СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе на тему «Изображение «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе на тему «Изображение «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»»



Раздел: Литература

Класс: 7

Тема. Изображение «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цель урока:

- дидактическая: определить место повести в творчестве А. С. Пушкина; ознакомить учащихся с содержанием повести, понятием «маленький человек»; формировать умение анализировать образы, определять идейный замысел автора и рассказчика в повести;

- развивающая: развивать умение рассуждать на поставленную тему; монологическое высказывание;

- воспитательная: воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям.



Планируемые результаты:

Предметные: научиться составлять сравнительную характеристику героя, анализировать литературное произведение.

Метапредметные:

- коммуникативные: уметь пересказывать литературное произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, уметь отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному произведению, уметь характеризовать героя.

- регулятивные: аргументировать и отстаивать свое мнение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- познавательные: строить логическое рассуждение, умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.

Личностные: формирование мировоззренческих понятий.


Тип урока: комбинированный

Дидактическое и материальное обеспечение урока: учебник, мел, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Станционный смотритель», притче «О блудном сыне», РМ (сравнительная таблица)

Ход урока:

  1. Организационная часть. (2-3 мин)

  • проверка наличия учащихся и их готовности к занятиям;

  • объявление темы и целей урока.

2. Основная часть.

2.1.Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос.(3 мин.)

-Назовите тему прошлого урока.

-Когда было написано произведение? Сколько повестей в него входит?

-От чьего лица ведется рассказ в повести? Похож ли вымышленный автор повестей с Пушкиным? Чем?

-Назовите главных героев.

-Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности. Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки).

2.2.Проверка домашнего задания.

  • Фронтальная беседа по прочитанному.(8-10 мин)

-Почему рассказчик так хорошо знает жизнь станционных смотрителей и как к ним относится? Можно ли ему доверять? (с.122)

-Кому из героев сочувствуешь особенно?

-Каким предстает Вырин при первом знакомстве?(с.123) Найдите в повести портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти изменения?(с.125)

-Опишите Дуню: ее портрет, ее характер. Каково отношение к ней отца, проезжающих, рассказчика? (с.123)

-Как жили отец и дочь до приезда Минского?

-Как случилось, что Дуня уехала с Минским, почему она согласилась на бегство с ним? Как вы относитесь к ее поступку?

-Каким вам показался Минский при первом знакомстве? (с.126) Как вы оцениваете поступок Минского по отношению к Дуне и к Вырину, ее отцу?

2.2.Усвоение новых знаний.

  • Слово учителя.(1 мин.)

Сегодня мы продолжим изучение повести «Станционный смотритель».

– Кто Виноват в страданиях Самсона Вырина?

– Кто такой «маленький» человек в литературе? На эти вопросы мы сегодня получим ответ на уроке.

  • Запись числа и темы урока в тетрадь.(2 мин)

  • Раскрытие понятия «маленький человек» в литературе(5-7 мин)

Давайте еще раз повторим, кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»? (мелкий чиновник)

Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям. (Запись в тетрадь)

Как автор относится к главному герою? (сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

За что он корил себя? (уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)

Почему он решил, что Дуня будет несчастной? (жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)

Слово учителя:

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»? Как вы считаете?

Слово учителя:

Так кто же такой маленький человек? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек – тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. 

Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

Примеры образа «Маленького человека» на слайдах

-Витя (В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

-Акакий Акакиевич (Н.В.Гоголь «Шинель»)

-А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»(Образ тонкого)

  • Физминутка

  • Продолжение анализа произведения. Закрепление знаний.

Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?

  • «Найди соответствие» Работа на карточках(3 мин)

(задание на проекторе и на карточках)

Через полчаса после отъезда дочери

Мучительное волнение

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

 Убийственное известие

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

 Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

«Эталон»

Через полчаса после отъезда дочери

Сердце его начало ныть

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

 Мучительное волнение

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

 Убийственное известие



-Как характеризует героя его состояние?

  • Работа в парах. Расставьте события повести в правильном порядке.

(карточки и проектор)

  1. Одиночество отца, оставшегося без дочери

  2. Дуня уезжает вместе с гусаром

  3. Встреча, спустя несколько лет

  4. Рассуждения о станционных смотрителях

  5. Знакомство автора с Выриным и его дочерью Дуней

  6. Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции

  7. Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь

  8. Дуня уезжает вместе с гусаром



(карточки и проектор)

  1. Рассуждения о станционных смотрителях

  2. Знакомство автора с Выриным и его дочерью Дуней

  3. Встреча, спустя несколько лет

  4. Одиночество отца, оставшегося без дочери

  5. Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции

  6. Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь

  7. Дуня уезжает вместе с гусаром

3.Заключительный этап.

3.1.Итоги урока

Тестирование на презентации

3.2.Оценивание учащихся.

4. Рефлексия

Составить синквейн

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?»