СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по музыке 3 класс " Петя и Волк"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по музыке 3 класс " Петя и Волк"»

Технологическая карта урока музыки

(составила учитель музыки Попова Татьяна Александровна)

2 класс

Тема урока

Симфоническая сказка «Петя и волк».      

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Познакомить с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и волк».


Планируемые результаты

Предметные

Научить распознавать тембры отдельных инструментов, развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева.

Личностные

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Метапредметные

Коммуникативные

Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме

Регулятивные

Принимать учебную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с планом работы, прогнозировать взаимосвязи действий и результатов, планировать практические действия, руководствоваться правилами при выполнении работы, осуществлять поэтапный и итоговый контроль, корректировать работу, производить оценку выполненной работы.

Познавательные


Воспринимать и анализировать текстовую, зрительную и слуховую информацию; расширять круг знаний о новых технологиях работы, использовать полученные знания и умения в творческой практической работе.

Методы организации учебной деятельности

Словесные, наглядные, слуховые

Форма организации работы

Индивидуальная, фронтальная

Используемые технологии

Технология деятельностного метода, здоровье сберегающие, информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Межпредметные связи

Литература, живопись

УМК

Г.П.Критская,  Е.Д.Сергеева, Т.С. Шмагина « Музыка 2 класс»

Музыкальный материал

С.С. Прокофьев симфоническая сказка « Петя и волк». Песня «Сказки гуляют по свету» Слова М. Пляцковского   Музыка Е. Птичкина.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.


Организация и включение учащихся в учебную деятельность


Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ученики.


Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.

-Настраиваются на активную творческую

работу в классе.

Обращаю- Здравствуйте,- учитель.




2. Активизация ранее полученных знаний
















3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи этапа:

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Слайд 1 В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были…

- На какую мысль наводят вас эти слова?

- А какие бывают сказки?

- А еще сказки бывают музыкальные.

А где мы можем посмотреть музыкальные сказки?

Слайд:2

На экране здание, что о нём вы можете рассказать?

- Правильно, это театр оперы и балета. Он называется Большой театр и находится он в Москве.

А что в этом театре можно посмотреть?

- Что такое опера?

- Что такое балет?

- Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является сказка?

Слайд 3 Ребята скажите, а какой оркестр играет в опере или балете?

Слайд 4 А какие оркестры вы еще вы знаете?

А как можно понять какой это что это за оркестр?

Правильно ребята, в каждом оркестре играют свои музыкальные инструменты.

Ребята, а скажите, кто является руководителям любого оркестра? Молодцы!

Итак, на прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой.

А вот о какой сказке пойдет речь на нашем уроке, вам поможет понять небольшое стихотворение, которое я вам прочитаю.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Итак, попробуйте назвать героев этой сказки?

Итак, давайте попробуем дать название этой сказки?

Наша сказка называется « Петя и волк».


-Я предлагаю открыть учебник на (стр. 90) и дополнить название этой сказки.

Читаем заголовок.

- Ребята, что вам знакомо в этом названии?

- А кто знает, что значит симфоническая?

Правильно ребята, молодцы, симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр.

Так как будет звучать полное название нашей сказки? Слайд 5

Какую цель мы должны поставить на уроке?

- Какие задачи, для того, чтобы достичь нашей цели?

- Как мы будем решать эту задачу.



Ребята вы подумайте и попробуйте ответить мне на такой вопрос, зачем нужно было писать эту сказку именно для симфонического оркестра?

Правильно молодцы!

Композитор, автор сказки( показать портрет композитора)

С.С. Прокофьев создавая эту сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической музыки.

Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Слайд 6 Посмотрите на презентацию, перед вами инструменты симфонического оркестра и со многими из них вы еще не знакомы, а вот сказка вам поможет.

Давайте еще раз обратимся к нашему учебнику и прочитаем информацию, которую дают нам авторы учебника.

Итак, о чем говорят нам авторы?

Правильно, молодцы.

С. Прокофьев дал каждому герою своей сказки музыкальную тему, которую играет определенный музыкальный инструмент.

Вспоминают пройденный материал.


Ответ: так начинаются сказки.

Ответ: русские народные, волшебные сказки.


Ответ: В музыкальном театре


Ответ: это театр



Ответ: оперу и балет

Ответы детей


Ответ: Щелкунчик, Руслан и Людмила


Ответ: симфонический

Ответ: народный, духовой

Ответ: по музыкальным инструментам




Ответ: дирижер





Слушают учителя.




















Ответ: Петя, волк, утка, пичуга

Дети выдвигают свои версии, приходят к единому мнению.



Работа с учебником

Ответ: симфоническая сказка

Ответ: сказка

Ответ: Значит, будет играть симфонический оркестр


Ответ: симфоническая сказка « Петя и волк»

Ответ: познакомиться со сказкой.

Ответ: Узнать, что такое симфоническая сказка, познакомиться с героями этой сказки.

Ответ: слушать, анализировать, рассуждать о музыке

Дети выдвигают свои версии

Ответ: познакомить со звучанием симфонического оркестра.


На доске портрет композитора










Работа с учебником. Смысловое чтение.


Ответ: у каждого героя сказки есть своя тема, которую исполняет свой инструмент.

4. Первичное усвоения новых знаний.

Задачи этапа:

Сформировать знания о тембре музыкальных инструментов симфонического оркестра;

Развить эмоциональный отклик на музыку.

Помогать обучающимся выражать свои впечатления от прослушанного и увиденного материала.



Давайте и мы с вами познакомимся с этой сказкой!

Слайд 7

-Главный герой сказки Петя, возможно, он ваш ровесник.

