот верный способ для привития народу

сильной привязанности к Родине».

(К.Ф. Рылеев)

- О чём говорит автор этих строк Кондратий Фёдорович Рылеев? О каких подвигах вы уже знаете? Что такое «привязанность» к Родине?

III. Актуализация знаний

Звучит запись: М. Глинка - ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя» (репродукция картины А. Баранова «Подвиг Ивана Сусанина»).

Тяжелые времена переживала тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. [6] В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки решили погубить избранного царя. Враги не знали дороги в деревню, где жил молодой Михаил и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги [7].

Подобный подвиг был совершен и на Архангельской земле.

IV. Определение темы урока.

- Кем были наши предки? (поморами) Кто такие поморы? Какой характер был у поморов? Могли ли поморы совершить поступок, показывающий любовь к Родине, героический поступок?

Тема урока: «Герой земли поморской».

V. Изучение нового материала.

Об истории, которая произошла на Архангельской земле, рассказал Е. Коковин, посвятивший свою жизнь и творчество Русскому Северу и его людям.

Евгений Степанович Коковин родился 9 января 1913 года в Соломбале, в семье потомственного моряка Степана Андреевича Коковина. Окончил Архангельскую школу морского ученичества и несколько навигаций плавал машинистом на каботажных судах Советского торгового флота. Но оказалось, что не только море влекло юношу, — со школьных лет у него росла и крепла мечта стать писателем. Летом 1929 года Коковин познакомился с Аркадием Петровичем Гайдаром, работавшим в то время в газете Правда Севера. После этой встречи стал писать свои произведения. [3]

Одно из них - «Экипаж боцмана Рябова» (репродукция картины (М. Канеева «Подвиг Ивана Рябова»).

Иван Рябов – его иногда называют северным Сусаниным.

Рябов (Иван) - архангельский лоцман. Мало кто знает, что настоящая фамилия героя не Рябов, а Седунов, а родом он был из древнего поморского села Мудьюга, что стояло на Зимнем берегу Белого моря. [4]

В 1701 г. к устью Северной Двины прибыла шведская эскадра из 4 кораблей, 2 фрегатов и яхты. Царским указом поморским рыбакам было запрещено выходить в море на промысел рыбы. Но артель, в которой был Иван Рябов, вопреки указу вышла в море. Вскоре их заметили шведы и взяли в плен. [4] 0 том, что было дальше, широко известно из книг Евгения Богданова "Лодейный кормщик»:

«…В каюту адмирала конвой ввел двух русских. Капитан Эрикссон представил Шебладу невысокого русобородого мужика в куртке и рыбацких бахилах. Мужик был коренаст, нескладен и мял в руке кожаную зюйдвестку.

– Это – русский лоцман.

– Корабельный вожа, – с достоинством сказал Иван. – Знаю устье, могу провести без опаски ваши посудины.

Эрикссон дал знак Борисову. Тот перевел.

– Так, – сказал Шеблад и, встав, подошел к Рябову, положил холеную руку на плечо. – Послужишь нам – получишь хорошую плату. Денег мы не пожалеем. Видишь, какие у нас прекрасные корабли? Сопровождать их – большая честь для русского лоцмана…» [1, с. 17]

- Как вы думаете, согласился ли Иван Рябов провести шведов к Архангельску? Перед каким выбором стоит герой? Какие чувства он испытывает? Понимает ли Иван Рябов, что он может погибнуть?

Пойманному шведами Рябову было поручено провести суда в устье реки. Рябов направил фрегаты и яхту на мель.

«Рябов оттолкнул рулевого, и тот растерянно передал ему штурвал. Лейтенант не сразу сообразил, почему русский лоцман оттолкнул его матроса, а когда догадался, было уже поздно. На всем ходу фрегат врезался килем в отмель, и все, кто был на палубе, от неожиданности чуть не упали. Яхта, вырвавшаяся вперед, тоже ткнулась днищем в тяжелый, слежавшийся двинской песок.» [1, с. 35]

VI. Первичное восприятие произведения

Самостоятельное чтение текста Е. Коковина «Экипаж боцмана Рябова» в «Хрестоматии Морянка». [2, с. 21]

VII. Анализ текста

1. Словарная работа: эскадра (отряд кораблей, судов, под одним начальством), взморье (часть моря у берегов, видимая с берега), фарватер (часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов), кормщик (старший в рыболовецкой артели, управляющий судном).

2. Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план (описание внешности, особенности речи, характер, поступки, их мотивы (почему он так поступает?).

3. Какие черты характера помогли Ивану Рябову совершить подвиг? Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Ивана Рябова? Кто одержал победу в этом сражении? В чем заслуга Ивана Рябова перед Россией?

Бой был незначительным, состоялся он в самом начале Северной войны, но во многом определил её ход и победный для России исход. Архангельск был единственным портом страны, через который Россия могла получать военное снаряжение, ткани для пошива обмундирования и другое... Шведская эскадра имела целью уничтожить архангельскую торговлю. [4]

Следовательно, победное сражение при Новодвинской крепости фактически стало судьбоносным для всей России, оно спасло страну... Успех защитников города обеспечил Иван Рябов (Седунов), посадивший на мель два шведских корабля и совершивший тем самым выдающийся подвиг... Ивана Рябова иногда называют северным Сусаниным. Однако в глазах историков заслуга перед Отечеством лодейного кормщика исторически важнее. [4]

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа: сравнительная характеристика двух произведений (табл. 1).

В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый, и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни?

В наши дни помнят о подвиге Ивана Рябова. Есть улица Ивана Рябова, в честь Ивана Рябова назван большой океанский корабль.

  1. Рефлексия.

– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?


Таблица 1 «Сравнительная характеристика произведений К. Рылеева и Е. Коковина»

Автор

Имя героя

Возраст героя

Характер

Поступки

Почему так поступает

К. Рылеев






Е. Коковин







Список используемых источников.

  1. Богданов Евгений. Лодейный кормщик. М.: Вече, 2007. 352 с.

  2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения во 2 – 4 классах. Архангельск: АО ИППК РО, 2011. 215 с.

  3. http://www.cultin.ru/writers-kokovin-evgenijj-stepanovich

  4. http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/14-09-2005/51997-ryabov-0/

  5. http://www.stihi.ru/2011/04/10/2828

  6. http://www.webmechta.com/poznay-mir/348-minin-i-pozharskiy

  7. http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200304402