СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит технологическую карту урока. Этап обучения грамоте. Литературное чтение. Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы  Ж, ж».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж»»

ФГОС ОВЗ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы  Ж, ж»

Подготовил учитель 1 «Б» основного класса ГБОУ школа №131 Баскакова Надежда Сергеевна

2018-2019 учебный год


Тема

«Твёрдый согласный звук [ж], буквы  Ж, ж»

Цель

Знакомство со звуком [ж], буквами Ж, ж

Задачи

Образовательные: воспроизводить звуковые формы слов со звуком [ж] на конце и по их буквенной записи.

Развитие фонематического слуха.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формирование умения определять и высказывать правила изучаемые на уроке.

- Регулятивные УУД: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

- Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, вести диалог, отвечать на вопросы.

- Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение анализировать схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания.

Планируемый результат

Предметные: выполняют звуковой анализ слов со звуком [ж]; комментируют запись слов и предложений

Знать: характеристику звука, зрительный образ буквы, произношение, знать, как напечатать букву

Уметь: читать скороговорки, составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок, составлять звуковые схемы слов

Личностные: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Метапредметные: умение выполнять логические операции; участие в совместной деятельности; оценка работы одноклассников.

Основные понятия

Твердый, согласный, звук, буква, буква ж, звук [ж], слово.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы


Учебник: Горецкий, Азбука. Карточки для игры «Одень звуковичка». Карточки для составления звуковой схемы слова. Карточки с записью слогов, слов.

Карточки с заданиями.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: настроить на урок



Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться.

Вы теперь ученики.


Проверяют свою готовность к уроку. Занимают правильное положение за партой.

Артикуляционная гимнастика


Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.


Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.


Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке

II.

Актуализация знаний

Цель: вспомнить ранее изученный материал


Игра «Доскажи словечко».

Наша речь состоит из ...

Звуки бывают…

Согласные звуки бывают…

Гласные звуки бывают…

Какой секрет есть у букв Я, Е....

Имена, фамилии, клички, города…


- Отлично, ребята, как много вы уже знаете! А теперь послушайте стихотворение:

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое…

Кто это - гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.


-Какой звук чаще всего повторяется?  

Дайте характеристику  этому звуку.

Игра «Одень Звуковичка»

-Какая буква обозначает этот звук?

-Молодцы!


А теперь - дополните стихотворение!

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот)

- Сколько слогов в слове «живот»?

- Назовите первый звук.

- Охарактеризуйте звук  [ж].

Игра «Одень Звуковичка».

- Какой у него парный глухой согласный звук?

- Что мы о нем знаем?


Договаривают предложения.


(предложений)


(согласные и гласные)


(твердыми и мягкими, звонкими и глухими)


(ударными и безударными)


(могут обозначать 2 звука)


(все с заглавной буквы пишутся всегда)








Звук [ш]

Один ученик одевает Звуковичка, другой даёт звуку устную характеристику (согласный, всегда твердый, парный, глухой)



Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя.

2 слога

[ж]

Один ученик выходит к доске, одевает Звуковичка. Другой даёт звуку устную характеристику.

Всегда твердый, звонкий

Звук [ш] тоже всегда твердый


III.

Формулирование темы урока, постановка цели

- Произнесите новый звук.

Что вы услышали? Что представили?

- Кто догадался, о каком звуке будем говорить на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Цель?

- Чему вы должны научиться на уроке?

Учитель корректирует ответы учеников.

Произносят звук, отвечают на вопросы учителя.

(ж-ж-ж)

Как жужжит пчела

Формулируют тему и цель урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Цель: научиться писать новую букву и читать слова и предложения с ней.


- Откройте тетради, запишите число.

- Какую букву вы будете учиться писать?

Учитель показывает печатные буквы Ж, ж.

- На что похожи буквы?

- Чем буквы отличаются друг от друга?

- Как называется большая буква?

- Зачем она нужна?

- Как называется маленькая буква?

- А вместе это какие буквы? (печатные)

Письмо букв.

- Подготовим наши пальчики к письму.

Учитель показывает на доске образец написания буквы по клеточкам.


Чтение слогов, слов.

- Прочитайте.

Жанна

жук

пожар

ежики  

Женя

Дружок

дружок

снежинка  

крыжовник

лыжи


- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

- Сравните слова «дружок» и «Дружок»


Составление схем слов  

- Составьте звуковые схемы к словам: лыжи, пожар, крыжовник, жук


Взаимопроверка.

- Проверьте работу. Просигнальте.

Самооценка.

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- Если у вас не было ошибок, поднимите зелёный цвет и т.д.


