СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения с использованием рабочего листа

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж

ордена «Знак Почёта»












Методическая разработка

открытого учебного занятия

участника XV Фестиваля педагогического мастерства

«Мастерство и вдохновение»



Тема: Анализ художественного произведение на уроке литературного чтения с использование рабочего листа.

Дисциплина: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания в начальной школе

ФИО автора: Голубкова Вера Васильевна

Дата проведения: 12 декабря 2024 года


















РАССМОТРЕНО:

на предметно-цикловой комиссии педагогического отделения

протокол № 3 от «27» ноября 2024 г.


РЕКОМЕНДОВАНО

к участию в ХV Фестивале педагогического мастерства «Мастерство и вдохновение»

от заведующего учебной частью

ГБПОУ «КПППК»

______________/Дерябиной Н.Н./.

«29» ноября 2024 г.


М.п.














Предмет: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания»

Тема: Анализ художественного произведение на уроке литературного чтения с использование рабочего листа.

Цель занятия: формирование умений проводить различные виды анализа художественного произведения на уроках литературного произведения с использованием рабочего листа

Дидактическая задача: дать сведения о видах анализа художественного произведения в начальной школе.

Развивающая задача: способствовать формированию умений проводить различные виды анализа при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения через создание «Рабочего листа» для учащихся.

Воспитательные задачи: обеспечивать у обучающихся формирование интереса к самостоятельному решению профессиональных задач.

Требования к освоению дисциплины профессионального модуля (выписка из ФГОС  СПО по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах)

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков

Ведущая технология: технология проблемного обучения, ИКТ-технология, технология критического мышления.

Методы, приемы обучения, формы организации деятельности:

  1. Практический (прием: проектирование рабочего листа)

  2. Поисковый (приём: отбор содержания для рабочего листа, анализ информации)

  3. Словесный (приём: беседа, объяснение)

  4. Наглядный (приём: демонстрация разработанного рабочего листа)

  5. Информационно-развивающий (приём: разработка рабочего листа с использованием компьютера)

  6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

План занятия

  1. Организационный.

  2. Актуализация опорных знаний умений, фиксация затруднений.

  3. Постановка учебной проблемы

  4. Практическая работа.

  5. Итоги занятия. Рефлексия деятельности

  6. Домашнее задание.

Дидактические средства, интерактивное оборудование

для учителя: интерактивная панель Smart SBID-mx265-v2, папка «Дидактические материалы к урокам литературного чтения при конструировании «Рабочего листа с использованием разных видов анализа» урока», учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В для 3 класса

для обучающихся: ноутбуки, интерактивная панель Smart SBID-mx265-v2, приложение – папка «Дидактические материалы к урокам литературного чтения при конструировании «Рабочего листа с использованием разных видов анализа», учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса



Ход занятия:

Этапы занятия

Задача этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы (приёмы) формы организации познавательной деятельности

I.Организационный момент

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

-Бур лун, дона велöтчиссез! Добрый день, уважаемые студенты. Меня зовут Вера Васильевна Голубкова, я преподаватель специальных дисциплин Коми-Пермяцкого профессионально-педагогического колледжа ордена «Знак Почёта». Я рада видеть вас на занятии по МДК «Русский язык с методикой преподавания».

-Прочитайте высказывание известного французского просветителя Жан-Жака Руссо, выделите для себя главные слова.

«Жан Жак Руссо «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

- Я соглашусь с автором и уверена, что вы отлично умеете работать, и сегодня совместно достигнете новых результатов на пути к освоению вашей будущей профессии.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на совместную работу








Изучают содержание высказывания, выделяют главные слова, обосновывают свой выбор.

«Талантливые», «умеете, «работать над собой», «новые цели», «стремиться к достижению»

Словесный (приём: приветствие),фронтальная форма организации работы

II.Актуализация опорных знаний умений, фиксация затруднений

Актуализировать знания о видах анализа художественного произведения

Обеспечить мотивацию, подготовить к принятию целей занятия

Тема урока «Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения с использованием рабочего листа».

-Назовите ключевые слова из темы урока

- Рассмотрим ключевое понятие «анализ» по разным источникам информации. У вас на партах лежит папка «Дидактические материалы к урокам литературного чтения при конструировании «Рабочего листа» с использованием разных видов анализа». найдите в рабочем лист задание 1. Изучите понятие «анализ» по разным источникам. Выберите подходящее к теме урока толкование, подчеркните. Обоснуйте свой выбор.

-Знаете ли вы как запланировать на уроке анализ произведения с помощью рабочего листа? В этом вам поможет отрывок из произведения Л.Толстого «Акула», изучаемый в 3 классе. Прочитайте отрывок.

