2. Активизация ранее полученных знаний 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи этапа: -актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Слайд 1 В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были… - На какую мысль наводят вас эти слова? - А какие бывают сказки? - А еще сказки бывают музыкальные. А где мы можем посмотреть музыкальные сказки? Слайд:2 На экране здание, что о нём вы можете рассказать? - Правильно, это театр оперы и балета. Он называется Большой театр и находится он в Москве. А что в этом театре можно посмотреть? - Что такое опера? - Что такое балет? - Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является сказка? Слайд 3 Ребята скажите, а какой оркестр играет в опере или балете? Слайд 4 А какие оркестры вы еще вы знаете? А как можно понять какой это что это за оркестр? Правильно ребята, в каждом оркестре играют свои музыкальные инструменты. Ребята, а скажите, кто является руководителям любого оркестра? Молодцы! Итак, на прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой. А вот о какой сказке пойдет речь на нашем уроке, вам поможет понять небольшое стихотворение, которое я вам прочитаю. С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под елью, Тропинка тебя приведет, Расскажет о Пете и Волке, Гобой, и кларнет, и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой гобой, А злого-презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные двери - страницы, В нее поскорей отвори. Итак, попробуйте назвать героев этой сказки? Итак, давайте попробуем дать название этой сказки? Наша сказка называется « Петя и волк». -Я предлагаю открыть учебник на (стр. 90) и дополнить название этой сказки. Читаем заголовок. - Ребята, что вам знакомо в этом названии? - А кто знает, что значит симфоническая? Правильно ребята, молодцы, симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр. Так как будет звучать полное название нашей сказки? Слайд 5 Какую цель мы должны поставить на уроке? - Какие задачи, для того, чтобы достичь нашей цели? - Как мы будем решать эту задачу. Ребята вы подумайте и попробуйте ответить мне на такой вопрос, зачем нужно было писать эту сказку именно для симфонического оркестра? Правильно молодцы! Композитор, автор сказки( показать портрет композитора) С.С. Прокофьев создавая эту сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Слайд 6 Посмотрите на презентацию, перед вами инструменты симфонического оркестра и со многими из них вы еще не знакомы, а вот сказка вам поможет. Давайте еще раз обратимся к нашему учебнику и прочитаем информацию, которую дают нам авторы учебника. Итак, о чем говорят нам авторы? Правильно, молодцы. С. Прокофьев дал каждому герою своей сказки музыкальную тему, которую играет определенный музыкальный инструмент. | Вспоминают пройденный материал. Ответ: так начинаются сказки. Ответ: русские народные, волшебные сказки. Ответ: В музыкальном театре Ответ: это театр Ответ: оперу и балет Ответы детей Ответ: Щелкунчик, Руслан и Людмила Ответ: симфонический Ответ: народный, духовой Ответ: по музыкальным инструментам Ответ: дирижер Слушают учителя. Ответ: Петя, волк, утка, пичуга Дети выдвигают свои версии, приходят к единому мнению. Работа с учебником Ответ: симфоническая сказка Ответ: сказка Ответ: Значит, будет играть симфонический оркестр Ответ: симфоническая сказка « Петя и волк» Ответ: познакомиться со сказкой. Ответ: Узнать, что такое симфоническая сказка, познакомиться с героями этой сказки. Ответ: слушать, анализировать, рассуждать о музыке Дети выдвигают свои версии Ответ: познакомить со звучанием симфонического оркестра. На доске портрет композитора Работа с учебником. Смысловое чтение. Ответ: у каждого героя сказки есть своя тема, которую исполняет свой инструмент. |
4. Первичное усвоения новых знаний. Задачи этапа: Сформировать знания о тембре музыкальных инструментов симфонического оркестра; Развить эмоциональный отклик на музыку. Помогать обучающимся выражать свои впечатления от прослушанного и увиденного материала. | Давайте и мы с вами познакомимся с этой сказкой! Слайд 7 -Главный герой сказки Петя, возможно, он ваш ровесник. Как, по-вашему, должна звучать его тема? -А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор. -Какой же Петя? Какая мелодия? -Черты, какого жанра мы слышим в его теме: песни, танца или марша? - А какие инструменты изображали тему Пети? -Да вы правы, но тему Пети исполняет не только этот инструмент, а целая группа: скрипка, альт, виолончель. Посмотрите это инструменты струнно-смычковой группы симфонического оркестра, что объединяет эти инструменты? Слайд 8 -Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки? -Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора? Охарактеризуйте эту музыкальную тему? -Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»- так звучат слова дедушки из сказки. -Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – деревянно -духовой инструмент. Тембр «голос» у фагота: низкий или высокий? Слайд 9 -Посмотрите на презентацию, перед вами еще инструменты деревянно -духовой группы, прочитайте какие инструменты еще остались? Слайд 9( по щелчку) Посмотрите на наших героев, давайте пробуем для каждого героя подобрать свой музыкальный инструмент? Сейчас прозвучат музыкальные темы, а вы попробуете отгадать, кому они принадлежат. А какое настроение у этой темы? Как вы думаете, кому принадлежит эта тема? Какой инструмент изображал тему птички? Слушаем следующую тему. А кому из героев сказки принадлежит следующая тема? -Почему вы решили, что это кошка? -Какой характер у Кошки? -Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет. Тембр «голос» кларнета, какой? Продолжаем знакомиться с героями нашей сказки. Прослушаем еще один музыкальный фрагмент. Итак, как вы думаете, кому принадлежит эта тема? Какой еще у нас инструмент остался в этой группе? Дайте характеристику тембру гобоя? Молодцы ребята. Слайд 10( по щелчку) У нас с вами остались всего два героя из этой сказки Волк и охотники. Волк обычно в сказках, какой персонаж? Правильно, и этой сказке Волк тоже совершает плохие поступки, Подумайте, какая должна быть тема у этого героя? И последний персонаж нашей сказки это охотники, что любят делать охотники? А теперь прослушайте темы, и вы попробуйте определить, кому какая тема принадлежит. Дайте характеристику темы волка? Озвучивает тему волка медно -духовой инструмент валторна. Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе. Ну и тему охотников композитор вводит звучание выстрелов, которые изображают ударные инструменты: Литавры и Большой барабан. Ну, а теперь я вам предлагаю посмотреть эту сказку. | Ответ: Петя Ответ: весело, радостно Слушание: темы Пети Ответ Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает. Ответ: марша Ответ: скрипки Ответ: имеют одну форму и играют на нем с помощью смычка Ответы Слушание: тема Дедушки Ответ: Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Ответ: низкий ОТВЕТЫ ДЕТЙ Слушание: тема Птички Ответ: радостное Ответ: птичке Ответ: флейта Слушание: тема Кошки Ответ: кошка Ответ: Музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется. Ответ: Мягкий, хитрый, осторожный. Ответ: Низкий, мягкий, спокойный, бархатный Слушают: тема Уточки Ответ: уточка Ответ: гобой Ответ: Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Ответ: отрицательный Ответ: Музыка страшная… Ответ: стрелять Слушают: тема волка и тема охотников. Определяют темы Ответ: Грозная Просмотр презентации. Просмотр видео. |