Тема: С. Васильев «Белая береза»
Цель: создать условия для ознакомления с произведением; учить понимать и выразительно читать произведения пейзажной лирике.
УУД:
Познавательные: умение самостоятельно пользоваться словарем, справочником, энциклопедией; обогащение представлений об окружающем мире.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: активно использовать речевые средства .для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Ход урока
I.Организационный этап.
Прозвенел звонок.
Нам пора начать урок.
Будем думать, рассуждать
И конечно же читать!
II. Этап актуализация знаний и способов действий учащихся.
-Давайте вспомним, что вам было задано на дом.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Посидим в тишине».
Чтение стихотворения «Я маму мою обидел»
а) в парах
б) в четвёрках
Речевая разминка.
Проговаривание чистоговорок:
Ру-ро-ра – просыпайся детвора.
До-ду-да – будут добрыми дела.
-Чтение чистоговорки про себя,шепотом по слогам.
-Произнесем хором первую чистоговорку – мальчики, вторую – девочки.
III. Этап изучения нового материала.
-Чтобы определить тему урока отгадайте загадку.
В платье белом девушка стоит,
И народ ее благодарит
За ее печальную красу,
За ее зелёную косу.
( берёза)
Береза испокон веков является символом нашей Родины. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвратился домой, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился березе как символу России. Известно, что в жарких странах это дерево не растет, ни в одной стране нет такого количества берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли они в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Летом, осенью, весной и зимой прекрасна, неповторима и многолика русская береза. Во все времена она служила источником вдохновения художникам, композиторам, писателям и поэтам. Замечательный поэт С. Васильев написал стихотворение, которое так и называется «Белая берёза».
(знакомство с жизнью и творчеством С.Васильева).
IV.Этап изучения нового материала.
1.Первичное знакомство с произведением С. Васильева «Белая береза».
2.Проверка первичного восприятия:
-О чем это стихотворение?
- Где проходит бой?
3.Повторное чтение и языковой анализ.
4.Чтение стихотворения уч-ся про себя.
5.Работа по содержанию:
а) выявление главной мысли стихотворения,
б) какие чувства вызывает это стихотворение?
в) от чьего имени написано стихотворение?
г) когда рассказывает солдат о случившемся?
д) опишите состояние солдата
6.Словарная работа.
Студеный сок - холодный;
Изувеченная кора – поврежденная;
Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.
V. Физкультминутка.
( разминка для глаз)
VI.Этап закрепления знаний и способов действий.
1.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
2.Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте:
а) когда была ранена береза?
б) в какое время года?
в) в какое время дня?
г) что решили воины?
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор произведения?
VIII. Рефлексия.
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?