Глазкова Е.В.
г. Шарыпово, 2024
Данный урок направлен на формирование у учащихся первичных знаний о пирамиде, ее элементах и видах, а также понимание их связи с профессиональной деятельностью мастера общестроительных работ, поэтому наиболее оптимальным является:
- Применение на отдельных этапах урока элементов новых педагогических технологий;
- Осуществление обучения математике через реализацию межпредметных связей с производственным обучением, предметами общетехнического, общепрофессионального и специального циклов.
- Элементы развивающих технологий (формирование мотивации через обучение математике, углубление интереса к предмету и выбранной профессии);
-Элементы технологий сотрудничества (работа в группах).
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Планирование времени (мин.≈) |
1 | 2 | 3 |
1.Организационный момент. Цель: мотивирование студентов к учебной деятельности, создание благоприятного психологического настроя на работу (ОК1). | 2 |
2. Постановка темы, целей урока. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (ОК 2). | |
3.Актуализация опорных знаний Цель: организовать актуализацию умений и навыков (ОК1-ОК6). На предыдущих занятиях мы с вами изучали многогранники, решали задачи. Сегодня повторим полученные знания, но на этом уроке рассмотрим многогранники с другой стороны – как геометрическое тело, которое очень часто встречается в выбранной вами профессии «Мастер общестроительных работ». Применим навыки вычисления площади поверхности и объема призмы при решении задач производственного содержания. | 6 |
Вопросы по теме «Многогранники, площади их поверхностей и объёмы». | |
3.1.Какое тело называют многогранником? | Поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. | |
3.2.Назовите виды многогранников. | Выпуклый, невыпуклый. | |
3.3.Назовите отличия выпуклого многогранника. | Выпуклый многогранник это тот многогранник, который расположен по одну сторону от плоскости любой его грани. | |
3.4. Перечислите виды многогранников, которые мы с вами изучили. | Пирамида, усеченная пирамида, прямоугольный параллелепипед, призма. | |
3.5. Какой многогранник называют призмой? | Призмой называется многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, лежащих в разных плоскостях и совмещаемые параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих точки этих многоугольников. | |
3.6.Назовите виды призм. | Прямая, наклонная, правильная. | |
3.7.Чемотличаются эти виды призм? | Прямая призма – боковые ребра призмы перпендикулярны основанию. Наклонная призма – боковые ребра призмы не перпендикулярны. Правильная призма – если в основании лежит правильный многоугольник. | |
3.8.Назовите элементы прямой призмы. | Высота призмы – его боковое ребро, длина - стороны основания. | |
3.9.Назовите формулу S полной и боковой поверхности призмы. | Sп.п.= 2Sо+Sб.п.; площадь полной поверхности равна сумме площадей боковой поверхности и удвоенной площади основания; Sб.п.=P·h, площадь боковой поверхности равна произведению периметра основания на высоту. | |
3.10.Как найти V призмы? | V=So·h, объём равен произведению площади основания на высоту. | |
3.11.Где в быту и на производственном обучении вы встречали призму? | Дом имеет форму прямоугольной четырехугольной призмы, шкаф, кирпичные стены, бетонные перемычки, фундаментные блоки, балки. | |
Вопросы по теме «Основы строительного материаловедения» | |
3.12. Какие строительные материалы в форме призмы или ее элементов чаще всего используются при возведении шатровых крыш и какие их свойства важны для обеспечения прочности и долговечности кровли? | Брус и доска: эти пиломатериалы в форме призмы используются для стропильной системы и обрешетки. Важны их прочность на изгиб и растяжение, влагостойкость (если они не обработаны антисептиками), а также правильная сушка для предотвращения деформаций; Металлический профиль (уголок, профиль): используется в стропильной системе для усиления или создания сложных геометрических форм. Важна прочность на изгиб и коррозионная стойкость; Кровельные материалы (металлочерепица, профнастил): хотя сами листы не являются призмами, их укладка и крепление к обрешетке формируют плоскости кровли, а расчет их необходимого количества основывается на площади поверхности пирамидальной формы. Важны их водонепроницаемость, устойчивость к атмосферным воздействиям, долговечность. | |