- Выполните задание 2. Прочитай отрывок из произведения Л.Толстого «Акула». Подумайте, как запланируете анализ текста с помощью рабочего листа?

-Сможем ли эту проблему решить на уроке?

Исходя из ключевых слов в теме урока, сформулируйте цель







Называют ключевые слова: «анализ», художественное произведение», «рабочий лист»

Изучают понятие «анализ» по 4 источникам, выделяют подходящее понятие –8.

этап работы над художественным произведением, на котором ведётся разбор его логически законченных частей с целью уяснения смысла.

Объясняют свой выбор.




Знакомятся с содержанием отрывка

Затрудняются ответить










Да/нет


научиться проводить различные виды анализа художественного произведения на уроках литературного чтения с использованием рабочего листа

Проблемно-поисковый: сравнение и выбор нужного

определения по разным источникам

Наглядный: использование папки «Дидактические материалы для конструирования рабочего листа»

Парная форма организации работы

Словесный: беседа Проблемно-поисковой: выявление эффективности использования рабочего листа на уроке

Парная, фронтальная формы организации работы

III.Постановка учебной проблемы


- Одним из ключевых слов вы отметили выражение «рабочий лист»

А чтобы узнать, что такое «Рабочий лист», выполните задание 3. Изучите термин «рабочий лист» по предложенной информации. Найдите ключевые слова и подчеркните их.

- Рассмотрите преимущества использования Рабочего листа и заполните таблицу, обсудив в паре данные преимущества, запишите в одну из колонок таблицы.

- 1-2 пары заполняют колонку «Преимущества рабочего листа «глазами учителя»

3 пара – «глазами» обучающегося

-Представление вариантов.






- А знаете ли вы виды анализа художественного произведения, используемые в начальной школе?

- Выполните задание 5 на рабочем листе.

-Изучите виды анализа произведений и на примере отрывка из рассказа «Акула» устно попробуйте составить задания.

-Чтобы сконструировать рабочий лист, надо знать его структуру. Для этого рассмотрим один из образцов рабочих листов для анализа художественного произведения на примере рассказа Л.Толстого «Акула»

1) специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы, помогающий организовать учебную деятельность, сделать её более структурированной и целенаправленной.

2) инструмент, способный помочь сделать учебный процесс деятельностным, ученики будут активно включены в процесс изучения материала

3) система заданий по определённой теме урока, обучение детей работе с информацией в разных видах

Да/нет



Предлагают варианты заданий (например, составить характеристику артиллеристу)

Слушают описание рабочего листа с рассказа учителя.


IV. Выполнение практической работы

1. Ознакомление с алгоритмом работы

Организовать выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия – разработка заданий для «Рабочего листа»

-Виды анализа изучили, преимущества рабочего листа выделили, образец рассмотрели, переходим к практической работе разработке фрагмента рабочего листа, включающий какой-либо вид

анализа на примере рассказа Л.Толстого «Прыжок» для обучающихся 3 класса, работаете в паре.

-Напомните правила работы в паре. –- 1 пара - разрабатывает фрагмент листа с использованием анализа художественных образов

1 пара – анализ развития действия

3 пара – проблемный анализ

-Ознакомьтесь с алгоритмом работы, задание 7.

Алгоритм работы при разработке рабочего листа

1.Войдите по ссылке на

Яндекс-диск, рассмотрите еще раз образец, изучите макет рабочего листа.

2. Ознакомьтесь с содержанием рассказа.

3. Определите содержание заданий на предложенный вид анализа.

4. Оформите задания в макете.

5. Подготовьтесь к презентации рабочего листа по заданному виду анализа.








Работать сообща, прислушиваться к мнению друга друга, приходить к единому решению










Ознакомление с алгоритмом






2. Самостоятельная работа

Выполнение самостоятельной работы в паре

Самостоятельно разрабатывают задания на рабочий лист

Информационно-развивающий: разработка фрагмента рабочего листа на компьютере

Парная форма организации работы

3.Редактирование разработанного «Рабочего листа», взаимоконтроль



- Обменяйтесь разработанными вариантами рабочих листов, если это требуется, отредактируйте, выделите эту часть другим цветом.

Редактируют задания, оформляют, готовятся их комментировать во время презентации

Проблемно-поисковой: выявление + и – заданий на рабочем листе

Парная, фронтальная формы организации работы

4. Презентация рабочих листов

-Подготовьтесь к презентации разработанных заданий.

-В процессе защиты нужно оценить задания однокурсников лайками, разместить их рядом с теми заданиями, которые считаете соответствуют критериям:

Критерии оценивания заданий

  1. Подобраны в соответствии с видом анализа.

  2. Сформулированы правильно.