Как, по-вашему, должна звучать его тема?

-А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор.

-Какой же Петя? Какая мелодия?



-Черты, какого жанра мы слышим в его теме: песни, танца или марша?

- А какие инструменты изображали тему Пети?

-Да вы правы, но тему Пети исполняет не только этот инструмент, а целая группа: скрипка, альт, виолончель.

Посмотрите это инструменты струнно-смычковой группы симфонического оркестра, что объединяет эти инструменты?

Слайд 8

-Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?

-Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?


Охарактеризуйте эту музыкальную тему?

-Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»- так звучат слова дедушки из сказки.


-Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – деревянно -духовой инструмент. Тембр «голос» у фагота: низкий или высокий?

Слайд 9

-Посмотрите на презентацию, перед вами еще инструменты деревянно -духовой группы, прочитайте какие инструменты еще остались? Слайд 9( по щелчку)

Посмотрите на наших героев, давайте пробуем для каждого героя подобрать свой музыкальный инструмент?


Сейчас прозвучат музыкальные темы, а вы попробуете отгадать, кому они принадлежат.

А какое настроение у этой темы?

Как вы думаете, кому принадлежит эта тема?

Какой инструмент изображал тему птички?


Слушаем следующую тему.

А кому из героев сказки принадлежит следующая тема?

-Почему вы решили, что это кошка?



-Какой характер у Кошки?


-Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет. Тембр «голос» кларнета, какой?

Продолжаем знакомиться с героями нашей сказки.

Прослушаем еще один музыкальный фрагмент.

Итак, как вы думаете, кому принадлежит эта тема?

Какой еще у нас инструмент остался в этой группе?

Дайте характеристику тембру гобоя?


Молодцы ребята.

Слайд 10( по щелчку)

У нас с вами остались всего два героя из этой сказки Волк и охотники.

Волк обычно в сказках, какой персонаж?

Правильно, и этой сказке Волк тоже совершает плохие поступки,

Подумайте, какая должна быть тема у этого героя?

И последний персонаж нашей сказки это охотники, что любят делать охотники?

А теперь прослушайте темы, и вы попробуйте определить, кому какая тема принадлежит.

Дайте характеристику темы волка?

Озвучивает тему волка медно -духовой инструмент валторна.

Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

Ну и тему охотников композитор вводит звучание выстрелов, которые изображают ударные инструменты: Литавры и Большой барабан.

Ну, а теперь я вам предлагаю посмотреть эту сказку.




Ответ: Петя

Ответ: весело, радостно


Слушание: темы Пети

Ответ Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

Ответ: марша


Ответ: скрипки




Ответ: имеют одну форму и играют на нем с помощью смычка


Ответы

Слушание: тема Дедушки




Ответ: Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.





Ответ: низкий





ОТВЕТЫ ДЕТЙ




Слушание: тема Птички

Ответ: радостное

Ответ: птичке

Ответ: флейта


Слушание: тема Кошки

Ответ: кошка

Ответ: Музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется.

Ответ: Мягкий, хитрый, осторожный.


Ответ: Низкий, мягкий, спокойный, бархатный


Слушают: тема Уточки

Ответ: уточка

Ответ: гобой

Ответ: Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.





Ответ: отрицательный


Ответ: Музыка страшная…

Ответ: стрелять


Слушают: тема волка и тема охотников. Определяют темы

Ответ: Грозная



Просмотр презентации.





Просмотр видео.

5. Физминутка

Предлагаю немножко отдохнуть

Выполняют пластические движения под музыкальное сопровождение.

6.Практическая работа.

Работа в парах. Закрепление темы.

Задачи этапа: организовать выполнение учащимися работы в группах; закрепить знания о музыкальных тембрах,

обеспечить самопроверку

Мы с вами познакомились с инструментами симфонического оркестра и с их голосами - тембрами. И я вам предлагаю сделать работу по группам. У вас на толах лежат листочки с заданиями, на них изображены герои известных вам сказок, вам нужно к каждому герою подобрать музыкальный инструмент, со своим характерным тембром и объяснить свой выбор.

Помните правила работы в группах.( на доске вывешиваются правила работы в группах, учитель озвучивает эти правила)

Групповая работа: выполнение заданий предложенных учителем.








7. Вокально-хоровая работа.

Задача этапа:

Развивать вокально-хоровые навыки.

Переходим к следующему этапу нашего урока.

Предлагаю вам послушать замечательную песню «Сказки гуляют по свету», это новая для вас песня, перед вами лежат листочки с текстом этой песни, слушаем и следите по словам.

О чем эта песня?

Для начала я вам предлагаю простучать ритм этой песни.

Давайте проговорим хором слова первого куплета и припева.

А теперь предлагаю вам прослушать первый куплет и на звук ля пропеть мелодию.

Ну теперь давайте пропоем все вместе.

Молодцы, на следующий урок мы продолжим работать над песней


Совместная деятельность: хоровое исполнение песни



Ответ: о сказках, о добре.

Работа с ритмом, отстукивают ритм песни.

Читают вслух вместе с учителем слова.

Продевают мелодию



8. Рефлексивно-оценочный этап.

Задача этапа : анализировать действия, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата.

- Итак ребята наш урок подходит к логическому завершению, посмотрите на доску, давайте еще раз вспомним, какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все задачи нам удалось найти ответ?

Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока, делают выводы.

Ответы детей демонстрируют уровень усвоения материала, владение терминологией, анализируют свою деятельность


9.Домашняя работа

Заполнить листы с заданием












https://youtu.be/dsPzmD8WU5g

https://youtu.be/UHVvKbVKXVU