3.13. Предположим, что при расчете объема котлована в форме усеченной пирамиды вы получили значение 200 м³. Какие факторы, связанные со свойствами грунта, могут повлиять на фактическое количество вывозимого грунта и стоимость работ? | Плотность, влажность, состав и разбухание грунта. | |
3.14. Для возведения кирпичной колонны в форме правильной призмы необходимо рассчитать количество кирпича. Какие характеристики кирпича (как строительного материала) и призматической формы колонны необходимо учитывать для точного расчета? | Размеры кирпича, размеры колонны, плотность кирпича, вид кирпича, толщина шва и вид перевязки кладки. | |
4. Изучение нового материала Цель: дать определение пирамиды и её элементов, используя профессиональную терминологию (основание, высота, боковые грани, апофема, рёбра), познакомить с видами пирамид, акцентируя внимание на примерах из строительной практики (шатровые крыши, купольные конструкции). | 20 |
4.1. Определение «Пирамида» | Пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника — основания пирамиды, точки, не лежащей в плоскости основания, — вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания. (представьте, что у вас есть многоугольник (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д.). Теперь возьмите точку вне плоскости этого многоугольника и соедините эту точку отрезками со всеми вершинами многоугольника. Полученная фигура — это и есть пирамида. Многоугольник — это её основание, а образовавшиеся треугольники — это её боковые грани) | |
4.2. Основание пирамиды | Основание пирамиды — это многоугольник, который не является боковой гранью. (Основание — это плоская фигура (многоугольник). Именно по форме основания различают пирамиды (треугольные, четырёхугольные и т. д.)) | |
4.3. Боковые грани | Боковые грани - треугольные грани, сходящиеся в вершине. (Каждая боковая грань «опирается» на одну сторону основания пирамиды) | |
4.4. Вершина пирамиды | Вершина пирамиды — общая точка боковых граней, не лежащая в плоскости основания. (Вершина — это «верхняя» точка пирамиды, где сходятся все боковые грани. Она не лежит в плоскости основания пирамиды.) | |
4.5. Боковые ребра пирамиды | Боковые ребра пирамиды — это отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания. (Боковые рёбра — это «линии», по которым боковые грани «соединяются» между собой. Это отрезки, которые идут от вершины пирамиды к углам основания.) | |
4.6. Высота пирамиды | Высота пирамиды — это перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость ее основания. (Высота — это кратчайший путь от вершины пирамиды к ее основанию. Она перпендикулярна (образует прямой угол) плоскости основания. В строительстве высота пирамиды (например, крыши) важна для расчета объемов и углов наклона.) | |
4.7. Апофема | Апофема — это высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины. (Апофема — это отрезок, проведенный из вершины пирамиды к середине стороны основания по боковой грани. Она является высотой боковой грани и часто используется для вычисления площади поверхности правильной пирамиды.) | |
4.8. Виды пирамид по форме основания | Пирамиды различаются по форме многоугольника, лежащего в основании. Самые распространенные виды: треугольная пирамида (тетраэдр): основанием является треугольник четырехугольная пирамида: основанием является четырёхугольник (квадрат, прямоугольник, параллелограмм и т. д.) пятиугольная пирамида: основанием является пятиугольник и т.д. | |
4.9. Правильная пирамида | Правильная пирамида — это пирамида, основанием которой является правильный многоугольник, а высота пирамиды опускается в центр этого многоугольника. (Правильная пирамида — это особый вид пирамиды, основание которой представляет собой правильную фигуру (все стороны и углы равны). Высота таких пирамид всегда направлена в центр основания. В строительстве шатровые крыши часто имеют форму правильной пирамиды.) | |