  3. Соответствуют возрасту учащихся

  4. Интересны для учащихся по содержанию

  5. Формируют аналитические умения учащихся

  6. Оформлены эстетически и композиционно грамотно

Презентуют рабочие листы

Осуществляют взаимоценку лайками, словесной оценкой согласно критериям.

Наглядный: демонстрация рабочих листов

Фронтальная, парная форма организации работы

V. Итоги занятия. Рефлексия деятельности

Обобщить знания, результаты работы, оценить деятельность на уроке.

- Итак, какая цель была поставлена в начале урока?

- Как вы считаете, достигли ее?

- Что было новым для вас?




- Оцените важность, полезность материал занятия с помощью чек-листа, оформите на нем с помощью предложенных знаков.

- Вернемся к высказыванию Жан-Жака-Руссо. Я подтверждаю, что вы талантливы.

- Чему поразились сегодня на уроке?



Да.

Виды анализа художественного произведения в начальной школе

Высказываются о полезности содержания урока по чек-листу.





Смогли разработать и сконструировать рабочий лист.

Словесный: анализ собственной деятельности и результатов

Фронтальная форма организации работы

VI. Домашнее задание

Закрепить полученные знания и умения при разработке

- В качестве домашнего задания предлагаю разработать рабочий лист для проведения разных видов анализа класса по одному из произведений Л.Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве» для 3 класса. Ссылка на Яндекс-диск поможет выйти на макет рабочих листов. Готовые рабочие листы отправляете по кьюар-коду на проверку. Жду от вас откликов.

- Благодарю всех за плодотворную работу. Вы большие молодцы.

-До свидания.


Словесный: комментирование


Фронтальная форма организации работы













Приложение1


ГЛОССАРИЙ



АНАЛИЗ (греческое)

(«Словарь иностранных слов»)



1. разбор 2. разложение 

на составные части, элементы

3. способность и прием ума разделять познаваемый предмет на части




(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова)




4. метод исследования путём 5. всесторонний разбор, рассмотрение

рассмотрения

отдельных сторон,

свойств, составных

частей чего-либо.




(«Педагогический словарь»)



6.мысленное разложение  7. выделение 

исследуемого целого отдельных признаков 

 на составляющие,  и качеств явления



( «Словарь-справочник по методике русского языка»)


8. этап работы над художественным произведением, на котором ведётся разбор его логически законченных частей с целью уяснения смысла





ЧЕК-ЛИСТ

Виды анализа при чтении художественного произведения в начальной школе

+ знаю, использую на практике (буду использовать в дальнейшем)

! узнала новые формы организации анализа произведения , материал интересен

- использовать не буду

1. Анализ художественных образов

- сравнение, сопоставление образа героев между собой

- составление характеристики героя

- влияние характеристики героев на идею произведения


2. Анализ развития действия

- разбор сюжета, композиции произведения

- установление последовательности событий в тексте


3. Стилистический анализ

- составление характеристики текста в произведении с точки зрения языка

-выделение художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор)

-выяснение роли художественно-изобразительных средств языка для передачи основной мысли текста


4. Проблемный анализ

-выделение главных эпизодов, событий в тексте

- определение темы, жанра, главной мысли произведения






Приложение 3

ЧТО ТАКОЕ РАБОЧИЙ ЛИСТ?

РАБОЧИЙ ЛИСТ – это….

1)специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы, помогающий организовать учебную деятельность, сделать её более структурированной и целенаправленной.

2) инструмент, способный помочь сделать учебный процесс деятельностным, ученики будут активно включены в процесс изучения материала

3) система заданий по определённой теме урока, обучение детей работе с информацией в разных видах


Некоторые преимущества использования рабочих листов:

  • Организация учебного процесса. Ученики получают чёткое представление о том, что от них ожидается на каждом этапе урока.

  • Индивидуализация обучения. Рабочие листы могут быть адаптированы под уровень знаний и навыков каждого учащегося. 

  • Активизация познавательной деятельности. Чёткие и конкретные задания на рабочем листе мотивируют учащихся к активному участию в учебном процессе. 

  • Контроль и оценка знаний. По выполнению заданий учитель может оперативно оценить уровень усвоения материала, выявить пробелы и скорректировать учебный процесс. 

  • Формирование навыков самостоятельной работы. Учащиеся учатся работать с информацией, выполнять задания в определённой последовательности, анализировать результаты своей работы. 

Структура рабочего листа

Тема:

Инструкция:

Целеполагание:

Виды заданий:

  • найди соответствия

  • раскрась

  • подпиши

  • соедини

  • составь

  • реши кроссворд

  • зашифруй

  • распредели по группам

  • найди правильную последовательность