Развитие орфографической зоркости.

- Прочитайте стихотворение с доски.

Лыжи, ерши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Работа в парах.

- Что нового узнали?

- Обсудите свой ответ с соседом по парте.

- Найдите в первых двух строчках лишние слова.

Объясните свой выбор.

- Что объединяет все эти слова?

- Какой вывод надо сделать?


Открывают тетради. Списывают с доски число.


Отвечают на вопросы учителя.







Дети под руководством учителя выполняют самомассаж пальцев.

Пишут заглавную и строчную буквы по строчке.


Читают слоги с новой буквой, слова.








Отвечают на вопросы учителя.




Один ученик выходит к доске и при помощи карточек составляет схему одного слова.

Остальные дети работают в тетрадях.

Дети проверяют работу одноклассника на доске. Если они согласны с записью, поднимают зелёный цвет.

Работа с карточками «Светофор».



Читают, думают, отвечают на вопросы учителя.






Обсуждают ответы в парах. Если ответ готов пара поднимает руки «домиком».



Буквосочетания жи-ши пиши с буквой и.


V. Физминутка

- Пришло время отдохнуть.

Выполняют комплекс упражнений №1 «Гимнастика для мозга».

VI. Первичная проверка понимания

Цель: проверить понимание изучаемого

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.25. Дайте характеристику звуку [ж].

Какой он:

Гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?



- Посмотрите на страницу 27.

Прочитайте и проговорите скороговорку. Сначала медленно, теперь прибавляем темп и попробуем быстро!








- Молодцы!


Физминутка. Игра «Узнай звук»

Я буду называть слова, если в этом слове есть [Ж] – руки вверх, если [Ш] – присели.

Шарик, шило, мороженое, штора, жаба, жасмин, шерсть, журнал, пушка, жаворонок.


- Сели ровно. Откройте учебник на стр.27.

Рассказ Л. Н. Толстого «Чиж».

- Послушайте. Я читаю, вы следите по учебнику.

- Читать рассказ будем по ролям.

- Как нужно читать слова чижа?

(Особенно выразительно — в голосе должны быть тоска и грусть.)

- Почему чиж не хотел жить в неволе?

- Прочитайте слова в столбиках (с. 27). Составьте словосочетания.

- Обратите внимание на произношение слога (ши) во всех этих словах. Какие звуки мы слышим? А какие буквы пишем?

- Обратите внимание, как читается буква н с буквой е?

Дают характеристику звука по табличкам, читают слоги и текст.


Согласный

Звонкий

Тверды



Читают скороговорку. Отрабатывают произношение.












Слушают учителя. Выполняют движения.





Проверяют свою посадку за партой.

Открывают учебник.

Следят за чтением учителя.

Отвечают на вопросы.

Читают по ролям.




Читают. Следят за чтением одноклассников. Отвечают на вопросы учителя.





VII. Первичное закрепление

Цель: проверить умение


Игра «Доскажи словечко».

- Вам нужно дополнить на карточках слоги, чтобы получились слова.

Работа в парах.

жа-

жу-

жи-

же-


Проверим, у кого какие слова получились.

Отлично!

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Сейчас я раздам вам карточки, кому-то попадется зеленая, а кому-то – жёлтая!

-Чья пара справится с заданием, показывает сигнал – «домик».


 Зеленая карточка:

1.Подчеркните  все буквы Ж.

   У Жоры – уж, у Розы – уж.

   Жутко жуку жить на суку.

   У ежа – ежата, у ужа - ужата.


 Желтая карточка:

  1. Обведите в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа,  жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.


Дополнительное задание.

Игра «Кто услышал звук?»

- Хлопните в ладоши, если вы услышите в слове звук [ж].

Пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджи, штаны, брюки, носки, джинсы, кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса, лыжи, чемодан, щетка, вешалка, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

- Отлично, молодцы, все услышали звук [ж].


Составляют слова, работая в паре.

Читают составленные слова










Работают в парах на карточках






















Хлопают в ладоши, если слышат в слове звук [ж].

VIII.

Подведение итогов


- Кто может назвать тему нашего урока?

- Какую цель вы ставили в начале урока?

- С какой буквой познакомились?

- С каким звуком работали?

- Что можете сказать о звуке [ж]?


Отвечают на вопросы

IX.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Оцените свою работу на уроке.

Нарисуйте в тетради:

Зеленый кружок – если все удалось на этом уроке;

желтый – если все удалось, но что-то было не понятно;

красный – не всё понятно, нужно еще повторить эту тему.


Рисуют в тетради кружок нужного цвета.