4.10. Площадь боковой поверхности пирамиды | Площадь боковой поверхности пирамиды — это сумма площадей всех ее боковых граней. (В правильной пирамиде все боковые грани равны, и площадь боковой поверхности вычисляется проще. В строительстве эти знания нужны, например для расчёта количества материала для облицовки пирамидальных конструкций.) Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна: Sбок=121/2*Ра, где Р — периметр основания, а — апофема (Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды равна произведению полусуммы периметров оснований на апофему) | |
4.11. Площадь полной поверхности пирамиды | Площадь полной поверхности пирамиды - называется сумма площадей всех её граней (основания и боковых граней) Sполн=Sбок+Sосн. | |
4.12. Объем пирамиды | Объем пирамиды вычисляется по формуле: V = (1/3) * Sосн * h, где Sосн — площадь основания, а h — высота пирамиды. | |
5. Формирование практических навыков и навыков умственного труда | 10 |
5.1. Даны линейные размеры пирамиды (например, высота 5 метров, основание — квадрат со стороной 4 метра. Задание: выполните простейший чертёж этой пирамиды в виде сверху и сбоку (без учёта масштаба, схематично, главное — соблюсти форму и основные элементы). | | |
5.2. Крыша имеет форму правильной четырехугольной пирамиды. Угол между боковой гранью пирамиды и основанием равен 45 гр. Длина основания крыши 4,5 м. Сколько металлических листов понадобиться, чтобы покрыть крышу, если размеры листа 70 см на 140 см. (необходимый резерв материала 10% от площади крыши). | Пирамида ABCDS, в оcновании лежит квадрат ABCD, AB = BC = CD = AD = 4,5 м. O – центр квадрата, M – середина BC, угол SMO = 45°. Размер мет. листа 140х70 см. Необходимый резерв равен 10% от площади крыши. Сколько надо листов, чтобы покрыть крышу? Решение. Найдем площадь боковой поверхности крыши. OM = AB/2 = 4,5/2 = 2,25 м. Угол SMO = 45°, значит, треугольник SMO – прямоугольный и равнобедренный. Поэтому высота SO = OM = 2,25 м. а апофема SM = 2,25·√2 ≈ 3,18 м Площадь одной боковой грани: S(гр) = a·h/2 = BC·SM/2 = 4,5·3,18/2 ≈ 7,16 м2 Всего граней 4, общая площадь крыши: S = 4·S(гр) = 4·7,16 = 28,64 м2 Добавляем 10% необходимого резерва: S(R) = S + 0,1·S = 28,64 + 2,864 = 31,504 м2 Площадь 1 мет. листа S(л) = 140·70 см2 = 1,4·0,7 м2 = 0,98 м2 На всю крышу вместе с резервом нужно: S(R)/S(л) = 31,504/0,98 = 32,147 = 33 листа. Ответ: 33 листа. | |
Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях. | 5 |
5.3. Возможно, кому-нибудь из вас придется решать такую или аналогичную задачу в дальнейшем, ведь математика очень тесно связана с выбранной Вами профессией. | | |
Закрепление и обобщение материала. | |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: дать качественную оценку работы группы и наиболее активных обучающихся. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке (ОК-8). | 5 |
Подобные измерения, расчеты и вычисления вы будете выполнять в своих выпускных экзаменационных работах. А теперь давайте вернемся к листам настроения и оценим свое участие в уроке. | | |
Учащиеся оценивают свое настроение (прил.1). Учитель комментирует общее настроение. Оценивает ответы учащихся. | |
7. Домашнее задание. Постановка дальнейшей перспективы | 2 |
Математика — это тот предмет, который тесно связан с изучением таких дисциплин как: основы строительного черчение, основы строительного материаловедения, производственная практика, необходимых для овладения вашей будущей профессией «Мастер общестроительных работ». Домашнее задание: выполните чертёж (вид сверху и вид сбоку) строительной конструкции, имеющей пирамидальную форму. Это может быть: шатровая крыша, купол, пирамидальный навес, декоративный элемент фасада. Укажите все размеры (длину, высоту), используя профессиональные обозначения (h, l, a и т. д.). Используйте линейку, карандаш, ластик, соблюдайте точность. | | |