СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме «Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрытие идейно-образного содержания сказки, уточнение понятий внутренней и внешней красоты человека; выявление нравственных уроков произведения.            

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Развивающие:

2.1. Развивать устную речь учащихся, навык выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать нравственному восприятию текста.

Воспитательные:

3.1. Воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлять чувство доброты, сострадания, радости к окружающим и к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению по теме «Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»»

Методическая разработка урока по литературному чтению для 3 класса

по теме «Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Цель урока: раскрытие идейно-образного содержания сказки, уточнение понятий внутренней и внешней красоты человека; выявление нравственных уроков произведения.            

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Развивающие:

2.1. Развивать устную речь учащихся, навык выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать нравственному восприятию текста.

Воспитательные:

3.1. Воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлять чувство доброты, сострадания, радости к окружающим и к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы садитесь.

- Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

 - Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

- Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.

- О ком говорится в скороговорке?
- Что делает кошка?
- Почему мошку называют крошкой?



- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?



2. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку и узнаете героя сказки, которую будем сегодня читать.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

- Прочитайте название произведения.

- Знакомо вам оно?

- Прочитайте, кто автор?

- Какие другие произведения автора знакомы вам?

Тема урока: Произведение Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

- Как вы понимаете слово «гадкий»? (некрасивый, страшный, отвратительный, неприятный)

- Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Гадкий - Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.

- Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

3. Чтение первой и второй части сказки.

Чтение 1 части.

- Хорошо было...........его туда силой!

- Где сидела утка?

- Почему утка- мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

- Что сказала утка, оглядев последнего птенца?

Чтение 2 части.

- На другой день.....в колючие кусты.

- О каких опасностях предупредила утка своих детей?

- Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе?

- Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора?

4. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).

- О чём подумал утёнок, когда встретился на болоте с собакой? (Какой я безобразный, даже собаке противно до меня дотрагиваться»

-  Каким был последний вылупившийся птенец? (Не такой, как все)

- Что говорили братья и сёстры гадкому утёнку? («Чтоб тебя утащила кошка, урод несчастный!»)
– Справедливо ли такое отношение к утёнку?

5. Беседа про толерантность.

- Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они другие, не такие как мы. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Все остальные, пожалуйста,  не подсказывайте. Завязываются глаза детям и они дотрагиваются  до яблока: 1-й только до кожуры яблока одним пальцем, 2-й только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-й  до стопочки  яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

- Что это за предмет, обсудите втроём и придите к одному выводу.

Показываю яблоко.

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

- Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие отрицательные чувства он может вызывать у нас?

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

- Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

6. Продолжение чтения сказки.

Чтение 3 части.

- Маленькие птички.....боялся пошевельнуться

- Как утром встретили утенка дикие утки?

- Почему его не тронули собаки, как он считал?

- Где спрятался утенок когда радовались выстрелы?

Чтение 4 части

- Как утенок пробрался в избушку ?

- Кто жил в избушке ?

- Почему утенок ушел из избушки?

Чтение 5 части.

- Кого увидел утенок на небе белых как снег?

- Что делал утенок чтобы вода не замерзла совсем?

- Кто спас утенка

- Что крестьянин дальше сделал с утенком?

7. Подведение итогов.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто написал эту сказку? Что вы узнали нового об авторе?

- У вас на партах лежат листы с глазками дорисуй улыбку если ты доволен своей работой. Если тебе было трудно то нарисуй грустный смайлик.

8. Рефлексия.

К какому выводу мы пришли, сформулируйте его.

(Каждый человек индивидуален  и прекрасен по – своему. Все мы разные – но мы живём на одной планете и должны относиться друг к другу с пониманием. Если мы будем проявлять  друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко будет найти общий язык с теми, кто не похож на нас.)

7. Домашнее задание

- Дочитать сказку.